Кельсиев Василий Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Кельсиев Василий Иванович

Кельсиев, Василий Иванович - писатель, эмигрант (1835 - 1872). Слушал лекции восточных языков в Санкт-Петербургском университете и оказывал большие успехи (впоследствии знал до 25 языков и наречий и на 14 мог говорить). В 1858 г. по дороге в Америку он был задержан бурей в Плимуте, решил остаться в Англии, порвав связи с Россией и предоставив себя в распоряжение Герцена и Огарева . Смотря на раскол как на явление исключительно политическое, Кельсиев задумал использовать его в интересах революции. С помощью Огарева Кельсиев стал издавать при ""Колоколе"" ""Общее вече"", посвященное вопросам раскола. С той же целью он привел в порядок и издал официальные документы, относящиеся к расколу: ""Сборник правительственных сведений о раскольниках"" (Лейпциг, 1860 - 1862; 4-й выпуск) и ""Собрание постановлений по части раскола"" (Лейпциг, 1863). Предприняв тайную поездку в Москву, он пытался найти там опору среди старообрядцев, но, потерпев неудачу, уехал в Турцию, а затем вместе с братом Иваном (бывшим студентом Санкт-Петербургского университета, высланным за беспорядки 1861 г. в Верхотурье и бежавшим оттуда) и Чайковским поселился в Тульче, на Дунае, среди казаков-некрасовцев и скопцов. Вера в жизненность идей была поколеблена в нем уже раньше. Жизнь в Тульче еще более усилила прежние сомнения. Кельсиев скоро приобрел доверие казаков, был избран старшиной; тем не менее, революционная пропаганда оставалась безрезультатной. К прокламациям Кельсиева казаки относились равнодушно, а белокриницкий митрополит Кирилл совсем запретил своей пастве иметь сношения с ""злокозненными безбожниками"" и ""предтечами антихриста"". Потрясенный разочарованиями и тяжелой личной утратой (холера 1865 г. унесла его брата, жену и детей), Кельсиев переехал в Вену и занялся этнографией и мифологией славян (несколько статей в ""Отечественных Записках"" и ""Голосе"", под псевдонимом Иванов-Желудков). Поездки по славянским землям все более склоняли его к славянофильству. 20 мая 1867 г. Кельсиев явился в Скулянскую таможню и предал себя в руки властей. В Петербурге, при допросе, он написал записку о своей жизни. Простота и правдивость записки произвели хорошее впечатление; Кельсиев получил полное прощение и даже право поступления на государственную службу. Осенью 1867 г. в Географическом Обществе он сделал доклад о скопцах. В следующем году были изданы ""Пережитое и передуманное"" (Санкт-Петербург), и ""Галичина и Молдавия. Путевые письма"" (Санкт-Петербург). Обе книги встретили в литературных кругах холодный прием. В последующие годы Кельсиев печатал статьи в ""Русском Вестнике"", ""Заре"", ""Голосе"" и ""Ниве"". Отдельным изданием в 1872 г. вышли в Петербурге его исторические повести: ""Москва и Тверь"" и ""При Петре"". Нравственные страдания, тяжелые условия жизни и неумеренное употребление вина (после смерти жены) свели его в могилу. - Жена его, Зинаида Алексеевна, урожденная Вердеревская (родилась в 1834 г.), сотрудничала в ""Отечественных Записках"", ""Ниве"", ""Заре"" и ""Всемирном Труде"". - См. А.И. Герцен, ""Сборник посмертных статей"" (Женева, 1874); Д. П., ""Партия Герцена и старообрядцы"" (""Русский Вестник"", 1867, № 3); Н.И. Субботин , ""Раскол как орудие враждебных России партий"" (Москва, 1867); Ф.В. Ливанов, ""Раскольники и острожники"", том III, стр. 554 - 560 (Санкт-Петербург, 1871); Н.К. Михайловский , ""Жертва старой русской истории"" (""Сборник сочинений"", том IV). И. К.

