ода, поэма панегирического или дидактического содержания
касыда
КАСЫДА
жанр поэзии Востока и Азии, большое панегирическое или религиозно-назидательное стихотворение с лирическим вступлением. Касыда состоит из двустиший: в первом высказывается основная мысль всей касыды, в последнем – пожелание или просьба восхваляемому лицу.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
КАСЫДА
(араб.) — жанровая поэтическая форма в литературах народов Ближнего и Среднего Востока, Средней и Южной Азии. Обычно — панегирическое стихотворение, восхваляющее какое-либо лицо. Имеет значительный объем (от 20 до 200 бейтов–двустишей), монорифм (рифма по системе аа, ба, ва, да) и трех-частную композицию. Первая часть — лирическое вступление, в котором оплакивается разлука автора с возлюбленной, вторая — описание пути поэта к вос-хваляемому лицу, третья — восхваление. Позже появляются философские касыды. Поскольку в них упоминаются имена многих исторических лиц, а также перечисляются реальные события, касыды становятся важным источником информации для историков. Выдающимися мастерами этого жанра были средневековые арабские поэты — Имру-уль-Кайс (VI в.), Абу Гам-мам (IX в.), персидско-таджикские — Унсури, Анвари (XI в.), азербайджанец Хагани (ХII в.). Касыда послу-жила основой для формирования целой системы поэ-тических жанров. Первая, лирическая часть, стала от-правной точкой в создании любовной лирики и поэзии, воспевающей радости жизни. Вторая часть да-ла начало «охотничьей» поэзии, а также возвеличиванию героизма и благочестия. Третья часть — жанрам оплакивания и осмеяния.