, Антонио (Cavalucci, Antonio) 1752, Сермонета — 1795, Рим. Итальянский живописец, один из ярких мастеров эпохи неоклассицизма. С 14 лет жил и учился в Риме. Занимался в мастерской С. Поцци, под руководством которого исполнял рисунки и слепки с произведений античной скульптуры. В 1771 получил первый приз на Климентинском конкурсе за рисунок Три ангела, явившиеся Аврааму. В 1773 удостоен второго приза на конкурсе Балестры за полотно Прощание Гектора с Андромахой (Рим, Академия Св. Луки). С юности ему покровительствовал герцог Ф. Каэтани, при дворе которого работал его отец. Испытал влияние К. Маратти, проявившееся в раннем полотне Давид и Абигайль (Венеция, фонд Чини). Для Ф. Каэтани художник исполнил росписи нижнего этажа его дворца на виа делле Боттеге Оскуре в Риме, изобразив композиции с парными фигурами (Аталанта и Гиппомен, Диана и Аполлон, 1776—1780) и аллегории, прославляющие семейство Каэтани (1786, Аллегория Происхождения музыки для музыкального салона). Покровительство художнику оказывал и папа Пий VI, назвавший его "Рафаэль нашего времени". По заказу монсиньора Ф. дельи Альбицци и при поддержке папской курии получил заказ на исполнение четырех десюдепортов для собора Св. Петра — Призвание апостолов Петра и Андрея, "Камо грядеши?", Освобождение св. Петра, Павел и Барнаба перед Петром. В 1787—1788 совершил путешествие по Северной Италии, увлекся живописью Корреджо, Андреа дель Сарто, фра Бартоломмео. Возвратившись в Рим, по заказу Ф. дельи Альбицци написал большую алтарную картину Св. Филипп и св. Яков для приходской церкви в Полидоро, около Рима (эскиз — собрание Лемм). С 1786 — член Академии Св. Луки, с 1788 — конгрегации "Виртуозы Пантеона". Был дружен с Дж. Г. де Росси, главой португальской Академии художеств в Риме, оставившим воспоминание о Кавалуччи в своем труде Memorie per le Belle Arti (1796). Являлся также членом римской Академии Аркадия, где получил имя пастушка Ипомьеро Сермонео. Друг Кавалуччи, поэт А. Буонафеде, член Аркадии, часто подсказывал художнику сюжеты для его произведений. Например, для большого алтарного образа собора в Пизе Инвеститура св. Бона (ок. 1792, Рим, собрание Лемм). Белые и красные цвета эффектно сочетаются в одеждах св. Бона, патрона Тосканы, молодой девушки, получающей из его рук облатку, и юноши в плаще, стоящего справа. Крупной работой стала и роспись зала палаццо Альтьери в Риме, украшавшегося по случаю бракосочетания принца Палуццо Альтьери с принцессой Марианной Саксонской. Программа росписи на сюжеты из римской истории (Кавалуччи был поручен сюжет Тарлея указывает Титу вход на Капитолий) была составлена аббатом, членом Аркадии В. М. Джовинацци. В украшении дворца приняли участие известные мастера (А. фон Марон, Дж. Кадес и др.). Современники отмечали холодность образов и "бриллиантовые" светящиеся краски в работах Кавалуччи. По протекции папы были созданы такие произведения, как Введение Марии во храм (Сполето, собор), Сон Иосифа (Субиако, церковь Сант Андреа), Мадонна дель Розарио (Сеполькро, собор), Распятие (Карпентра), Иоанн Евангелист, (Урбино), Св. Иосиф Каласанцио (1790, госпиталь Сан Спирито, ныне — палаццо дель Борго). Кавалуччи создавал портреты небольшого формата, в которых стремился к раскрытию внутреннего мира человека. Таковы его полотна Портрет Франческо Каэтани (Рим, фонд Каэтани), Портрет Джироламо Сильвестри (Ровиго, Академия деи Конкорди), Портрет Ромуальдо Браски (частное собрание), Портрет принца Бельведер (Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте). Папа Пий VI остался недоволен своим портретом (частное собрание) и передал заказ Г. Ланди.
Лит.: De Rossi G. Vita di Antonio Cavalucci da Sermoneta, pittore. Venezia, 1796; Cavalucci Antonio // La Pittura. 1990. Vol. 2. P. 659—660; Kunze M. Cavalucci Antonio // Allgemeines Kunstler-Lexikon. 1997. Vol. 17. P. 377—379; Cavalucci Antonio // Dizionario biografico degli italiani. Vol. 23. P. 1—5.
Е. Федотова