Источник: Биографический словарь. 2008

Кельсиев, Василий Иванович

— писатель, эмигрант, род. в Петербурге, в 1835 г., ум. 2 октября 1872 г. Он принадлежал к роду, вышедшему в Россию с Кавказа при Екатерине II, и имевшему право на княжеский титул, с течением времени утраченный. С детства он отличался большими способностями и чрезвычайно живым темпераментом; рано оставшись сиротою, он рос без семьи и без правильного руководительства. Отданный в коммерческое училище, он окончил там курс в самом начале крымской войны и мечтал поступить волонтером в действующую армию; но так как состоялось распоряжение волонтеров определять лишь в резервные войска, то он оставил это намерение и продолжал подготовку свою для практической деятельности и два года слушал в Петербургском университете лекции восточных языков. Он отличался чрезвычайною способностью к изучению языков и впоследствии знал до 25-ти языков и наречий и в том числе 14 так, что мог на них говорить; в это время он изучал преимущественно китайский язык. Вместе с тем он в значительной мере поддался разным новым веяниям, которые носились тогда в русском обществе; увлечение этими новыми деяниями дошло у Кельсиева до того, что когда в 1858 г. он был задержан бурями в Плимуте, по дороге в Северную Америку, для службы в североамериканской кампании, он переехал в Лондон, сблизился с кружком Герцена, и решил остаться в Англии, а затем и совершенно порвать связи с отечеством; в 1859 г. он явился в русское генеральное консульство и заявил, что эмигрирует из России. Предоставив себя в распоряжение партии революционной пропаганды, Кельсиев первое время занялся переводом Библии, которую партия намеревалась распространить в публике в переводе, сделанном без всякого участия духовной цензуры; начало этого перевода издано в 1866 г. под псевдонимом Вадима; в Лондоне в руки Кельсиева попали официальные документы, относящиеся к расколу, которые и были им напечатаны под названием "Сборник правительственных сведений о раскольниках" (4 книги, Лондон, 1861—1862) и "Сборник постановлений по части раскола", (2 книги, там же, 1863). Познакомившись с положением раскольников, Кельсиев пришел к мысли воспользоваться ими для революции в России, и с турецким паспортом приезжал в Москву и распространял между раскольниками прокламации; он думал затем поселиться для революционной деятельности в Австрии, но там приняли его за тайного русского агента и он должен был уехать в Турцию. Кельсиев в Константинополе познакомился с многими польскими эмигрантами; сношения и с ними произвели на него глубокое впечатление; он начал колебаться в своей безусловной вере в приложимость к жизни тех принципов, в которые прежде слепо верил и кроме того он почувствовал себя русским и отрекся от прежнего отрицания всякой национальности. Не отказавшись еще вполне от веры в плодотворность революции, Кельсиев, однако, почувствовал непреодолимое стремление быть среди русских людей и потому вместе с известным Садык-пашой, Чайковским, переселился на нижнее течение Дуная, в среду казаков-некрасовцев и скопцов. Здесь мечтал он устроить приют для тех, кто пожелал бы выселиться из России и устроить свою жизнь сообразно с новыми социальными теориями. В короткое время Кельсиев приобрел большое доверие казаков-некрасовцев; он даже был выбран в старшины и оказал своей общине большие услуги, выигравши несколько очень запутанных ее процессов с соседями; казаки все свои собственные дела стали предоставлять на решение Кельсиева, и совершенно не обращались к турецким судам. Но вместе с тем Кельсиев увидел, что никакая революционная пропаганда между ними немыслима; казаки-раскольники, все