, Андреа дель (Castagno, Andrea del), наст. имя Андреа ди Бартоломео ди Симоне да Барджиэлла Ок. 1419/1421, Кастаньо — 1457, Флоренция. Итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Сведений о годах ученичества нет. В 1440 по поручению флорентийских властей изобразил на стене палаццо дель Подеста врагов правивших во Флоренции Медичи — членов семьи Альбицци в виде повешенных (не сохранилось). В 1442 работал в Венеции. В 1444 вступил в цех флорентийских живописцев. С начала 1444 и до 19 августа 1457, когда художник скончался во время эпидемии чумы, документы постоянно фиксируют его присутствие во Флоренции. Существует предположение о работе Кастаньо в Ватиканском дворце в Риме в 1454, не подкрепленное документальными свидетельствами. Творческое формирование Кастаньо, как и других флорентийских живописцев его поколения, связано прежде всего с традициями Мазаччо. Он испытал также существенное влияние скульптур Донателло. Немаловажное значение для Кастаньо имел и контакт с творчеством Доменико Венециано. Наследие Кастаньо, относящееся преимущественно к области монументальной живописи и созданное на протяжении 15 лет его творческого пути, отличает большая цельность. Уже в первой дошедшей до нас работе — выполненных с помощью Франческо да Фаенца росписях свода капеллы Сан Таразио (1442, Венеция, церковь Сан Дзаккария), включающих фигуры Бога-Отца и шести святых, определяются характерные черты его искусства: простонародный облик персонажей, обобщенность форм, энергия светотеневой лепки тяжелых, крупных масс, статуарное начало, сочетающееся с интенсивностью цвета, мощью сопоставления темно-синего фона с сиреневыми, охристо-желтыми, зелеными, льдисто-голубыми красками одежд. Эти стилистические черты находят дальнейшее развитие во флорентийских работах Кастаньо: двух полных драматического пафоса и суровости вариантах Распятия (ок. 1443, Флоренция, церковь Санта Мария Нуова; ок. 1453—1454, Флоренция, музей Сант Аполлония), росписях трапезной монастыря Сант Аполлония (ок. 1447—1449, Флоренция, музей Сант Аполлония), фресковом цикле виллы Кардуччи (ок. 1450—1451, Флоренция, галерея Уффици) и др. В то же время во флорентийских работах Кастаньо появляются признаки становления новых художественных вкусов, предвещающих искусство 2-й пол. XV в.: облагороженный типаж, более тонкая одухотворенность, динамика линий, интерес к движению; более отточенным, четко строящим форму становится рисунок, о чем, в частности, свидетельствуют синопии — подфресковые рисунки красной краской к росписям трапезной монастыря Сант Аполлония. Флорентийский период творчества Кастаньо отмечен значительными художественными открытиями. В росписях стены трапезной монастыря Сант Аполлония Кастаньо, развивая идею, воплощенную в XIV в. Т. Гадди, соединил в единую грандиозную композицию сцены Страстей Христа и Тайную вечерю, акцентировав последнюю и своими масштабами, и уплотненностью композиции, и достигнутой при помощи перспективы иллюзией ее выдвижения за пределы плоскости стены. Одновременно он нашел новую, сугубо ренессансную интерпретацию этой сцены. Традиционной трактовке Тайной вечери в ее мистическом значении как темы Евхаристии (причастия) Кастаньо противопоставил драматическое и человеческое начало, выделив тему предательства Иуды, изображенного отдельно от Христа и апостолов, по другую сторону стола, передав эмоциональную реакцию последних на слова Христа. Новые художественные принципы утверждаются и во фресковом цикле Знаменитые люди (ок. 1450—1451, Флоренция, галерея Уффици). Кастаньо не только создает величественные образы прославленных флорентийских поэтов, полководцев, государственных деятелей и знаменитых женщин древности, напоминающих в своих нишах ожившие статуи, но и разрабатывает новую декоративную систему, превратив при помощи обрамляющих ниши иллюзорных архитектурных элементов простое прямоугольное помещение в дворцовый ренессансный интерьер. Новое решение находит Кастаньо и в своей последней работе — фреске Конный памятник кондотьера Николо Толентино (1456, Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре). Повторяя по размерам и технике "терраверде" (зеленая земля) аналогичную фреску Уччелло (Конный памятник Джованни Акуто), Кастаньо создает новый, по сравнению с Уччелло, тип конного монумента, предвосхищающего своей динамикой и энергией скульптурный монумент Коллеони работы Верроккио.
Лит.: Richter G. M. Andrea del Castagno. Chicago, 1943; Russoli F. Andrea del Castagno. Milano, 1954; Salmi M. Andrea del Castagno. Firenze, 1961; Horner M. Andrea del Castagno. Oxford, 1980.
И. Смирнова
0.00 байт