Казаков
топограф, исследов. Белого моря 1727 г.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
КАЗАКОВ
Матвей Федорович (1738–1812 или 1813) — выдающийся русский зодчий, крупнейший представитель русского классицизма второй половины XVIII в. С середины 80-х гг. фактически стал главным архитектором Москвы, проектировавшим фасады административных зданий, типовые жилые дома, провиант-ские склады, оформлявшим улицы, продолжив баженов-ские традиции ансамблевой застройки. Его лучшим сооружениям — зданию Сената в Московском Кремле, Голицынской больнице, Колонному залу Благородного собрания, церкви Филиппа митрополита, дому Разумов-ского, Московскому университету — свойственны цельность композиции, ясность и соразмерность архитектур-ных форм, органическая связь с городским ландшафтом. Утверждая национальное своеобразие русского зодчества, М. Ф. Казаков использовал древнерусские моти-вы — купола, стрельчатые арки, карнизы, придававшие зданиям особое величие и монументальность. Ярким примером следования лучшим национальным традициям является Петровский дворец (ныне Военновоздушная академия). М. Ф. Казаков многое сделал в деле воспитания русских зодчих, создав у себя на дому в 1792 г. школу, чтобы «иметь совершенных мастеров российских», сведущих «в доброте здешних материалов» и в том, «что здешний климат производить может».
Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012
КАЗАКОВ
1. Василий Иванович (р. 18.VII.1898) - сов. воен. деятель. Маршал артиллерии (1955). Герой Сов. Союза (6.IV.1945). Чл. Коммунистич. партии с 1932. Род. в д. Филиппово Нижегородской губ. (ныне Горьковская обл.) в семье рабочего. В Сов. Армии - с 1918, участник гражд. войны. Окончил командные курсы артиллерии (1918) и Воен. академию им. Фрунзе (1934). В Вел. Отечеств. войне участвовал в должностях нач. артиллерии корпуса, 16-й армии, командующего артиллерией Брянского, Сталинградского, Донского, Центрального и 1-го Белорус. фронтов. После войны командовал артиллерией Группы сов. войск в Германии, был командующим и 1-м зам. командующего артиллерией Сов. Армии. С 1961 - командующий ракетными войсками и ПВО сухоп. войск. 2. Константин Петрович (р. 18.XI.1902) - сов. воен. деятель. Маршал артиллерии (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1920. Род. в г. Туле в семье рабочего. В Сов. Армии с 1921. Окончил школу им. ВЦИК (1923), Курсы усовершенствования командного состава (1930), Воен. академию им. Фрунзе (1936), Высш. академич. курсы Воен. академии Генштаба (1948). В период Вел. Отечеств. войны командовал арт. полком, был нач. оперативных отделов штаба артиллерии Юго-Зап. фронта и штаба артиллерии Красной Армии, командующим артиллерией 2-й ударной армии Ленингр. фронта. Во время войны с империалистич. Японией - командующий артиллерией 1-й Краснознаменной армии. После войны - командующий артиллерией Сев. группы войск, Приморского воен. округа. С 1958 - на ответств. работе в Мин-ве обороны. С 1963 - главнокомандующий ракетными войсками и артиллерией Сов. Армии.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
КАЗАКОВ
Юрий Павлович (1927, Москва – 1982, там же), русский писатель. Родился в семье рабочего. Рос на Арбате, отметившем своей особой культурной атмосферой детство и юность будущего писателя. Учился в строительном техникуме им. Моссовета, в 1951 г. окончил Музыкальное училище им. Гнесиных; некоторое время играл в оркестрах. В 1958 г. окончил Литературный ин-т им. М. Горького. С кон. 1950-х гг. долгое время жил на Севере. Начал печататься в 1952 г., с первых шагов проявив себя тонким новеллистом, следующим интонационно-стилистическим, а порою и тематическим традициям рус. классической прозы, прежде всего И. А. Бунина (сборники рассказов «Манька», 1958; «На полустанке», 1959; «По дороге», 1961; «Двое в декабре», 1966; «Осень в дубовых лесах», 1969; «Во сне ты горько плакал», 1977). В основе многих рассказов писателя – столкновение героев, наделенных душевной деликатностью, с пошлостью и корыстью агрессивного мещанства (рассказы «В город», «Ни стуку, ни грюку», «Запах хлеба», все – 1961, и др.). О «тихом мужестве» тружеников-поморов повествует очерковая книга Казакова «Северный дневник» (1961–73); о несложившихся судьбах талантливых людей – рассказы «Отщепенец» (др. название «Трали-вали», 1959), «Адам и Ева» (1962). Полнота восприятия жизни, вызванная общением с природой, выражена писателем в рассказах «Осень в дубовых лесах», «Плачу и