КЕЙС-СТАДИ

Найдено 1 определение
КЕЙС-СТАДИ
(англ, case study - анализ случая) - разновидность монографического научного исследования, объектом которого выступает один или несколько случаев. Задачи исследования ориентированы на их детальное описание, изучение и интерпретацию с целью понимания и анализа исторических процессов, протекающих в обществе. Данный метод был разработан в рамках Чикагской школы социологии, создание которой было связано с научной деятельностью Роберта Эзра Парка, начавшего в 1916 году исследования города как социальной среды, где использовал методы кейс-стади, биографический метод («истории жизни») и непосредственные наблюдения. В методическом плане особенностью Чикагской школы было тяготение к эмпиризму. Ее представители [Н. Андерсен, Р. Маккензи, Э. Хьюз, У. Томас, Ф. Знанецкий и др.] определяли case study как неколичественные исследования, делающие акцент на истории и контексте происходящих событий, избегающие обобщений и ориентированные на понимание социальной жизни через представления действующих лиц. Ключевым методологическим моментом case study стала опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала. Один из основателей Чикагской школы Эрнст Берджесс причислял case study к основным стратегиям эмпирического исследования. Выделяются три основных подхода к реализации метода case study: 1) номотетический, когда единичное сводится к общему, и исследователь обосновывает возможность подобной интерпретации на основе сравнения конкретного случая с «нормой»; 2) идиографический, когда единичное оценивается как уникальность, исключение, которое нельзя отнести к общему; 3) интегрированный, основанный на анализе единичного случая в контексте выявления связи «явлениесущность». Суть последнего варианта состоит в том, что при анализе учитываются оба результата сравнения (уникальное и общее), что позволяет приблизиться к пониманию «универсального» как отражения внутренней сущности явления, приобретающей черты закономерного. Схематически модель познания в этом случае выглядит так: «уникальное - индивидуальное - универсальное». Благодаря соединению описателъности и аналитики, case study получил широкое распространение в исторической науке. Он нашел применение в исследованиях по устной истории, основанных на использовании «нетрадиционных» методов сбора исторической информации (биографического метода, опроса, наблюдения). Возможности метода актуальны для изучения истории повседневности, интеллектуальной истории, биографики, гендерных исследований и других направлений новой социальной истории.
Лит.: Д обренькое В. И., К равченко А. К Социология: в 3-х т. М., 2004; Ионин Л. Г. Философия и методология эмпирической социологии. М, 2004; Киблицкая М. В., М асалков И. К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стади. М., 2003; Козин а И. П. C ase study: некоторые методологические проблемы // Рубеж. 1997. № 10-11. С. 177-189; Козин а К П. Особенности стратегии case study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, методы, математические модели. 1995. № 5-6. С. 65-90; Мазур Л. Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010. Л. Н. МАЗУР

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.