Казахи на Урале

Найдено 1 определение
Казахи на Урале
К. (самоназв. – казах, казак, устаревшее назв. – киргизы, киргизказаки, киргиз-кайсаки) – тюркоязычный народ. Традиционными землями обитания к. были терр. южнее р. Уй и восточнее р. Урал. На крайнем юге и юго-востоке этого ареала проживают к., входившие в состав Младшего жуза (племен жетыру, байулы, которые в основном являются потомками населения Золотой и Ногайской Орды); вдоль р. Уй и в верховьях рр. Тогузак и Аят (юго-восток региона) – в состав Среднего жуза (племен кипшак, кирей, которые мигрировали в степное Зауралье из Центр. Казахстана под давлением джунгар). Значительная часть племен жетыру (род жагалбайлы) и кипшак в сер. XVIII в. была вовлечена в меновую торговлю с Россией, которая осуществлялась вдоль Оренб. укрепленной линии. Недалеко от Оренбурга был построен Меновой двор, предназначенный для торговли с к. и среднеазиатскими купцами. Ежегодно к. пригоняли сюда порядка 150–200 тыс. голов скота. Интенсивный торговый обмен происходил и в др. крепостях Оренб. линии, в частности в Троицке (см. Мусульмане на ярмарках Урала). В кон. XVIII – нач. XIX вв. часть к. на своих зимовках, расположенных в Оренб. губ., стала переходить к полукочевому и оседлому хозяйству. В Оренбурге, Троицке и др. центрах Оренб. губ. сформировалась целая плеяда интеллигенции из числа к. Губ. власти уделялось большое внимание развитию у к. системы светского образования (см. Политика в области просвещения казахов: роль Оренбурга). Для детей знати к. при Меновом дворе в Оренбурге также была открыта спецшкола. В 1840 г. было образовано Азиатское отделение (Второй эскадрон) Оренб. Неплюевского кадетского корпуса, на которое принимались и дети к. Выпускники кадетского корпуса М. Бабаджанов, С. Джантюрин, Тлеу и Альмухамед Сейдалины впоследствии стали действительными членами Оренб. отделения Русского географического общества. В 1850 г. была открыта Школа для «киргизских» (казахских) детей при Оренб. пограничной комиссии, где учился видный казахский обществ. деятель Ибрай Алтынсарин. Его стараниями в 1886 г. была создана Орская, с 1889 г. – Оренб. киргизская (русско-киргизская) учительская школа, ставшая гл. поставщиком учителей для русско-казахских школ. В 1847 г. для обучения детей к. была открыта фельдшерская школа, а в 1850 г. в Оренбурге начала свою работу русско-казахская 7-летняя школа. В 1860 г. в Оренб. и Уральском укреплениях, в фортах Перовский и № 1 были открыты школы для детей к., каждая из которых была рассчитана на 25 воспитанников. Аналогичное учебное заведение – Училище для киргизских (казахских) детей в г. Троицке – было открыто в 1861 г.. При губ. гимназии в 1868 г. был организован особый пансион с 30 казенными вакансиями для оренб. к. Значительное число к. училось в медресе «Расулия» в Троицке. В Оренбурге в 1913 г. была издана первая нац. газета «Казах». С Юж. Уралом тесно связана творческая деятельность известных казахских поэтов, писателей, публицистов, просветителей, музыкантов и гос. деятелей. Среди них – Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Жиенгали Тлепбергенов, Беимбет Майлин, Сабит Муканов, Ахмет Байтурсунов, Сакен Сейфуллин, Миржакып Дулатов, Абдрахман Айсарин, Таир Жароков, Алиби Джангильдин и др. Активный процесс формирования нац. интеллигенции привел к тому, что в нач. ХХ в. Оренбург стал центром обществ.-политич. движения к. Здесь закладывались основы государственности к. В апреле 1917 г. в Оренбурге прошел областной казахский съезд, на котором присутствовало св. 300 делегатов, в июле 1917 г. – I Всеказахский съезд, на котором была принята программа партии «Алаш» и выдвинуто требование создания нац.-терр. автономии. В состав партии вошли А. Алдияров, А. Имамбаев, Б. Маметов, А. Беремжанов. В декабре 1917 г. в Оренбурге прошел II Всеказахский съезд, депутаты которого объявили о создании нац.