[2(14). 3.1870, посад Большие Соли Костром. губ., ныне пос. Некрасовское Ярослав. обл. — 2.7.1948, Ленинград] — арт. оперы (бас), камерный певец, педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). Засл. деятель искусств РСФСР (1939). Род. в многодетной семье сельского священника. С девяти лет пел дискантом в церковном хоре. По окончании Костром. духовной семинарии переехал в Пензу, где под влиянием двоюродного брата — выпускника Петерб. конс. хормейстера А. Касторского начал серьезно заниматься вокалом. В этот период пел в разных хорах. В 1892 уехал в Петербург, где был принят в организованный И. Мельниковым "Бесплатный хоровой класс"; принимал участие в концертах п/у Ф. Беккера. В 1893 поступил в Петерб. конс. в кл. С. Габеля, однако через год был исключен, по определению учителя, "за безголосие и бездарность". (Позднее С. Габель признал, что эта оценка была неверной.) В Петербурге К. слушал итал. певцов А. Мазини, М. Баттистини, Ф. Наварини, А. Котоньи и пользовался их советами. В 1894 дебютировал в Пскове в оперной труппе Н. Шампаньера, с к-рой гастролировал в различных городах России (в т. ч. в Петербурге). В 1895 из-за болезни горла был вынужден оставить сцену. Два года работал регентом в хоре, организованном суконным фабрикантом Н. Красильщиковым (в юности обучался пению в Италии) в с. Родники Ярослав, губ., одновременно брал у него уроки. В 1897 после неудачных проб в петерб. Мариинском т-ре был принят в Киев. оперу (антр. И. Сетова), где выступал один сезон. В 1898 дебютировал в партии Верховного жреца ("Рогнеда") в Мариинском т-ре, где пел до 1918 и в 1923—30. Являясь солистом т-ра, поступил вольнослушателем в Петерб. ун-т на два ф-та (естественных наук и историко-филологич.), к-рые посещал три года. Постоянно совершенствовал свое сцен. и вокальное мастерство; работал над дикцией, фразировкой, пластикой (партию Златогора в "Пиковой даме" подготовил с балетмейстером Н. Легатом), развитием вокальной техники (под рук. И. Тартакова, M. Баттистини и А. Мазини). В 1907—09 был участником "Рус. сезонов" С. Дягилева в Париже и Лондоне. Часто выступал в Москве (Большой т-р, 1901, 1904, 1908, в 1918—23 солист этого т-ра; т-р "Аквариум", 1902); Опера С. Зимина, 1922), а также в Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе, Баку, Кисловодске, Томске, Казани, Самаре, в Крыму, в городах Сибири и Дальнего Востока; гастролировал в Праге, Берлине, Риге, Милане (т-р "Ла Скала", 1908), Мюнхене (1910), Лондоне (1911), Харбине (1922—24), в Японии (1925). Обладал полнозвучным, подвижным (легко справлялся с техническими трудностями), ровным голосом мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона (пел не только басовые, но и баритоновые партии), драм. дарованием (особенно проявившимся в вагнеровском репертуаре). Исп. отличалось высокой муз. культурой, выразительностью и изяществом. Уделял большое внимание гриму и костюму. Голос певца критики сравнивали с голосом А. Дидура. "Для передачи лирических моментов басовых партий трудно было в свое время представить себе лучшего исполнителя, тем более, что Касторский обладает способностью тонко вникать в самое глубокое чувство, в самые интимные оттенки человеческого переживания, выражаемые музыкой" (Э. Старк)*. Репертуар певца включал 35 партий.
