, Франц Людвиг (Catel, Franz Ludwig) 1778, Берлин — 1856, Рим. Немецкий художник, рисовальщик французского происхождения. Обучался в Академии художеств Берлина (с 1799). Посетил Париж, где изучал произведения итальянских художников, особенно Рафаэля. С 1811 работал в Италии, сблизился с назарейцами. Имел мастерскую около площади Испании. В 1824 совершил путешествие в Помпеи, Пестум, Салерно, Неаполь (с французским археологом А. А. Меленом). Исполнил рисунки к изданию о памятниках Помпеи (Descriptions des tombeaux qui ont ete decouverts a Pompei dans l’annee 1812 (1813, Naples). Принял католичество, женившись на итальянке. В 1816—1817 участвовал в росписях дворца прусского консула в Риме С. Бартольди (Каза Бартольди). В Неаполе сдружился с Джачинто Джиганте, испытал влияние мастеров "Скуола Позилиппо". С 1826 вместе с Джиганте работал над графической серией пейзажей Живописное путешествие в Королевство Обеих Сицилий (Viattico pittoresco nel Regno delle Due Sicilie), изданных Р. Либераторе в Неаполе в 1834. Подобно И. Х. Далю, писал виды Везувия. Колорит римской жизни ярко передает известное полотно Кателя Принц Людвиг Баварский в испанской траттории в Риме (1824, Мюнхен, Гос. баварские художественные собрания). На фоне римского пейзажа, видимого сквозь открытую дверь, изображены принц Людвиг I Баварский, Б. Торвальдсен, назарейцы — Л. Шнорр фон Каросфельд, К. Ф. Фор, советник и врач принца — доктор Рангсей. В траттории дона Раффаэле Англада на Рипа Гранде северные мастера, находившиеся под покровительством принца Людвига, собирались за бокалом испанского вина. В 1819 Катель принял участие в первой совместной выставке назарейцев в римском палаццо Каффарелли. Римской жизни посвящена и его картина Шинкель в Неаполе (Берлин, Нац. галерея). Известный немецкий архитектор изображен на фоне открытого в сад окна (этот мотив любили художники-романтики), рядом с ним атрибут римской жизни — греческая ваза из собрания консула Бартольди. Характерная сцена из римского быта передана на полотне Римские пифферари (1820—1825, частное собрание). Столь же колоритны неаполитанские работы Кателя (Вид Неаполя из окна, 1824, Кливленд, Художественный музей; Неаполитанский рыбак и его дочь, Копенгаген, Музей Торвальдсена), в которых также присутствует романтический прием изображения пейзажа, видимого через открытое окно или дверь. Подобно назарейцам, Катель много рисовал в Италии, работал в технике акварели. Облик известной римской натурщицы Виттории Кальдони передает рисунок Портрет В. Кальдони (частное собрание). Часто в графике художника возникает образ виллы Мальта, находившейся в собственности монахов церкви Тринита деи Монти. В 1827 она была приобретена принцем Людвигом. Вилла получила название от имени посла Мальты Дж. Л. Буальи де Бретей, жившего на ней в 1775—1777. Здесь бывали многие известные исторические деятели эпохи (И. Г. Гердер, Б. Торвальдсен, семейство фон Гумбольдт и др.). В рисунках Кателя изображены виды виллы из разных уголков Рима, чаще всего от террасы дома на виа Систина, откуда также виден монастырь Сан Исидоро, где, как и на вилле Мальта, жили в разное время назарейцы.
Лит.: The Age of Neo-Classicism. The fourteenth Exhibition of the Council of Europe. The Royal Academy and the Victoria and Albert Museum. London, 9 sept. — 19 nov. 1972. London, 1972.
Е. Федотова
0.00 байт
Евлампий Никифорович Кательников - историк донского казачества
Посвящается донскому казачьему историку первой четверти XIX в. есаулу Е.Н. Кательникову. Он был участником войны против наполеоновской Франции, а после войны возглавил секту духоносцев на Дону и был сослан в Соловецкий монастырь.