КАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич
16/28.11.1856 - 17.12.1926), русский композитор, деятель хоровой культуры, музыкальный фольклорист. В 1893 окончил Московскую консерваторию (ученик П.И. Чайковского и С.И. Танеева). Работал в Синодальном училище (с 1900 - регент, с 1910 - директор), в 1918 преобразованном в Московскую народную хоровую академию. В 1918-23 управляющий народными хоровыми академиями Москвы и Петрограда. С 1922 профессор Московской консерватории. Декан дирижерско-хорового отделения, зав. кафедрой народной музыки.
До революции создал большое количество хоровых произведений (духовных и светских), насыщенных интонациями народной песенности. В церковных сочинениях пытался возродить древние формы знаменного пения и упрочить связи между церковной музыкой и народно-песенным, главным образом, крестьянским искусством (реквием "Братское поминовение", 1916). Одним из интересных образцов реставрации древнерусского певческого искусства стала обработка Кастальским хоров "Пещного действа" (XVII в.).
Выдающийся исследователь русского народного творчества.
Э. Афанасьев

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Кастальский Александр Дмитриевич

Кастальский, Александр Дмитриевич - выдающийся русский духовный композитор. Родился в 1856 г.; окончил Московскую консерваторию, где изучал гармонию, контрапункт и теорию композиции у Чайковского , Губерта и С. Танеева . Состоит директором Московского Синодального училища и Синодального хора, а также членом при училище ""Наблюдательного Совета"", ведающего деятельность церковных хоров в Москве и чистоту стиля исполняемых при богослужении церковных песнопений. На выработку его направления и характер его творчества оказал большое влияние С.В. Смоленский . В своих церковно-певческих и хоральных сочинениях Кастальский - представитель нового направления, ищущего прочных оснований чистоты стиля в самом складе дошедших до нас древних церковных напевов и русских народных песен. Глубоко изучив этот склад, с характерными для него попевками (т. е. постоянно встречающимися мелодическими оборотами), Кастальский в своих переложениях древних напевов оставляет их в неприкосновенном виде, но облекает тонкой контрапунктической тканью, основанной на разработке подголосков и попевок, являясь то своеобразным реставратором древнерусского хорового стиля, то творцом нового, усложненного современной техникой, но коренящегося в том же народно-русском стиле. Церковные песнопения Кастальского отличаются своей церковностью, искусной хоровой декламацией, подчеркивающей значение текста, и соответствием текста с характером музыки. В 1899 г. сочинения Кастальского исполнялись Синодальным хором в бытность его в Вене. Напечатано свыше 65 (отдельных названий) церковных песнопений Касальского (см. каталог, изданный П. Юргенсоном ), в том числе ""Литургия Святого Иоанна Златоуста""; ""Две русские песни"" (""Былинка"" и ""Слава""); ""Песни к родине""; ""Пещное действо"" (по древним напевам); ""Из минувших веков""; кантата ""Стих о церковном пении"" (к 25-летнему юбилею Синодального училища); ""Чтение дьяком люду московскому послания патриарха Гермогена к Тушинским изменникам в 1609 г.""; ""Празднования в древней Руси"" (круг языческих обрядов, со сценическим песнопением); ""8 пьес для фортепьяно на грузинские темы"" и прочее. - См. статью Н. Компанейского (""Русская Музыкальная Газета"", 1904).

Источник: Биографический словарь. 2008

Кастальский, Александр Дмитриевич

— композитор; род. в 1856 г. Окончил курс в Московской консерватории. Написал 28 духовно-музыкальных произведений, 8 пьес на грузинские темы для фортепиано, 2 русские песни для хора и многое др.