-терр. автономии АлашОрда и избрали ее прав-во под председательством А. Букейханова (см. Оренбург и первые российские нац. автономии: 1919–1920 гг.). Оренбург был первой столицей сов. Казахстана (Киргизской АССР) с 1920 по 1925 г. С 4 по 12 октября 1920 г. в Оренбурге прошел Учредительный съезд Советов Киргизской АССР, на котором было избрано первое казахское прав-во в составе С. Мендешева, В. Радус-Заньковича, А. Джангильдина, С. Сейфуллина и др. Первые десятилетия сов. власти сопровождались активными миграционными процессами к. населения на обширной терр. быв. Оренб. губ. (к 1939 г. в Оренб. (Чкаловской) обл. проживало 71,4 тыс. к.). Здесь оседали казахские семьи, бежавшие от голода, засухи и коллективизации. От коллективизации к. бежали и на Ср. Урал. К кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. относится первая волна миграции к. в Свердловскую обл. Они поселились в Североуральске, Ниж. Тагиле, Ирбите, Богдановиче, Каменск-Уральском и в сельской местности. В эти же годы проходил процесс поэтапного землеустройства к. и перехода их на оседлость. В 1920–1930-е гг. в Оренбуржье сложилась целостная система нац. образования, в т.ч. на казахском яз. Так, в 1929/30 уч. г. действовали 25 казахских школ, в которых обучалось 820 учеников; перед войной число школ составило уже 145. Хотя к концу войны численность школ несколько уменьшилась до 103, в первые послевоенные годы система нац. образования сохранилась и продолжала развиваться, несмотря на многочисленные трудности. Так, в 1951 г. в обл. насчитывалась 131 нац. школа для к. Однако с кон. 1950-х гг. произошел отказ от принципа преподавания на родном яз., т.к. сов. и партийное руководство поставили задачу строительства социально и национально однородного общества. Процесс создания новой исторической общности людей, «сов. народа», предусматривал интенсификацию распространения русского яз. Постепенно преподавание родного языка перешло в статус этнокультурного компонента. В 1967 г. в обл. работали только 17 школ, где казахский яз. преподавался как предмет (6 начальных, 5 восьмилетних и 5 средних школ), в них обучалось 4302 ученика. Для перебравшихся в Свердловскую обл. к. этот период характеризовался развитием широкой сети сельских поселений, ранее не характерных для региона. Как отмечает Л.Н. Мазур, в 1959 гг. на терр. обл. было зарегистрировано 44 малодворных аула к., в 1970 г. – 45. Наибольшее их число приходилось на юг и юго-вост. обл. (см. Сельское тюрко-мус. население Свердловской обл.). Часто в переписных материалах они обозначались как бригады или фермы совхозов и колхозов. Чаще всего жителями аула выступали члены одной семьи. В 1979 и 1989 гг. их число сократилось до 6, что было связано с их малолюдностью и полукочевым характером жизни к. Во 2-й пол. ХХ в. сообщества к. начинают складываться в более северных регионах Урала: Пермском крае, республиках Удмуртия и Коми; миграция сюда носила как трудовой, так и личностный характер (учеба, служба в армии, распределение). В 1959 г. к. составляли 4,2% населения Оренб. обл., затем этот показатель непрерывно рос: в 1970 г. – 4,5% (93,2 тыс.), в 1979 г. – 4,7% (98,6 тыс.), в 1989 г. – 5,1% (111,5 тыс.). По данным переписи 2002 г., в Оренб. обл. проживало 125,6 тыс. к. (5,8% населения обл.), Челябинской обл. – 36,2 тыс. (1%), Курганской обл. – 14,8 тыс. (1,45%) – в этих регионах к. проживают вдоль границы с Казахстаном; в Свердловской обл. – 4,4 тыс., Пермском крае – 0,8 тыс., Респ. Коми – 0,6 тыс., в Удмуртии – 0,3 тыс. К. компактно расселены в ряде южных и вост. р-нов Оренб. обл., где они составляют от 12 до 45,5% районного населения (см. Казахи и башкиры Оренб. обл.: демографический обзор). В Курганской обл. местами компактного проживания к. являются ряд юго-западных р-нов, в Челябинской обл. – Кизильский, Нагайбакский, Брединский, Верхнеуральский, Агаповский, Карталинский, Варненский, Троицкий, Чесменский р-ны, где они составляют от 4 до 13,5% населения. С целью удовлетворения этнокультурных потребностей к. создан ряд обществ. движений и организаций: в Оренб. обл. – Ассоциация казахов Оренбуржья (рук. А.