грамотные, читали прокламации, которые Кельсиев усердно расклеивал в Тульче, и оставались совершенно равнодушными к их содержанию; мало того, Кельсиев видел в них постоянно горячую любовь к России. Сомнения в приложимости своих идей к жизни, к идеалам и взглядам русского народа, и тех идей, какие питала партия Герцена, еще усилились в уме Кельсиева; своими сомнениями он делился с революционерами Лондона, просил советов, просил прислать к нему людей, которые, быть может, лучше его сумеют взяться за дело — но его письма оставлены были без всякого внимания. В 1865 г. его постигли тяжелые личные утраты: умерли его брат, жена и дети. К тому же, внушения Кельсиева привели к тому результату, что раскольничий белокриницкий митрополит запретил, наконец, своей пастве вступать в какие бы то ни было сношения с Кельсиевым. Глубоко потрясенный всем этим он уехал из Тульчи и поселился в Вене. Здесь он начал заниматься этнографиею и мифологиею славян, и несколько статей его, написанных под псевдонимом Иванова-Желудкова, были напечатаны в "Русском Вестнике" и в "Отечественных Записках". Из Вены Кельсиев предпринимал поездки по славянским землям — и чем больше ездил, тем более чувствовал себя русским, — и тем легче примирялся с несовершенствами существующего у нас порядка, что повсюду видел у славян горячую веру в Россию, и любовь к ней; он сам проникся убеждением, что русский народ с честью исполняет свою историческую миссию и что ему предстоит великая будущность. Жизнь в славянских землях завершила тот перелом в убеждениях Кельсиева, который начался еще среди казаков-раскольников: 20 мая 1867 г. Кельсиев явился на русскую границу в таможню Скуляны, заявил, что он эмигрант и по деятельности своей государственный преступник, хотя и не был судим, и отдался в руки властей. 2 июня 1867 г. он был доставлен с жандармами в Петербург; здесь с него начали снимать допрос; видя, что слова его стенографически записываются, он вызвался сам составить записку о своей жизни и деятельности за границей. Записка эта была написана очень просто и правдиво, причем, однако, Кельсиев не называл решительно никого из лиц известных ему по связям с заграничными революционерами. Государь Император сам прочел эту записку и даровал Кельсиеву полное прощение, с правом свободного жительства в столицах и даже с правом поступления на государственную службу. Кельсиев остался в Петербурге и занялся литературными трудами. Осенью еще 1867 г. он сделал в Географическом обществе сообщение о скопцах, которое заключало в высшей степени ценные сведения об этой тогда еще мало изученной секте. В следующем году он издал свои воспоминания под названием "Пережитое и передуманное" (С.-Петербург, 1868); это произведение отличается большою искренностью и правдивостью; в воспоминаниях его не видно ни малейшей рисовки, и чрезвычайное уменье деликатно умалчивать о других приверженцах той же партии, к которой он принадлежал некогда сам. В 1868 г. вышли его "Галичина и Молдавия, путевые очерки"; в 1869 г. — "Эмигрант Абихт" (Русский Вестник, I), "Из рассказов об эмигрантах" (Заря, III), "Святорусские двоеверы", (Заря, X, XI); в 1871 г. были напечатаны им две исторические повести "Москва и Тверь" и "При Петре", обе отличающиеся некоторыми литературными достоинствами; в это же время он сотрудничал в газете "Голос" и в журнале "Нива". Здоровье его было сильно потрясено и нравственными страданиями, и нелегкою жизнью среди казаков и, наконец, неумеренным употреблением вина, в котором он одно время искал забвения после потери семьи. Кельсиев часто хворал, впадая временно в полную апатию и умер на 37 году жизни в Петербурге.


