КЕЙТА ДИНАСТИЯ

Найдено 1 определение
КЕЙТА ДИНАСТИЯ

Династия манс (императоров) Мали, правившая в VIII-XVII вв.
Первые государственные образования в Западной Африке появились в области, заключенной между южной окраиной Сахары на севере и зоной тропических лесов на юге, между средним течением реки Сенегал на западе и нигерийским плато на востоке. Этому способствовали не только благоприятные природные условия этого региона, но и большие запасы золота, открытые здесь еще в древности. В VII в., сразу после своего появления в Марокко, арабы проявили к этому золоту огромный интерес. Возникла и стремительно набрала масштабы караванная торговля между Магрибом и Западным Суданом, обогащавшая местных царьков и служившая их быстрому усилению. Вскоре в этом районе появились и быстро расцвели крупные торговые города: Аудагост, Гана, Томбукту, Гао, Кацина, Кано и др. Между ними шла борьба за контроль над золотыми приисками и караванными путями. В VIII в. правителям Ганы удалось сломить сопротивление врагов и стать правителями всего Западного Судана. История этой ранней империи известна плохо, однако ее чрезвычайное могущество не вызывает сомнений. Арабские авторы сообщают, что правитель Ганы мог выставить 200 тыс. воинов, а богатства его были так велики, что его называли "царем золота". Смертельный удар империи нанесли в XI в. правившие в Марокко Альморавиды. В 1077 г. они захватили и разграбили Гану. Те из жителей столицы, которые отказались принять мусульманство, были вырезаны. От этого удара Гана уже не смогла оправиться - постепенно слабея, она окончательно распалась в начале XIII в. На смену ей пришла империя Мали, до этого бывшая лишь захудалым царством.
О происхождении Мали, так же как и Ганы, известно очень немного. Вероятно, первоначальным ядром этой империи было небольшое племя мали, проживавшее по обоим берегам Нигера в месте впадения в него реки Санкарани. В этих краях жили различные кланы мали. Согласно устной традиции, у каждого из них была своя небольшая автономная территория. Доминирующее положение принадлежало могущественному клану Кейта, родоначальником которого, по преданиям, был мусульманин Билали, прибывший в Мали еще в VIII в. О его потомках до начала XIII в. практически ничего не известно. Ал-Бекри сообщает, что в середине XI в. один из царей Мали - Барамендан, которому угрожали его подданные, страдавшие от длительной засухи, принял мусульманство. Однако вся страна после этого оставалась языческой. Наследники Барамендана также далеко не всегда соблюдали верность исламу.
С XIII в., когда правители Мали вступили в борьбу за гегемонию с племенем сосо, история этого государства известна гораздо лучше. В самом начале столетия здесь правил Муса Аллакой, известный тем, что совершил несколько хаджей в Мекку. Около 1218 г. власть перешла к его сыну Наре Фа Магану. Согласно легендам, он имел одиннадцать сыновей от нескольких жен, однако предсказатели открыли ему, что если он женится на дочери соседнего царя по имени Сукулунг, то она родит ему сына, которому суждено стать повелителем всего черного народа. Фа Маган немедленно посватался к Сукулунг и женился на ней, несмотря на то что она была очень некрасива - все ее лицо обезобразила оспа. Бедняжке пришлось вынести в жизни много горя. Мало того, что над ней постоянно смеялись другие жены царя и придворные дамы, рожденный ею сын Мари Диата (прославленный в африканском эпосе под именем Сундиаты) оказался калекой и не мог ходить.
