Катафатическое богословие

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Катафатическое богословие
богословие, которое, в отличие от апофатического, описывает Бога посредством положительных определений. Религиознодуховное основание К. б. дается чудом Боговоплощения, ибо оно есть Откровение, в котором Бог в Лице Сына Своего открывает Себя миру как Отца Небесного, как Всевышнюю Силу любви, красоты, всякого блага и спасения. Однако первенство апофатического принципа в православном богословии не позволяет замыкать человеческий ум даже в самых возвышенных и утонченносимволических представлениях о Боге. Эти представления отчасти выражают природу Высочайшего Существа, но весьма условным и внешним образом. Поскольку Бог неисчерпаем нашими определениями, то К. б. в конечном счете призвано дать не знание собственно Божественной природы, но образы, символы, идеи, способные обратить нашу духовную интуицию и наш разум к практике мистического созерцания, превосходящего всякое рациональное ведение. К. б., стало быть, не противоречит апофатическому, а, наоборот, способствует углублению изначального православного апофатизма.

Источник: Краткий православный словарь.

KАТАФАТИЧЕСKОЕ БОГОСЛОВИЕ
богословие, которое, в отличие от апофатического, описывает Бога посредством положительных определений. Религиозно-духовное основание катафатического богословия дается чудом Боговоплощения, ибо оно есть Откровение, в котором Бог в Лице Своего Сына открывает Себя миру как Отца Небесного, как Всевышнюю Силу любви, красоты, всякого блага и спасения. Однако первенство апофатического принципа в православном богословии не позволяет замыкать человеческий ум даже в самых возвышенных и утонченно- символических представлениях о Боге. Эти представления лишь отчасти выражают природу Высочайшего Существа весьма условным и внешним образом. Поскольку Бог неисчерпаем нашими определениями, то катафатическое богословие в конечном счете призвано дать не знание собственно Божественной природы, но образы, символы, идеи, способные обратить нашу духовную интуицию и наш разум к практике мистического созерцания, превосходящего всякое рациональное ведение, и, стало быть, не противоречит апофатическому, а, наоборот, способствует углублению изначального православного апофатизма.

Источник: Православие. Словарь-справочник.