"Нива", 1872, стр. 667—668; "Иллюстрированная Неделя", 1874, № 38; "Современный Листок", 1867. № 82.


{Половцов}





Кельсиев, Василий Иванович


(1835—1872) — писатель. Воспитывался, как пансионер Российско-американской компании, в коммерческом училище, затем два года слушал лекции на восточном факультете СПб. университета. В 1857 г. отправился на службу компании, но бежал в Плимуте с корабля и явился в Лондон, к Герцену. Последний принял юношу очень ласково, хотя находил его взгляды крайне неуравновешенными, а поступки — случайными. Еще благосклоннее отнесся к К. Огарев: с его помощью К. начал издавать при "Колоколе" особый листок — "Общее вече" — посвященный вопросам раскола. Кроме того, К. издал в Лондоне "Сборник правительственных сведений о раскольниках" (4 кн., 1861—62), "Собрание постановлений по части раскола" (2 кн., 1863) и, сблизившись с одним ученым евреем, перевел с еврейского текста Библию (изд. 1866 г., под псевдонимом Вадим). В 1862 г. к К. явился его брат, Иван, бывший студент СПб. университета, бежавший из Верхотурья, куда был сослан за беспорядки 1861 г. Смотря на раскол как на явление исключительно политическое, а не религиозное, К. думал создать на почве раскольнического неудовольствия прочную революционную организацию, для чего тайком ездил в Москву, чтоб заручиться помощью влиятельных старообрядцев, но, разочаровавшись в них, решил предпринять вместе с братом и Садыком-пашою (Чайковским) попытку устройства революционного агентства в самом центре некрасовцев — в Тульче. Здесь К. и Чайковский пробыли с 1862 до 1865 г. Они агитировали между некрасовцами, склоняли их идти на помощь повстанцам Подолии и Волыни и выслать эмиссаров для возмущения во имя старой веры казачества Дона, Терека и Урала, уговаривали архиеп. Аркадия завести типографию для печатания революционных воззваний к старообрядцам, сами завели русскую типографию; но все их усилия остались безуспешными. Дело окончилось тем, что старообрядческий митроп. Кирилл Белокриницкий запретил своей пастве иметь с К. какие бы то ни было сношения. Разочарования и смерть брата привели К. к тому, что он стал склоняться к славянофильству, переехал в Вену и с 1866 г. начал посылать в "Голос" и "Отечественные записки" (старой редакции) этнографические статьи за подписью Иванов-Желудков. Наконец весной 1867 г. К. сам явился в скулянскую таможню и передал свою судьбу в руки правительства. По его собственным словам, он еще накануне был далек от этого шага и почувствовал неудержимую тоску по родине лишь тогда, когда увидел на австрийской границе, как отмывали грязь с отправляемой в Россию брички. Как бы то ни было, он ожидал суровой кары и, давая показания, написал автобиографию, где не щадил себя, но тщательно опускал все то, что могло скомпрометировать других. К нему отнеслись, однако, очень милостиво: он был прощен, получил право жить в СПб., печатать и подписывать свои работы и даже, если желает, поступить на государственную службу. В литературных кружках изданные им книги "Пережитое и передуманное. Воспоминания" (СПб., 1868) и "Галичина и Молдавия: Путевые письма" (СПб., 1868) были встречены холодно. До самой смерти К. жил в СПб. и работал в журналах охранительного лагеря. Более крупные статьи его за это время "Эмигрант Абихт" ("Русский вестник", 1869, I), "Из рассказов об эмигрантах" ("Заря", 1869, III), "Святорусские двоеверы" (ib., Х—XI). К бывшим товарищам своим по эмиграции, как и к расколу, он относится беспристрастно и объективно. Отдельно изданы исторические повести: "Москва и Тверь" (СПб., 1872) и "При Петре" (то же). — Жена его, Зинаида Алексеевна, урожденная Вердеревская (род. в 1834 г.) — сотрудница "Отечественных записок" (1867), "Нивы", "Зари" и "Всемирного труда". В последнем (1868) помещены более крупные ее статьи: "Кандиотское восстание" и "Морочилы и морочимые" (по поводу опытов бр. Давенпортов).


В. К.


{Брокгауз}





Кельсиев, Василий Иванович


беллетрист, бывший эмигрант, прощенный импер. Александром II; род. 1835 г.; † 2 окт. 1872 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008