КАЗЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Кази
ар. судья, судящий по мусульманскому каноническому праву — шариату

Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1884

КАЗЫ

колбаса из конины у народов Средней Азии и Поволжья.

Источник: Словарь этнографических терминов

Каза
исполнение какогото дела не своевременно, а после того, как вышло необходимое время. В этом значении слово каза употребляется по отношению к различным обязательным религиозным актам (например, к обязательному ежедневному намазу и посту в месяц Рамадан), которые были выполнены после того, как вышло отведенное для них время. Как известно, обязательные ежедневные намазы необходимо исполнить в строго определенное время. Намаз, совершенный вовремя называется «ада». Если же по каким-то причинам исполнение того или иного обязательного намаза было совершено после отведенного для этого времени, этот намаз будет являться не «ада», а «каза». Если же во время исполнения намаза, он оказался запорчен ошибками и совершен заново, то этот новый намаз называется «иада». Если какието обязательные религиозные акты (например, намаз, пост) не были совершены вовремя по неуважительной причине, то это является тяжелым грехом. Мусульманин, допустивший это, обязан раскаяться за это перед Аллахом. Однако если есть веские причины для несовершения намаза вовремя, то его можно совершить в другое время. Такими причинами являются, например, боязнь за свою жизнь или за жизнь другого человека. Однако обычные бытовые проблемы, плохое настроение или лень не являются уважительными причинами для отказа от совершения намаза вовремя: «...люди, которых не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания Аллаха, выстаивания молитвы, принесения очищения. Они боятся дня, когда перевернутся и сердца и взоры...» (Коран, 24: 37). Когда у пророка Мухаммада спросили о том, какое деяние наиболее предпочтительно, он ответил: «Вовремя совершенный намаз» (хадис из сборников Абу Давуда, Тирмизи, Ахмада ибн Ханбаля). Мусульмане совершали намазы после положенного времени во времена самого пророка в случаях опасности. Одним из таких примеров является битва Хандак (у рва), которая произошла в 5 году хиджры. Во время ведения военных действий мусульмане были вынуждены пропустить своевременное совершение четырех намазов. Лишь после второй половины ночи появилась возможность для исполнения молитв и они их совершили. Абу Саид аль–Худри сообщал, что именно в это время был ниспослан аят: «Аллах вернул тех, которые не веровали, с их гневом: не получили они добра. Избавил Аллах уверовавших от боя; Аллах–мощен, велик!» (33: 25). Еще одним примером возможности совершения просроченной молитвы является следующий хадис пророка Мухаммада, который приводится в сборниках Тирмизи и Ибн Маджа: «Если кто не совершил намаз вовремя по причине сна или забывчивости, путь совершит его, как только вспомнит». По этой причине захириты (и в частности Ибн Хазм) считали, что необходимо совершать просроченные молитвы только в этих двух случаях, а к остальным случаям понятие каза применено быть не может. Согласно Ибн Хазму, в случае умышленного несовершения намаза во время, совершать его в другое время не нужно. Достаточно покаяться перед Аллахом. Однако точка зрения Ибн Хазма и захиритов не была принята большинством мусульманских улемов, которые настаивали на том, что совершение просроченного намаза также является необходимым (фардом). Они считали, что если исполнение просроченных намазов в результате сна и по забывчивости является обязанностью мусульманина, то это тем более необходимо в случае их умышленного несовершения. Покаяние за это необходимо сделать наравне с исполнением намаза. В ханафитском мазхабе умышленное или неумышленное неисполнение намаза в положенное время, необходимо (фард) восполнить. Восполнению подлежит и ночной намаз (См. Витр). Сунну утреннего намаза можно восполнить вместе с фардом, начиная с времени после восхода солнца и до полудня. До и после этого временного предела сунна не исполняется. Первая сунна дневного намазазухр может быть выполнена позже, если мусульманин оставил ее ради совершения фарда в начавшейся коллективной молитве. Ее можно выполнить после фарда, как до последней сунны этого намаза, так и после. А пропущенная последняя сунна этого намаза может быть восполнена в любое время. Если необязательные намазысунна были пропущены намеренно, то их восполнять не нужно. Только если такие намазы начали совершаться, а потом по каким-то причинам были прерваны, их обязательно (ваджиб) нужно восполнить в другое время. Женщины, которые пропустили обязательные намазыфард в период естественных женских месячных циклов, не должны восполнять их. Но дни в период поста в месяц Рамадан должны быть возмещены. Шариат оговаривает и порядок совершения пропущенных намазов. Если их общее количество не превышает шести, то их необходимо выполнять в тартибе, то есть, в той последовательности, в которой они следуют один за другим в обычное время. Но если это количество достигло шести и более, то этот порядок не соблюдается. Любой пропущенный намаз, утренний, дневной или вечерний можно совершить в любой последовательности. При совершении пропущенного намазаказа, необходимым условием (шартом) является намерение (ниййа) для его совершения. Если мусульманин принял Ислам в немусульманской стране и узнал о необходимости восполнения намазов позднее, то исполнять пропущенные намазы ему не нужно. Но ему вменяется это в обязанность с того момента, как он об этом узнает. Намазыказа могут быть восполнены совместно с другими мусульманами в коллективной молитве, если они пропущены и ими. Но совершение их дома считается более предпочтительным. Если у мусульманина есть пропущенные намазы, то их совершение лучше, чем совершение богоугодных намазовнафиля. Однако совершать их вместо привязанных к намазамфардам суннам является неверным. Если путник, находящийся в другом городе решит совершить намазказа, который был пропущен им дома, то он должен совершить его в полном виде. Если же намаз, пропущенный в пути, восполняется дома, то его нужно совершить в сокращенном виде. Намазы нельзя совершать непосредственно после восхода солнца на протяжении 40–50 минут. А также непосредственно перед его заходом, когда на него можно свободно смотреть. Нельзя также совершать намаз в полдень, когда солнце находится над головой. Если намазы были исполнены в это время, то их необходимо повторить. Однако в шафиитском мазхабе считается, что этих ограничений не существует и намаз можно совершить в любое время.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Жанровая поэтика «Долины Ажитугай» Султана Казы-Гирея как искусство художественного синтеза

К. М. Шиков
В работе анализируются процессы жанрово-родового и жанрово-видового синтеза в произведении С. Казы-Гирея, свидетельствующие о тенденции формирования лирической прозыы в системе поэтики художественной модальности.

Похожие термины:

  • Казы-Гирей

    Казы-Гирей - крымский хан, брат и преемник (с 1588 г.) хана Ислама. Делая набеги на Литву и сносясь со шведами, Казы-Гирей сначала жил мирно с царем Феодором Иоанновичем , но в 1591 г. внезапно, с 150000 войском
  • Султан Казы-Гирей

    после крещения 15.09.1854 – Андрей Андреевич) Бахты-Гиреевич (1807, по др. данным в 1809–11.04.1863), генерал-майор (1859), потомок крымских Гиреев, проживавших среди кубанских черкесов и ногайцев. Племянник прожив
  • Касаев Казы

    Казсы) (?–не ранее 1896), подпоручик милиции (30.08.1870), из «беглых» кабардинских князей Мисостовой фамилии. В офицерском звании прапорщика милиции – с 12.11.1861. Проживал в ауле Исмаила Касаева, Баталпашин