греч. katharsis – очищение) – термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание. В «Поэтике» Аристотеля это очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. В психоанализе З. Фрейда – один из методов психотерапии.
Катарсис
Катарсис
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
КАТАРСИС
очищение; согл. воззрениям греков, телесное и душевное здоровье человека зависит от гармонич. сочетания всех элементов и «сил». Медицина восстанавливает разруш. гармонию очистит. процедурами; поэзия и музыка также «очищают» и освобождают душу и дух человека своим благотворным влиянием. Пифагорейцы приписывали катартич. действие музыке, а Аристотель — еще и аффектам, вызываемым трагедией — страхом и состраданием.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
КАТАРСИС
(греч. Catharsis — очищение) — термин у древних греков, обозначающий телесное и душевное здоровье человека, определяемое гармоничным сочетанием всех элементов и «сил». Греки трактовали катарсис в трех значениях: религиозном, медицинском, эстетическом. В религиозных культовых церемониях катарсис понимался как внешняя и внутренняя чистота человека при его общении с богом. Медицинский катарсис озна-чал гармоническое сочетание всех физических сил человеческого организма. Эстетический катарсис связывался с очищающим действием музыки на душу.
Катарсис
греч. ???????? - очищение)
понятие, употребленное Аристотелем при определении трагедии, к-рая «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей» (Поэтика. Гл. 6). Это краткое и недостаточно ясное высказывание породило множ-во толкований, в т. ч. нравственное (К. воспитывает зрителя), психиатрическое (дает душевное облегчение), медицинско-ритуальное (исцеляет подобным), интеллектуальное (освобождает от ошибочного мнения).
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
понятие, употребленное Аристотелем при определении трагедии, к-рая «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей» (Поэтика. Гл. 6). Это краткое и недостаточно ясное высказывание породило множ-во толкований, в т. ч. нравственное (К. воспитывает зрителя), психиатрическое (дает душевное облегчение), медицинско-ритуальное (исцеляет подобным), интеллектуальное (освобождает от ошибочного мнения).
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Катарсис
(греч. очищение). Согласно воззрениям греков, телесное и душевное здоровье человека зависит от гармонич. сочетания всех элементов и «сил» (dynameis). Медицина восстанавливает разруш. гармонию очистительными процедурами; поэзия и музыка также «очищают» и освобождают душу и дух человека своим благотворным влиянием. Пифагорейцы приписывали катартич. действие музыке, а Аристотель — еще и аффектам, вызываемым трагедией, — страхом и состраданием. Не вполне понятно, каков смысл аристотелевского выражения «katharsis pathematon» — имел ли он в виду «очищение страстей» (т. е. устранение излишнего, избыточного) или «очищение от страстей» (т. е. полное избавление от них). Правильность первой интерпретации может быть подтверждена аристотелевским учением о «середине»; вторая правдоподобна в том случае, если «phobos» и «eleos» означают у Аристотеля не «страх» и «сострадание», а «отвращение» и «жалость». По мысли Лессинга, К. очищает страсти, доводя их до степени «опытов благонравия». Б. Брехт называл аристотелевский К. «омовением» (waschung), которое «совершалось непосредственно ради удовольствия». У Платона К. становится предпосылкой погружения души в лоно божества, а тем самым совокупностью всех человеч. добродетелей.
Источник: Словарь античности. 1989