КАЗАНЬ
Казань
город в Российской Федерации, столица Республики Татарстан; на р. Волга, у впадения р. Казанка. 1086,9 тыс. жителей (1996 г.). Основан во второй половине XIII в. (по другим сведениям, в 1177 г.). С 1438 г. – столица Казанского ханства. В 1552 г. взята войсками Ивана IV Грозного. С 1708 г. губернский город. В 1920–1990 гг. – столица Татарской АССР, с 1990 г. – Республики Татарстан. Сохранились Кремль с памятниками XVI–XVIII вв., в том числе башня Сююмбеки (конец XVII – начало XVIII вв.), Петропавловский собор (XVIII в.), мечеть Марджани (XVIII в.), комплекс Казанского университета (XIX в., классицизм).
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
КАЗАНЬ
столица Татарии, расположена на левом берегу Волги, при впадении в нее р. Казанки. Население 1087 тыс. чел.
Основан в 1177 (по новейшим данным) булгарами. С к. XIII в. называлась Булгараль-Джадид (Новый Булгар). Являлась пограничной крепостью, защищавшей северо-западные границы Болгарии Волжско-Камской. В XIII-XIV вв. столица Казанского княжества. В 1399 разрушена войсками Московского кн. Юрия Дмитриевича, вновь отстроена в 1-й пол. XV в. С XV в. экономический и торговый центр Среднего Поволжья, столица Казанского ханства. В 1552 была завоевана Иваном Грозным и присоединена к Русскому государству. С 1708 губернский город. В 1714 в Казани возникла суконная мануфактура, в 1718 - Адмиралтейство.
Основан в 1177 (по новейшим данным) булгарами. С к. XIII в. называлась Булгараль-Джадид (Новый Булгар). Являлась пограничной крепостью, защищавшей северо-западные границы Болгарии Волжско-Камской. В XIII-XIV вв. столица Казанского княжества. В 1399 разрушена войсками Московского кн. Юрия Дмитриевича, вновь отстроена в 1-й пол. XV в. С XV в. экономический и торговый центр Среднего Поволжья, столица Казанского ханства. В 1552 была завоевана Иваном Грозным и присоединена к Русскому государству. С 1708 губернский город. В 1714 в Казани возникла суконная мануфактура, в 1718 - Адмиралтейство.
КАЗАНЬ
город, столица Тат. АССР. Расположен на лев. берегу Волги, при впадении в нее р. Казанки. К янв. 1962 было 711,2 т. ж. (в 1897-129,9 т. ж., в 1926-174,7 т. ж., в 1939-398 т. ж., в 1959-646,8 т. ж.). Крупный пром. и культурный центр.Речной порт. Осн. во 2-й пол. 13 в. булгарами в ср. течении р. Казанки. В кон. 14 в. К. была перенесена на 45 км ближе к Волге. В 1399 разрушена войсками московского кн. Юрия Дмитриевича. Заново отстроена местным населением через 30-40 лет на одном из холмов, где позднее возник кремль, в к-ром находились ханский дворец и мечети. В 15-16 вв. - крупный экономич. и торговый центр Ср. Поволжья, столица Казанского ханства. Население К. неоднократно (в 1546, 1549, 1551) выступало против феодалов и ханов, особенно против ханов из крымской династии Гиреев (1521-51). В 1552 К. присоединена к Рус. гос-ву (см. Казанские походи 1545-52). Со 2-й пол. 16 в. К. начала быстро расти и в 1708 стала губ. центром. В 1804 в К. открыт ун-т. В 1714 в К., возникла суконная мануфактура, в 1718 судоверфь (осн. Петром I), затем кожев., мыловар. и свечные з-ды. Трудовое население К. приняло активное участие в Крест. войне под рук. Е. И. Пугачева. 12 июля 1774 б. ч. К. была сожжена во время штурма войсками Пугачева. В 19 в. в К. появляются крупные капиталистич. предприятия: мыловар. и свечной з-д Крестовниковых (1855), кожев. и льнопрядильно-ткацкая ф-ки Алафузовых (1860) и др. Во 2-й пол. 19 в. К. становится одним из центров революц.