Катулл, Гай Валерий

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Катулл Гай Валерий
(лат. Catullus, 87 или 84 – ок. 54 гг. до н. э.) — римский поэт. В его стихотворениях содержатся некоторые подробности его жизни. Его стихи представляют собой жалобы на суровую судьбу. Одним из первых применил в латинской поэзии различные формы и стили греческой поэтики.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Катулл, Гай Валерий
лат. Gajus Valerius Catullus)
(ок. 87 - ок. 54 до н.э.)
   римский поэт, выходец из Вероны; был представителем неотериков - последователей александрийских поэтов; дружил с историком Корнелием Непотом, отрицательно относился к Цицерону и Цезарю. Героиней стихов К. была Лесбия, прототипом которой послужила знатная римлянка Клодия.
   Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений / Изд. подг. С.В. Шервинский, М.Л. Гаспаров. М., 1986; Шталь И.Е. Поэзия Гая Валерия Катулла: типология художественного мышления и образ человека. М., 1977.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 84-54 до н. э.)
   Римский поэт, родился в Вероне. Юношей перебрался в Рим и быстро присоединился к компании светских молодых людей, ведших богемный образ жизни. Был страстно влюблен в Клодию (воспетую под именем Лесбии), которая оставила его ради юного друга Цицерона Келия. В некоторых из своих ранних произведений нападал на Цезаря, но потом примирился с ним. О его жизни очень мало сведений, кроме тех, что разбросаны в его стихотворениях. Катулл был ведущей фигурой среди новых поэтов поздней Республики. Он сломал старые римские традиции и нашел образцы для себя в греческой поэзии, в изысканном александрийском стиле, в безыскусной лирике Сапфо. Его поэзия неизменно оказывала влияние на лирических поэтов, особенно со времен Петрарки. Сохранившиеся тексты были взяты из рукописи, которая ныне признана утерянной. Традиционно считается, что она была найдена в Вероне в конце 13 в., где ее использовали как затычку в бочке с вином.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   рим. поэт. Род. в Вероне, в зажиточной семье. Переехав в Рим, оказался в центре полит, и культ, жизни, завязал знакомство с видными деятелями и поэтами-неотериками, оказавшими на его мировоззрение значит, влияние. В 57 совершил путешествие в Вифинию. Сб. произв. К. состоит из 116 стихотв. Первыми в нем помещены написанные на разл. темы небол. стихотв., рассказывающие о душевных переживаниях поэта, связанных со смертью брата, предательством друзей, несчастной любовью. В стихотв., посвященных возлюбленной поэта - Лесбии, отразились все этапы их отношений: счастье и размолвки, ссоры и примирения. Свои взаимоотн. с Лесбией К. пытается осмыслить в традиц. понятиях рим. нравственных ценностей - дружбы, верности, надежности. О своей любви поэт говорит как о свящ. чувстве, возвышающем человека. Рассыпанные без всякой последоват. по сб., написанные разн. размерами, стихотв. подчеркивают постоянную перемену настроений К., чередование горя и радости, сопровождавших его неспокойную жизнь. 2-ю часть сб. сост. большие произв.: два эпшпаламия, поэма «Аттис», мифолог, эпиллий «Свадьба Пелея и Фетиды» и переложение поэмы Каллимаха «Локон Береники». Завершают сб. разнообразные эпиграммы. Поэтич. язык К. отличается экспрессивностью, изобилует прилагательными в превосходной сте­пени, увеличительными и уменьшительными суффиксами. Нередко встречаются грубые простонар. выражения.
   Лит.: Шталь И. В. Поэзия Гая Валерия Катулла. М., 1977.
   Е.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Катулл, Гай Валерий
ок.84-ок. 54 гг. до н. э., римский поэт. Происходил из семьи состоятельных веронцев. Учился в Риме. Никогда не проявлял политических амбиций. В 57 г. в свите пропретора Гая Меммия прибыл в Вифинию, где посетил могилу своего брата. Вернулся в Рим уже в 56 г. В Риме примкнул к группировке молодых поэтов, прозванных неотериками, многие из которых, как и он сам, были уроженцами Южной Италии. Именно тогда он влюбился в Клодию, сестру знаменитого трибуна Публия Клодия. Эта любовь принесла ему много разочарований и оказала глубокое влияние на все его творчество, где Клодия выступает под именем Лесбии. Произведения К. сохранились в средневековых рукописях в виден сборника про заглавием Книга Катулла из Вероны (Catulli Veronensis liber), быть может, составленного самим автором. Этот сборник состоит из трех частей: средняя содержит 18 более крупных произведений (61-68), тогда как первая, метрически чрезвычайно разнообразная (1-60), и последняя (89-116) включают в себя короткие стихотворения, причем, начиная с 65 песни все произведения написаны исключительно элегическим дистихом. В коротких стихотворениях основная тема - это любовь К. к Лесбии, его счастье, а потом ревность, разочарование и горечь. Величие поэта проявляется прежде всего в огромной силе его чувства, которую мы находим также в элегии о могиле брата (и в двух других упоминаниях о его смерти) и в других произведениях, посвященных как друзьям, так и врагам. К. ожесточенно нападал на своих соперников, удостоившихся внимания Лесбии, но порой и на других, неизвестных нам людей. Высмеивал Цезаря и его сторонников, часто довольно метко, полемизировал с представителями традиционных поэтических направлений. Хотя К. представляется прежде всего поэтом пылких страстей, как в любви, так и ненависти, его произведения являются плодами тщательной художественной отделки. Их бросающаяся в глаза простота и естественность - лучшее свидетельство совершенного владения К. поэтическим мастерством. В крупных произведениях К. за формальный образец принимаются чаще всего нам неизвестные сочинения александрийских поэтов, они так же демонстрируют широкую эрудицию, однако несут и нигде ранее не встречавшийся оттенок чувствительности. В свадебной песне, посвященной Манлию Торквату и Винии Аврункулее (61) К. удалось передать свои теплые чувства к молодой паре; велико очарование и другой песни на ту же тему (62), где состязаются между собой хоры девушек и юношей. Неистово-грозовой атмосферой насыщена поэма о юноше по имени Аттис (63), написанная трудным и малоупотребительным размером (так называемым галламбахом). Она рассказывает о трагедии молодого грека, почитателя богини Кибелы, который в приступе оргиастического безумия лишает себя мужского достоинства. Вероятно, на образцы александрийской поэзии ориентирована поэма Свадьба Пелея и Фетиды, эпиллион в 408 гекзаметрах. Контраст с картинами свадебного веселья составляет здесь развернутое (более половины всей поэмы) повествование об Ариадне, брошенной Тесеем на острове Наксос. Отрывок 67 представляет собой оригинальную версию типичного для эллинистической поэзии сетования влюбленного у закрытых дверей возлюбленной. К. разговаривает с дверью, и этот диалог раскрывает довольно свободный образ жизни хозяйки дома, некоей веронской дамы. Это поистине "жалоба двери" а не "жалоба влюбленного". Во всем творчестве К. мы находим следы влияния его великих предшественников, как поэтов эллинистической эпохи (Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит), так и более ранних (Архилох, Сапфо, Еврипид, Аристофан). Среди стихотворений, посвященных Лесбии, обращает на себя внимание великолепная парафраза песни Сапфо (51), а среди крупных произведений - довольно верный перевод элегии Каллимаха Локон Береники. В любом случае, К. является новатором, а его непреходящей заслугой представляется введение в элегию субъективного элемента, где миф становится средством выражения самых глубоких переживаний поэта. Его творчество открыло дорогу позднейшим римским поэтам, особенно Проперцию и Тибуллу, а также Горацию.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999