После смерти в 1230 г. Фа Магана, царем стал один из его сыновей по имени Данкаран Туман. Тогда, опасаясь за свою жизнь, Мари Диата покинул столицу и поселился в деревне на берегу озера Фагибине. Впрочем, Данкаран Туман правил совсем недолго. Едва он взошел на престол, на него напал царь сосо Сумангуру Кваннте, разгромивший незадолго до этого Гану и претендовавший на гегемонию в Западном Судане. В столкновении с ним мали потерпели поражение. Сумангуру Кваннте захватил в плен и казнил одиннадцать сыновей Фа Магана, оставив в живых одного только Мари Диату, чье слабое здоровье исключало всякие опасения на его счет. Но как только сосо ушли, молодой царевич неожиданно выздоровел и поднял знамя освободительной войны. Малийские вожди один за другим присоединились к Мари Диате и передали в его распоряжение свои войска. В 1235 г. произошла новая битва с сосо при Кирине, неподалеку от Куликоро. На этот раз Сумангуру потерпел сокрушительное поражение и сам пал в бою. Остатки его племени, чтобы избежать порабощения, переселились на берег Гвинейского залива, оставив мали хозяевами Западного Судана. Таким образом было положено начало новой империи, владения которой включали земли от полосы тропических лесов на юге до Сахары на севере, и от побережья Атлантического океана на западе до среднего Нигера на востоке. Мари Диата был провозглашен мансой - императором (по другим известиям, титул мансы принял только его восьмой преемник Муса I). Описание его подвигов сохранилось в африканских легендах, в которых он занимает место, аналогичное месту Карла Великого в старинных французских готических поэмах. Подобно франкскому императору, Мари Диата проявлял большую заботу о развитии сельского хозяйства. Хроники сообщают, что по его приказу корчевали лес, вводили новые методы земледелия и неизвестные дотоле культуры (в частности, хлопчатник). Большое внимание манса уделял ремеслам. Умер Мари Диата в 1255 г. в результате несчастного случая: по одной версии, он был смертельно ранен стрелой во время праздника, а по другой - утонул во время рыбной ловли.
У Мари Диаты было три сына. Из них самым выдающимся считается старший Ули. О втором, Уати, не сохранилось каких-либо известий. Что касается третьего, Халифы, то, по свидетельству Ибн Халдуна, он был слабоумен и развлекался тем, что расстреливал своих подданных из лука. Он царствовал всего несколько месяцев и в 1274 г. был убит придворными. Престол перешел к Абу Бакру, который был внуком Мари Диаты - сыном его дочери. Он умер в 1285 г., после чего власть в стране захватил вольноотпущенник царской семьи Сакура. При нем владения Мали значительно расширились, Он овладел на северо-востоке царством Масина на реке Нигер, а на западе - Текруром, находившимся под властью царя Диара. Около 1300 г., возвращаясь из паломничества в Мекку, Сакура был убит разбойниками неподалеку от Триполи. После этого власть перешла к мансе Ку, который, по словам Ибн Халдуна, был сыном мансы Ули, хотя другие источники называют его сыном самого Мари Диаты. Он правил пять лет и завещал престол сыну Мухаммаду I. Этот манса проявлял огромный интерес к заморским экспедициям. Несколько раз он отправлял флотилии кораблей, желая узнать пределы Атлантического океана. В 1312 г. Мухаммад сам отплыл на запад во главе большого флота. Однако никто из ушедших в это плаванье назад не вернулся.
После Мухаммада власть перешла к боковой ветви династии Кейта. По-видимому, все последующие мансы были потомками одного из братьев Мари Диаты, Манде Бори, хотя существует и другая родословная, производящая эту ветвь от Абу Бакра. Своего высшего расцвета Мали достигла при Мусе I, которому покорилось большинство племен саванны от устья Гамбии до границ хаусанских государств на востоке. (Этому мансе приписывают завоевание городов Уалата, Тимбукту и Гао.) Власть Мали тогда признавали кочевники-туареги Южной Сахары, народы золотоносных районов - сонинке и сонгаи, а также большинство торговых городов на верхнем и среднем Нигере. Широкую известность Мусе в мусульманском мире принесло его знаменитое паломничество в Мекку, предпринятое в 1324 г. Согласно хронике "Тарих ал-Фатташ", Мусу сопровождало в этой поездке 8 тыс. человек. Впереди шли 500 рабов, в личное снаряжение каждого из которых входил золотой посох. Снабжение этого огромного каравана было налажено настолько хорошо, что даже в центре Сахары манса имел возможность лакомиться свежей рыбой и овощами. Пишут также, что когда однажды жена Мусы Ниериба Конде пожаловалась на то, что из-за отсутствия ежедневных омовений страдает ужасным зудом, слуги мансы за одну ночь выкопали для нее посреди пустыни бассейн и заполнили его до верху водой из бурдюков. (О внушительных размерах этого рукотворного озера говорит тот факт, что после императрицы в нем одновременно бросились купаться все 500 девушек ее свиты.) Перейдя Сахару, Муса явился в Каир и потряс этот город своим богатством. По словам ал-Омари, даже через 12 лет после хаджа Мусы в Каире хорошо помнили его обходительность. Он писал: "Этот человек волной излил свою щедрость на весь Каир. Во всем султанате не было ни одного придворного или другого чиновника, который не получил бы от него подарка золотом. Как славно он держал себя, какое достоинство, какая скромность! "Подсчитано, что за время своего пребывания в Египте Муса раздал около 10 тонн золота. Драгоценный металл явился вдруг в таком изобилии, что на него резко упала цена. Аравийские и египетские мусульмане были совершенно покорены этим человеком. В обратный путь Муса отправился в сопровождении множества ученых, музыкантов, духовных лиц, юристов и торговцев. Итогом путешествия стало установление тесных культурных и торговых связей между Мали и Египтом. С помощью приезжих мастеров и архитекторов были возведены величественные мечети в Гао и Тимбукту. При мечети Санкоре в Тимбукту возник крупный центр мусульманского образования в Западном Судане, который европейские историки иногда называют университетом.