-демократич., а затем с.-д. движения в стране. В 1861 студенты К. во главе с проф. А. П. Щаповым организовали антиправительств. демонстрацию в ответ на подавление царскими войсками Бездненского выступления 1861. В К. началась революц. деятельность В. И. Ленина (Ульянова), к-рый 13 авг. 1887 поступил учиться на юридич. ф-т Казанского ун-та. 4 дек. 1887 В. Ульянов принял активное участие в антиправительств. сходке-демонстрации студентов Казанского ун-та, за что 5 дек. был исключен из числа студентов. В 1888 в К. возникли первые марксистские кружки; с одним из кружков, созданным Н. E. Федосеевым, был связан зимой 1888/89 В. И. Ленин. После разгрома в 1889 кружка Федосеева в К. работали с.-д. кружки Н. Э. Баумана, А. М. Стопани и др. В 1884-88 в К. жил и работал М. Горький. В 1891 произошла первая стачка рабочих Алафузовского з-да. В 1897 в К. создается первая с.-д. группа, в 1899 - с.-д. орг-ция во главе с Н. А. Семашко, в нач. 1903 - к-т РСДРП. Под его руководством рабочие Казани 16-17 окт. вели уличные бои с полицией и казаками и 19 окт. 1905 на два дня взяли власть в городе в свои руки. В К. вели революц. работу Я. М. Свердлов, С. М. Киров, Н. Э. Бауман, В. А. Тихомирнов, X. Ямашев, К. Якубов, Н. E. Вилонов, Н. Н. Накоряков, В. В. Адоратский и др. Сов. власть в К. установлена 26 окт. (8 нояб.) 1917 в результате вооруж. восстания. Весной 1918 тат. р-н города за протоком Булаком был захвачен тат. бурж. националистами, связанными с агентами амер.-англ.-тур. империалистов; образовалась буржуазная т. н. "Забулачная республика". Эта контрреволюц. авантюра потерпела крах, но 7 авг. 1918 К. была временно захвачена белочехословаками и белогвардейцами. Мн. революционные деятели края - Я. С. Шейнкман, М. Вахитов, А. П. Комлев, С. Н. Гассар и др. были расстреляны. В результате Казанской операции 1918 белогвардейцы были разгромлены частями Красной Армии. 10 сент. 1918 Красная Армия освободила город. Весной 1919 в К. был образован ревком, созданы революц. тат. части и рабочие полки для борьбы с войсками Колчака, угрожавшими городу. 27 мая 1920 К. стала столицей Тат. АССР. В годы Сов. власти К. превратилась в один из крупнейших пром. и культурных центров СССР. В городе развита хим. пром-сть, точное машиностроение и приборостроение, легкая пром-сть. Памятники старины: кремль (16-17 вв.), Петропавловский собор (1723-26), Апанаевская мечеть и мечеть Марджани (1766) и др. К. - родина Н. Э. Баумана, Ф. И. Шаляпина. В Казани жили, учились и работали Г. Р. Державин, С. Т. Аксаков, Н. И. Лобачевский, И. Н. Ульянов, А. М. Бутлеров, Н. Н. Зинин, Л. Н. Толстой, И. И. Шишкин, А. М. Горький, Г. Тукай, В. И. Качалов, М. Джалиль и др. В К. 10 вузов, в т. ч. ун-т и пед. ин-т; филиал АН СССР, крупнейшая в Поволжье науч. б-ка Казанского ун-та, 3 музея - Гос. музей Тат. АССР, Дом-музей В. И. Ленина, Дом-музей М. Горького. Лит.: Пинегин М., Казань в ее прошлом и настоящем, СПБ, 1890; Топуридзе К., Казань, (М.), 1945; Медведев Е. И., Григорьев А. Н., Булатов М. Р., Об Окт. вооруж. восстании в Казани в 1917 г., Каз., 1948; Бушканец Е. Г., Казань. Путеводитель, Каз., 1961; Калинин Н. Ф., Казань, 2 изд., Каз., 1961; Нафигов Р. И., Казанская с.-д. орг-ция в 1907-1914 гг., Каз., 1961; Тунаков П. Д., Казань сегодня и завтра, 2 изд., Каз., 1961; Очерки истории парт. орг-ции Татарии, Каз., 1962. В. В. Кузьмин, Ю. И. Смыков. Казань.
