великие испытания и наказания, которые Господь обрушил на Египет за упорство фараона, не желавшего отпустить израильский народ. Употребляется это слово также и в отношении других народов (Иез 14.21; Иуд 7; От 18.8).
Казни
казни
Казни
евр. макот. Казни. Египетские казни. Когда фараон лишь ожесточился после чуда превращения жезла Ааронова в змею, которая поглотила, подобным же образом превращенных волхвами, змей (Исх. 7:8 и дал.), то Бог послал на Египет различные казни для того, чтобы сломить упорство фараона и принудить его отпустить Израиля (Исх. 7:14-12:30). 1) Первая из этих казней состояла в том, что Аарон, по слову своего брата, Моисея, простер жезл на реку Нил, и сразу вся вода в реке, в каналах от нее, и всех сосудах, содержавших Нильскую воду, обратилась в кровь и воссмердела так, что вся рыба погибла. Египтяне вынуждены были копать всюду вокруг реки колодцы для воды (Исх. 7:14 и дал.). 2) Вторая казнь совершилась 7 дней спустя; она состояла в том, что Нил и все скопища воды на земле стали кишеть жабами, которые не только заполнили всю землю, но проникли и в жилища, даже в квашни и печи. Фараон обещал покаяться и, по молитве Моисея, жабы издохли, но тогда фараон снова ожесточил свое сердце (Исх. 8:1 и дал.). 3) Третья казнь состояла из мучительных укусов мошек, которые мучили людей и животных. Волхвы признали руку Божию, но сердце фараона было ожесточено (8:16 и дал.). 4) Тогда началась четвертая казнь — мучительные укусы оводов, наполнивших всю египетскую землю, кроме Ге-сема, где жили израильтяне. Фараон обещал отпустить народ, но когда казнь миновала, он опять ожесточил свое сердце (8:20). 5) Пятая казнь состояла в тяжкой моровой язве, oт которой погиб весь скот египетский, тогда как из израильского скота в то же время ничего не пострадало (Исх. 9:1 и дал.). 6) Шестая казнь: Моисей и Аарон, по повелению Божию, взяли пепла из печи и бросили его в воздух перед глазами фараона: после этого поднялась пыль по всей земле, от которой люди и скот покрылись нарывами; волхвы также не избегли этого (9:8 и дал.). 7) После торжественного предупреждения о совершенном истреблении людей и скота (9:13 и дал.), (в этом можно усмотреть милость Божию к тем, кто поверил объявленному и собрал рабов и скот в укрытие, ст. 20) наступила седьмая казнь: град и буря с громом и молнией, которые принудили фараона исповедать свой грех. Когда же казнь прошла, последовало новое ожесточение. 8) Восьмой казнью послужили тучи саранчи, которая истребила всю зелень, уцелевшую после града. Саранча покроет лицо земли так. что нельзя будет видеть земли» (10:1 и дал.). 9) Так как фараон продолжал упорствовать, то последовала тотчас же девятая казнь: наступила «осязаемая тьма» во всем Египте в течение 3 дней, но у израильтян в Гесеме было светло. Фараон согласился отпустить народ, но без скота; когда Моисей не согласился на это, фараон еще более ожесточился и запретил Моисею показываться ему на глаза (9:21 и дал.). 10) Десятая казнь — смерть первенцев. «Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота» (11:4, 5). Так и произошло (12: 29 и дал.). Теперь Израиль был отпущен, и сами египтяне ускоряли их исход. См. «Пасха», «Чермное море».