1-й исп. партий: Капеллана ("Сарацин"), Гусляра ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Одона де Терри ("Миранда"), Гринева ("Капитанская дочка"), Старика в дворянской фуражке ("Лед и сталь"); в Мариинском т-ре — Собакина ("Царская невеста"), Нилаканты ("Лакме"); на рус. сцене — Хагена ("Гибель богов"), Вотана ("Золото Рейна"); в Париже — Пимена ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. А. Римского-Корсакова; 19 мая 1908, т-р "Гранд-Опера", силами артистов антр. С. Дягилева, дирижер Ф. Блуменфельд). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан (ок. 300 раз), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Пимен, Досифей, Гремин (ок. 500 раз). Считался одним из лучших исп. на рус. сцене партий Хагена и Вотана ("Валькирия", "Зигфрид", "Золото Рейна"). Др. партии: Борис Годунов, Рангони, Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Иван Грозный ("Псковитянка"), Юрий Токмаков, Варяжский гость, Старик-странник, Олоферн, Владимир Галицкий, Томский, Кочубей, Светлейший ("Черевички"); Лепорелло ("Дон Жуан"), Мефистофель ("Фауст" и "Мефистофель"), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Марсель ("Гугеноты"), Каспар ("Вольный стрелок"), Дон Пизаро, Спарафучиле, Сен-Бри, Генрих-Птицелов, Ландграф. Партнеры: И. Алчевский, А. Больска, А. М. Давыдов, Е. Збруева, Л. Липковская, Ф. Литвин, А. Нежданова, Ф. Шаляпин. Пел п/у И. Аркадьева, А. Коутса, Э. Купера, Ф. Мотля, Э. Направника, А. Никиша, Д. Похитонова.
К. был также выдающимся камерным певцом. В его репертуар входили произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римекого-Корсакова, П. Чайковского, Л. Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана. В дек. 1905 организовал ряд концертов "в пользу самейств пострадавших рабочих"; часто приезжал в родное село и давал бесплатные концерты для своих земляков. В 1907 организовал (вместе с М. Чупрынниковым, Н. Кедровым и Н. Сафоновым) вокальный квартет, в составе к-рого выступал в России и за границей (Париж, Лондон), пропагандируя рус. нар. песни. В 1909 в Петербурге принимал участие в исп. 9-й симфонии Л. Бетховена п/у О. Фрида, пел также в кантатах И. С. Баха. В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Иванов. обл., часто выступал перед бойцами и в госпиталях. Оставив оперную сцену, св. десяти лет выступал в концертах и пел на радио.
Вел пед. деят-сть в Ленингр. ГАТОБе, Ленингр. худож. студии и в Ленингр. конс. (проф.). Среди его учеников — В. Бунчиков.
Записывался на грампластинки (св. 150 произв.; иногда под псевд. Торский) в Петербурге ("Граммофон", 1901, 1907—09; "Пате" 1904, 1909, 1911), Москве ("Грампласттрест", 1935), Ленинграде ("Грампласттрест", 1937; "Ленмузтрест", 1939), Берлине (1924). В возрасте 77 лет записал для Ленингр. радио на магнитную пленку ряд произв. рус. композиторов.
В годы Отечественной войны певец пожертвовал все свои сбережения в фонд обороны страны.
Соч.: Отделывал каждую фразу, каждое движение //Гатобовец (Л.). 1935. № 7; Из воспоминаний // За сов. искусство. 1947. № 6; № 9; Автобиография (рук.). — в ЛГТМ; Мемуары (рук.). — в ЦГАЛИ, ф. 1922, оп. 1, ед. хр. 9.
Лит.: Божеpянов И. H., Kapпов Н. И. Иллюстрированная история русского театра XIX века. — СПб., 1904. Т. 2. С. 36; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 48; СвириденкоС. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты Петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 76—77; М-ий В. Руслан и Людмила // Жизнь искусства. — Л., 1926. № 14. С. 18; Старк Э. (Зигфрид)*. Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — М.; Л., 1940. С. 128—131; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 387—388; Озерский И. Артист-самородок // Сов. рабочий (Ярославль). 1964. 15 дек.; Кpюков А. Н. Музыка в кольце блокады. — М., 1973. С. 5—7; Пеpепелкин Ю. Солист оперы // Ленингр. правда. 1980. 26 сент.; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе: Страницы воспоминаний. — Л., 1984. С. 75.
Касторский,
Владимир ИвановичРод. 1870, ум. 1948. Певец (бас). Пел на сцене Мариинского театра (с 1898). Среди партий: Руслан ("Руслан и Людмила"), Сусанин ("Жизнь за царя"), Мельник ("Русалка"), Вотан ("Кольцо нибелунга"), Хаген ("Гибель богов") и др. Заслуженный деятель искусств России (1939).