Казань
город в РФ, осн. в 1177; нас. 1089,9 тыс. чел. (1996). Был столицей Казанского ханства, в 1552 завоеван Вел. княжеством Московским (Иван IV Грозный); с 1708 — губернский город; в 1920–90 — столица Татарской АССР, с 1990 — Республики Татарстан.
Первые католики в К. появились во 2-й пол. XVII в. после русско-польской войны; в осн. это были поляки, которые создали в К. национальную общину, насчитывавшую ок. 180 чел. С XVIII в. в К. также жили католики нем. происхождения. Сохранилось свидетельство о том, что катол. священник был в К. с 1824 (ходатайство свящ. Остиана Галимского от 1856). После присоединения к России части терр. Польск. Королевства (1772) число католиков стало быстро расти; после восстания в Польше 1830–31 резко увеличилось число ссыльных католиков (в 1833 — ок. 400 чел.). В 1833 имп. Николай I предписал учредить при штабах округов Внутр. стражи должности римско-катол. капелланов. В воинских частях 4-го округа, охватывавшего Казанскую, Вятскую, Нижегородскую, Пермскую и Симбирскую губернии, было ок. 2 тыс. военнослужащих-католиков; катол. храм в К. считался воен. объектом. Первым воен. капелланом 4-го округа стал в 1835 свящ.-францисканец (OFMObs) Виктор Усаковский. В губерниях округа проживало ок. 2 тыс. гражданских ссыльных католиков; в Симбирске, Шадрине, Соликамске, Вятке, с. Оса Пермской губ., с. Слободское Вятской губ. открывались часовни и совершались богослужения. Катол. священники, служившие в этих населенных пунктах, были приписаны к казанскому приходу, и воен. капеллан О. Галимский совершал регулярные визитации. В самой К., согласно переписи 1855, было ок. 550 католиков мужского пола (без учета детей), в т.ч. 6 генералов, 140 офицеров и чиновников, 350 солдат. В числе католиков, проживавших в то время в К., был О.М. Ковалевский (1801–78), автор монгольско-русско-франц. словаря, член-корреспондент петерб. Академии наук, в 1855–60 бывший ректором Казанского университета.
1.11.1858 в К. был освящен катол. храм во имя Воздвижения Креста Господня, постройка которого началась в 1856. В 1859 из Рима по благословению Папы Пия IX туда был прислан ковчег с частицей Креста Господня. Участок для римско-катол. кладбища был отведен на Арском поле указом Дух. консистории в 1858 (до того католиков хоронили на лютеранском кладбище). В 1885 у юж. ограды кладбища для отпевания покойных была выстроена часовня Страстей Господних.
С 1864 4-й округ Внутр. стражи был преобразован в Казанский воен. округ. Его новый капеллан, свящ. Иоанн Пукень в 1864 был назначен также и настоятелем Казанского катол. прихода, который с 1865 вошел в состав Могилевской епархии. До 1884 к Казанскому приходу относились Казанская, Вятская, Нижегородская, Пермская и Симбирская губ., а также военнослужащие-католики, находившиеся на терр. Саратовской губ.; в 1873 в приходе числилось более 20 тыс. прихожан.
С 1884 в Казанский приход входило только гражданское население К. и Казанской губ. (в т.ч. ссыльные), а настоятели его совмещали руководство приходом с должностью капеллана Казанского воен. округа, прихожанами которого были военные-католики вышеперечисленных губ. Должность воен. капеллана была упразднена с 1897. В 1897 в Казанской губ. проживало более 2 тыс. католиков (без учета детей), в т.ч. ок. 1760 чел. — в самой К. (1,2% нас.). В этом году в К. было основано катол. Об-во пособия бедным, при котором в 1903 был открыт детский приют, действовавший до 1910. Приходскую 4-летнюю школу открыли в 1907; здание для нее было построено по проекту арх. Л.К. Хрщоновича.