рыдаю» (оба – 1963) и др. Они, как и символически-многозначные рассказы Казакова о животных («Тэдди», 1957; «Арктур – гончий пес», одноименный сборник, 1958), отчасти предвосхитили новое, мифологически-притчевое преломление темы взаимоотношения человека и природы в отечественной литературе 20 в. Грустным лиризмом пронизано одно из лучших произведений Казакова – рассказ о первой любви «Голубое и зеленое» (1956, одноименный сборник – 1963), оказавший влияние на рус. «городскую» прозу 1960–70-х гг. сдержанной манерой передачи глубоких переживаний, умением легкими штрихами создать настроение, определяющее характер почти бессюжетного повествования. Казаков также автор исповедальной драматической книги «О мужестве писателя». Последняя книга писателя «Две ночи. Проза. Заметки. Наброски» (опубл. в 1986) подтверждает репутацию ее автора как одного из мастеров рус. лирико-исповедальной прозы.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
КАЗАКОВ
Матвей Федорович (1738, Москва – 1812, Рязань), русский архитектор, один из основоположников классицизма. Жил в основном в Москве; разработал новые типы городских общественных зданий и жилых домов. В 1751 г. был определен в архитектурную школу Д. В. Ухтомского, работал в его команде. Под руководством Д. В. Ухтомского и П. Р. Никитина участвовал в создании Головинского дворца, Триумфальных ворот на Страстной площади в честь коронации Екатерины II, галереи Оружейной палаты (все – в Москве). В 1763–67 гг. в составе команды Никитина работал в Твери после пожара, участвовал в составлении нового плана города. В 1768–74 гг. стал помощником В. И. Баженова, совместно с которым оформил празднества на Ходынском поле в Москве (1774–75) в честь заключения Кючук – Кайнарджийского мира с Турцией. Фантастические формы ходынских павильонов, в которых соединились мотивы готики и древнерусской архитектуры 17 в. со свойственным ей ярким узорочьем, были развиты позднее в Петровском путевом дворце, возведенном для императрицы Екатерины II (1775–82). Здание из красного кирпича с белокаменным декором казалось современникам «пряничным» дворцом из сказки. В том же стиле псевдоготики Казаков продолжил работы по возведению архитектурного ансамбля Царицыно, начатого Баженовым (1789–93).
Постройки зрелого периода творчества Казакова отличает спокойная и строгая красота, стремление к простоте и лаконичности форм; гладкие стены фасадов дополнялись графически четко проработанными деталями (здание университета на Моховой, 1786–93, после пожара 1812 г. перестроено Д. И. Жилярди; Голицынская, ныне Первая городская, больница, 1796–1801; дома – усадьбы Демидова, 1779–91, Барышникова, 1797–1902, и др.). Форма классической купольной ротонды, примененная в здании Сената в Московском Кремле (1776–87), стала впоследствии излюбленным архитектурным приемом Казакова. Ротондами архитектор оформил углы многих жилых и общественных зданий в Москве, в числе которых Дом Благородного собрания на Моховой со знаменитым Колонным залом (1784–90-е гг.). Здесь Казаков проявил себя и как блистательный мастер оформления интерьера. Сочетание стройных колонн большого ордера (на высоту двух этажей), пилястров, карнизов создает торжественную, но спокойную атмосферу. Московские храмы Филиппа Митрополита (1777–88), Косьмы и Дамиана (1791–1803) построены также в форме ротонд, увенчанных колокольнями. В отличие от западноевропейских и петербургских классицистических зданий, постройки Казакова отличает камерность и приветливость, мягкость и теплота. В 1780-е гг. архитектор разработал новый тип «доходного» дома, соединяющего торговые помещения и сдававшиеся внаем квартиры.
В 1786 г. Казаков был назначен главой Экспедиции кремлевского строения; организовал при ней архитектурную школу. Его учениками были И. В. Еготов, О. И. Бове, а также сын Матвей. В 1800–04 гг. руководил составлением генерального и «фасадического» планов Москвы. В 1812 г., при приближении французской армии к Москве, члены семьи увезли архитектора в Рязань. Когда Казаков узнал о пожаре в древней столице, он, по словам сына, «не мог без содрогания вообразить, что многолетние труды его превратились в пепел», и вскоре скончался.
Строительная деятельность Казакова во многом определила облик «допожарной» Москвы и значительно повлияла на столичную архитектуру последующих эпох. В 1939 г. Гороховская улица Москвы была переименована в улицу Казакова.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007