Р. Муширов), которая объединяет 13 нац.-культурных обществ. объединений; в Свердловской обл. – региональная нац. обществ. организация «Центр содружества Урал-Казахстан» (рук. А.Р. Рауфф); в Челябинской обл. – культурный центр «Бирлик» (рук. А.С. Комелькова), казахский обществ. центр «Азамат» (рук. Б.Г. Хасанов); в Курганской обл. –Региональная НКА (рук. А.С. Биисов). Их гл. задачей является развитие отношений между Казахстаном и регионами своего проживания, консолидация к., проведение культурных мероприятий, преподавание языка и сохранение культуры. В ряде регионов действуют творческие коллективы к., проходят выставки и научные конференции: «К. Юж. Урала: история и современность» (1996), «К. Оренбуржья: история и современность» (2005), «Вместе на одной земле. Этническая история и культура к. Оренбуржья» (2006). Вузы Урала успешно сотрудничают с учебными заведениями Казахстана, между рядом ун-тов заключены партнерские соглашения, проводятся совм. научные конференции. С религиозной точки зрения к. – мусульмане-сунниты, придерживающиеся ханафитского мазхаба. Ислам у к. испытывает влияние суфийского учения Ходжи Ахмеда Йасави. Почти во всех уральских аулах к. имеются мечети. Лит.: Абдулхаликова А.Г. Деятели литературы и культуры Казахстана в Оренбурге // Вместе на одной земле. Этническая история и культура казахов Оренбуржья. – Оренбург, 2006, с. 165–68; Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура. – Магнитогорск, 2000; Казахи Среднего Урала. Буклет. – Екатеринбург, 2006; Мазур Л.Н. Села и деревни Среднего Урала в XX веке: Статистико-этнографическое описание. – Екатеринбург, 2003; Материалы сайта www.kazakhtili. ru; Моргунов К.А. К вопросу о землеустройстве казахского населения Оренбуржья в первые десятилетия советской власти // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. – Омск, 2008, ч. 1, с. 172–77; Его же. Родной язык и этническая идентификация жителей Оренбуржья по данным переписей населения 1959–2002 гг. // Этнический фактор в многонациональном приграничном регионе: сб. мат. – Оренбург, 2007, с. 153–63; Национальный состав населения Оренбургской области: Статсборник, т. 1. – Оренбург, 2004, с. 9–66; Рыбалко А.А. Казахи // Челябинск. Энциклопедия / Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. Изд. испр. и доп. – Челябинск, 2001; Султангалиева Г.С. Роль Оренбурга в формировании казахской интеллигенции (XIX – начало XX вв.) // Казахи Оренбуржья: история и современность. – Оренбург, 2005, с. 10–14. К.М., А.С.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
260.73 кб

Этноконфессиональная история казахов на Урале (историографический аспект

Шаисламов Альберт Рамилевич
В статье рассматривается историография вопросов изучения этнической и конфессиональной истории казахов на территории Приуралья, Южного Урала и Зауралья по научным публикациям и другим материалам в период со второй половины XVIII в
Читать PDF
13.32 мб

Этноконфессиональная история казахов на Урале (историографический аспект

Шаисламов Альберт Рамилевич
В статье рассматривается историография вопросов изучения этнической и конфессиональной истории казахов на территории Приуралья, Южного Урала и Зауралья по научным публикациям и другим материалам в период со второй половины XVIII в
Читать PDF
556.43 кб

1-я атаманская, 1-я народная и другие: антисоветские выступления в западном Казахстане и Южном Урале

Медеубаев Е. И.
In article is discovering the armed struggle of peasants of the Western Kazakhstan against deterioration of an economic life in 1920-1922 In a basis of a distress of people was surplus-appropriation system which has led countrymen