С началом Первой мировой войны число католиков в Казанской губ. стало расти: в Казанском гарнизоне было ок. 6 тыс. католиков; в 1914 в Казанской губ. были поселены более 1000 интернированных герм. и австр. католиков; летом 1915 в К. было ок. 12 тыс. военнопленных катол. вероисповедания.
После Октябрьской революции 1917 здание и имущество катол. храма в К. были национализированы, но отданы в пользование верующим; катол. община К. была зарегистрирована органами сов. власти, и в храме продолжались службы. Последний настоятель прихода свящ. В. Францкевич покинул К. в сент. 1918 вместе с частями Белой армии, и после 1918 постоянного священника в катол. приходе К. не было. В 1925–29 администратором прихода был свящ. А. Дземешкевич (1891–1937). В 1922 были конфискованы церк. ценности, в 1927 здание храма отобрано у катол. общины К. Большим разрушениям подверглось катол. кладбище.
Казанский катол. приход Воздвижения Креста Господня был возрожден 7.08.1995 декретом архиеп. Тадеуша Кондрусевича, служение в приходе поручено священникам из монаш. Ин-та Воплощенного Слова. В авг. 1995 член этой конгр. свящ. Хуан Карлос Сакк был назначен первым настоятелем возрожденного прихода. С марта 1996 в приходе работают монахини Ин-та служительниц Господа и Пресв. Богородицы. В дек. 1996 городские власти вернули приходу здание катол. часовни на Арском кладбище К., и после реставрации она была освящена в сент. 1998 еп. Клеменсом Пиккелем. С сент. 1997 настоятелем Казанского катол. прихода является свящ. Диогенес Уркиза.
В наст. время Казанский катол. приход относится к епархии Св. Климента и насчитывает ок. 300 чел. В катол. общине К. проводится катехизация детей, молодежи и взрослых, занятия хора, уроки иностр. яз., устраиваются театральные представления; действуют благотворительный фонд «Каритас» и движение «Легион Марии», работает приходская библиотека. Для прихожан периодически проводятся духовные упражнения. Городские власти отвели место для строительства нового катол. храма.
Лит-ра: Липаков Е.В., Нугманова Г.Г. История католического прихода в Казани. Казань, 1997; Новиньский Ф. Казань глазами ссыльных поляков // Сибирь в истории и культуре польского народа. М., 2002, с. 59–74.
О. Квирквелия, М. Афанасьева
Первые католики в К. появились во 2-й пол. XVII в. после русско-польской войны; в осн. это были поляки, которые создали в К. национальную общину, насчитывавшую ок. 180 чел. С XVIII в. в К. также жили католики нем. происхождения. Сохранилось свидетельство о том, что катол. священник был в К. с 1824 (ходатайство свящ. Остиана Галимского от 1856). После присоединения к России части терр. Польск. Королевства (1772) число католиков стало быстро расти; после восстания в Польше 1830–31 резко увеличилось число ссыльных католиков (в 1833 — ок. 400 чел.). В 1833 имп. Николай I предписал учредить при штабах округов Внутр. стражи должности римско-катол. капелланов. В воинских частях 4-го округа, охватывавшего Казанскую, Вятскую, Нижегородскую, Пермскую и Симбирскую губернии, было ок. 2 тыс. военнослужащих-католиков; катол. храм в К. считался воен. объектом. Первым воен. капелланом 4-го округа стал в 1835 свящ.-францисканец (OFMObs) Виктор Усаковский. В губерниях округа проживало ок. 2 тыс. гражданских ссыльных католиков; в Симбирске, Шадрине, Соликамске, Вятке, с. Оса Пермской губ., с. Слободское Вятской губ. открывались часовни и совершались богослужения. Катол. священники, служившие в этих населенных пунктах, были приписаны к казанскому приходу, и воен. капеллан О. Галимский совершал регулярные визитации. В самой К., согласно переписи 1855, было ок. 550 католиков мужского пола (без учета детей), в т.ч. 6 генералов, 140 офицеров и чиновников, 350 солдат. В числе католиков, проживавших в то время в К., был О.М. Ковалевский (1801–78), автор монгольско-русско-франц. словаря, член-корреспондент петерб. Академии наук, в 1855–60 бывший ректором Казанского университета.