{Брокгауз}





Кастальский, Александр Дмитриевич


— род. 16 ноября 1856, музыкальное образование получил в московской консерватории в 1876—1882 (Чайковский, Губерт, Танеев). В 1887 поступил преподавателем по классу фп. в московское Синодальное училище церковного пения; 1899 помощник регента, в 1901 регент там же. В училище К. преподает — сольфеджио, обычное пение и контрапункт и состоит членом наблюдательного совета. К. — один из наиболее видных представителей нового — свежего и знаменательного течения в области русской духовной композиции: в его переложениях древних церковных напевов тесно сливаются воедино сохраняющая всю свою характерность церковная мелодия с музык. обработкой композитора, в которой находят себе строгое применение богатства контрапункта, гармонии и звуковых красок. К. с 1897 изданы 28 духовно-музыкальных произведений: Милость мира сербского напева, 2 №№ Знаменного распева, Ипатьевская, Невская; Херувимские песни — Знаменного распева, Старо-Симоновская, Софроньевская, напева Моск. Успенского Собора, Ектении Знаменного распева, "Бог Господь" и тропари в великую субботу и многое др. В печати еще 14 №№. Кроме того, изданы 8 пьес на грузинские темы для фп. и 2 русские песни для хора.


(П.).


{Риман}





Кастальский, Александр Дмитриевич


род. 28 ноября 1856 в Москве, ум. 17 дек. 1926 там же. Композитор. В 1876—1881 учился в Моск. конс.; теоретич. предметы проходил в кл. П. И. Чайковского, Н. А. Губерта и И. С. Танеева. В 1893 окончил конс. по кл. композиции. В 1888—1918 преподаватель хорового пения в моск. школах. С 1887 преподаватель, с 1891 помощник регента хора, с 1900 регент, с 1910 директор Моск. синодального училища. До 1922 зав. секцией студийной работы в моек. Пролеткульте, работал в дет. подотделе муз. отд. Наркомпроса, в Политпросвете военкомата Москвы. В 1918—1923 упр. нар. хоровыми академиями. С 1922 проф. Моск. конс., декан хорового отд. и зав. созданной им кафедрой нар. музыки. В 1923 вошел в Ассоциацию пролетарских музыкантов, в 1924—в Группу красной профессуры. Занимался исследованием рус. нар. музыки.


Соч.: оперы — Серый волк и Иван-царевич (1908), Клара Милич (по И. Тургеневу, Москва, 1916); для солистов, хора и симф. орк. — кантаты: Стих о церковном русском пении (1911), Братское поминовение героев... (на латинские обрядовые тексты, 1915, 2-я ред. 1916), 1905 (сл. А. Безыменского, 1925); для чтеца, хора и симф. орк. — В. И. Ленину (У гроба, сл. В. Кириллова, 1924); для хора и симф. орк. — Интернационал (обр., 1918), Гимн труду (сл. И. Филиппченко, 1920), Поезд (сл. П. Орешина, 1926); для солиста и симф. орк. — Сельскохозяйственная (Деревенская) симфония (1923); для хора и орк. рус. нар. инстр. — Сельские работы в народных песнях (4 тетради, 1920—1922), Красная Русь (сл. Н. Тихомирова), Песня про Ленина (1924), Песня товарищей Разина (сл. В. Каменского); для ф-п. — По Грузии (8 пьес на груз. нар. темы, 1901), цикл Из минувших веков (опыт муз. реставраций, 1-я тетр. — Китай, Индия, Египет; 2-я тетр. — Иудея, Эллада, На родине ислама; 3-я тетр. — Христиане; 4-я тетр. — Русь, Торжище в старину на Руси, 1905); для хора — Песни о Родине (сл. Н. Гоголя, И. Никитина, 1901—1903), Русь (сл. Н. Некрасова, 1923): музыка к драм. спектаклям "Стенька Разин" В. Каменского (1919), "Король Лир" В. Шекспира (1919). "Ганнеле" Г. Гауптмана (1919); обр. рус. нар. песен.


Лит. соч.: Особенности русско-народной музыкальной системы. М. — Пг., 1923, 2-е изд. 1961; Основы народного многоголосия. М., 1948.






Кастальский, Александр Дмитриевич


Род. 1856, ум. 1926. Композитор, дирижер, фольклорист. Ученик Чайковского, Танеева. Видный деятель русской хоровой культуры. Среди сочинений: "Серый волк и Иван-царевич" (дет. опера, 1908), "Клара Милич" (опера, 1916), "В. И. Ленину" (соч. для хора и оркестра, 1920), хоры а капелла и др. Автор теоретических исследований ("Особенности народно-русской музыкальной системы", 1923; "Основы народного многоголосия", 1948).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008