Муса I скончался в 1337 г. Его сын Маган I правил недолго, и о нем практически ничего не известно. Когда Маган умер, его сын Мари Диата был еще ребенком, поэтому власть в 1341 г. перешла к дяде Магана Сулайману. С его кончиной в 1360 г. закончилась пора процветания империи и началось ее постепенное ослабление. Сын Сулаймана Камба правил всего девять месяцев, после чего был вынужден уступить престол сыну Магана I, Мари Диате II. Четырнадцатилетнее правление этого мансы оставило по себе дурную память из-за его бездумного мотовства и деспотических замашек. Народ был разорен налогами, в то время как Мари Диата тратил, по словам Ибн Халдуна, деньги государственной казны "на всевозможные безумства и излишества". В 1374 г. Мари Диата умер от сонной болезни. Наследовавший ему сын Муса II, по словам того же Ибн Халдуна, не последовал примеру отца и старался "обеспечить народу блага правосудия и хорошего управления". Впрочем, он был правителем только по имени, так как реальная власть сосредоточилась в руках великого визиря Мари Диаты. В 1387 г. тот передал престол брату Мусы Магану II. Однако этот манса не пожелал быть простой игрушкой в руках своего министра. В 1388 г. он бежал в Киту, где стал повелителем, а потом создал свое государство на верхнем Нигере. После этого страной два года самовластно правил визирь Сантаги, женившийся на вдове Мари Диаты II. Ему наследовал некто Махмуд, внук или правнук мансы Ку, в чьем лице власть опять вернулась к потомкам Мари Диаты I. О его преемниках не сообщает ни один местный источник, так что даже имена их нам не известны.
К 1390 г., на котором обрываются записи Ибн Халдуна, Мали еще сохраняла основные части своей территории, хотя медленный распад империи уже начался. Вскоре о своей независимости объявили сонгаи. К 1433 г. южная часть Сахары с Тимбукту перешла к туарегам. Развал ускорился к концу XV в., когда сонгайская империя Гоа начала завоевание долины Нигера. В 1498-1499 гг. под власть сонгаи перешла крупная область Багану. В 1500-1501 гг. они захватили зависимое от Мали царство Диара, а в 1506-1507 гг. отторгли другое зависимое государство Галам. Границы Сонгайского царства продвинулись до Текрура. После этого Мали был нанесен удар с запада - войска правителей Текрура, состоявшие из тукулеров и фульбе, в 1530 г. начали завоевание зависимого от Мали царства Бамбук, где находились основные золотые прииски. Политическая роль Мали после этого была сведена к минимуму, хотя Кейта еще сохраняли под своей властью южные владения. В начале XVII в. у них появился другой враг - племя бамбара, которое в 1600 г. создало в области Сегу свое государство. К 1670 г. бамбара отвоевали у Мали области Сансадинг, Массина и Багана. Пределы Мали вследствие всех этих завоеваний сузились до района Кангабы - родового владения клана Кейта. Хотя династия не пресеклась, ее политическое значение с тех пор оставалось ничтожным.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв. 2004