1.11.1858 в К. был освящен катол. храм во имя Воздвижения Креста Господня, постройка которого началась в 1856. В 1859 из Рима по благословению Папы Пия IX туда был прислан ковчег с частицей Креста Господня. Участок для римско-катол. кладбища был отведен на Арском поле указом Дух. консистории в 1858 (до того католиков хоронили на лютеранском кладбище). В 1885 у юж. ограды кладбища для отпевания покойных была выстроена часовня Страстей Господних.
С 1864 4-й округ Внутр. стражи был преобразован в Казанский воен. округ. Его новый капеллан, свящ. Иоанн Пукень в 1864 был назначен также и настоятелем Казанского катол. прихода, который с 1865 вошел в состав Могилевской епархии. До 1884 к Казанскому приходу относились Казанская, Вятская, Нижегородская, Пермская и Симбирская губ., а также военнослужащие-католики, находившиеся на терр. Саратовской губ.; в 1873 в приходе числилось более 20 тыс. прихожан.
С 1884 в Казанский приход входило только гражданское население К. и Казанской губ. (в т.ч. ссыльные), а настоятели его совмещали руководство приходом с должностью капеллана Казанского воен. округа, прихожанами которого были военные-католики вышеперечисленных губ. Должность воен. капеллана была упразднена с 1897. В 1897 в Казанской губ. проживало более 2 тыс. католиков (без учета детей), в т.ч. ок. 1760 чел. — в самой К. (1,2% нас.). В этом году в К. было основано катол. Об-во пособия бедным, при котором в 1903 был открыт детский приют, действовавший до 1910. Приходскую 4-летнюю школу открыли в 1907; здание для нее было построено по проекту арх. Л.К. Хрщоновича.
С началом Первой мировой войны число католиков в Казанской губ. стало расти: в Казанском гарнизоне было ок. 6 тыс. католиков; в 1914 в Казанской губ. были поселены более 1000 интернированных герм. и австр. католиков; летом 1915 в К. было ок. 12 тыс. военнопленных катол. вероисповедания.
После Октябрьской революции 1917 здание и имущество катол. храма в К. были национализированы, но отданы в пользование верующим; катол. община К. была зарегистрирована органами сов. власти, и в храме продолжались службы. Последний настоятель прихода свящ. В. Францкевич покинул К. в сент. 1918 вместе с частями Белой армии, и после 1918 постоянного священника в катол. приходе К. не было. В 1925–29 администратором прихода был свящ. А. Дземешкевич (1891–1937). В 1922 были конфискованы церк. ценности, в 1927 здание храма отобрано у катол. общины К. Большим разрушениям подверглось катол. кладбище.
Казанский катол. приход Воздвижения Креста Господня был возрожден 7.08.1995 декретом архиеп. Тадеуша Кондрусевича, служение в приходе поручено священникам из монаш. Ин-та Воплощенного Слова. В авг. 1995 член этой конгр. свящ. Хуан Карлос Сакк был назначен первым настоятелем возрожденного прихода. С марта 1996 в приходе работают монахини Ин-та служительниц Господа и Пресв. Богородицы. В дек. 1996 городские власти вернули приходу здание катол. часовни на Арском кладбище К., и после реставрации она была освящена в сент. 1998 еп. Клеменсом Пиккелем. С сент. 1997 настоятелем Казанского катол. прихода является свящ. Диогенес Уркиза.
В наст. время Казанский катол. приход относится к епархии Св. Климента и насчитывает ок. 300 чел. В катол. общине К. проводится катехизация детей, молодежи и взрослых, занятия хора, уроки иностр. яз., устраиваются театральные представления; действуют благотворительный фонд «Каритас» и движение «Легион Марии», работает приходская библиотека. Для прихожан периодически проводятся духовные упражнения. Городские власти отвели место для строительства нового катол. храма.
Лит-ра: Липаков Е.В., Нугманова Г.Г. История католического прихода в Казани. Казань, 1997; Новиньский Ф. Казань глазами ссыльных поляков // Сибирь в истории и культуре польского народа. М., 2002, с. 59–74.
О. Квирквелия, М. Афанасьева
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002