КЕНТАВРЫ
Кентавры
в греческой мифологии мифические существа, полулюди, полукони. Знаменитые кетавры — Хирон, Несс и Фол.
КЕНТАВРЫ
в греческой мифологии лесные или горные демоны, полулюди, полукони, пристрастные к вину спутники Диониса.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Кентавры
в греч. сказаниях мифич. существа, полулюди, полукони; потомки Иксиона и Нефелы. На свадьбе царя лапифов Пирифоя они пытались похитить женщин, и прежде всего невесту — Гипподамию. Разгорелась битва между лапифами и К. (кентавромахия); К. потерпели поражение. Знаменитые К. — Хирон, Несс и Фол.
Источник: Словарь античности. 1989
КЕНТАВРЫ
в греч. миф. дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Их миксантропизм объясняется тем, что они рожд. от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на к-рую покушался Иксикон. К. сражаются со своими соседями лапифами (кентавромахия), пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Особое место среди К. занимают два — Хирон и Фол, воплощающие мудрость и благожелательность. Хирон — сын Кроноса и нимфы Филиры — «липы», Фол — сын Селена и нимфы Мелии — «ясеневой». После того как К. победил Геракл, они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Посейдон взял К. под свое покровительство. В героич. мифах одни из К. явл. воспитателями героев (Ясона, Ахилла), др. — враждебны миру героев (Эвритион пытается похитить невесту Пирифоя. Несс покушается на Деяниру и явл. причиной гибели героя). К. смертны, бессмертен только Хирон, но и он, страдая от раны, нечаянно нанесен. ему Гераклом, жаждет умереть и отказывается от бессмертия в обмен на освобожд. Зевсом Прометея.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Кентавры
греч. kentauroi)
в греческой мифологии полулюди-полукони, лесные демоны, порождение Иксиона и облака, принявшего по воле Зевса облик Геры; проживали в горах Фессалии, а после ссоры с царем лапифов Пейрифоем вынуждены были переселиться к подножию Пинда, на границу с Эпиром. Наиболее известный из к. - Хирон отличался мудростью и являлся наставником античных героев - Ахилла, Ясона, Кастора, Полидевка, Тесея и др.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Мифические существа, полулюди-полукони, живущие в покрытых лесами горах Фессалии. Они, несомненно, очень древнего происхождения, явно догомеровского. Для греков кентавры олицетворяли примитивные желания, буйный нрав, невоздержанность. Их животность объясняется тем, что они произошли от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры. Все эти черты изображены в их битве с лапифами (племя гигантов) на свадьбе у царя Пирифоя - популярном сюжете античного искусства. Например, кентавромахии посвящены метопа с южной стороны Парфенона, скульптура западного фриза Гефестона в Афинах, пластическое изображение на фронтоне храма Зевса в Олимпии, римские фрески в Помпеях и т. д. В эллинистическом искусстве их часто изображали последователями Диониса, впрочем, они несли чисто декоративную нагрузку. Особое место среди кентавров занимали Хирон и Фол, олицетворяющие мудрость и благожелательность. Напротив, Несс становится причиной гибели Геракла.
В искусстве нового времени к сюжетам с участием кентавров обращались Беклин, Роден, Коринт, Пикассо.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии полулюди-полукони, лесные демоны, порождение Иксиона и облака, принявшего по воле Зевса облик Геры; проживали в горах Фессалии, а после ссоры с царем лапифов Пейрифоем вынуждены были переселиться к подножию Пинда, на границу с Эпиром. Наиболее известный из к. - Хирон отличался мудростью и являлся наставником античных героев - Ахилла, Ясона, Кастора, Полидевка, Тесея и др.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Мифические существа, полулюди-полукони, живущие в покрытых лесами горах Фессалии. Они, несомненно, очень древнего происхождения, явно догомеровского. Для греков кентавры олицетворяли примитивные желания, буйный нрав, невоздержанность. Их животность объясняется тем, что они произошли от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры. Все эти черты изображены в их битве с лапифами (племя гигантов) на свадьбе у царя Пирифоя - популярном сюжете античного искусства. Например, кентавромахии посвящены метопа с южной стороны Парфенона, скульптура западного фриза Гефестона в Афинах, пластическое изображение на фронтоне храма Зевса в Олимпии, римские фрески в Помпеях и т. д. В эллинистическом искусстве их часто изображали последователями Диониса, впрочем, они несли чисто декоративную нагрузку. Особое место среди кентавров занимали Хирон и Фол, олицетворяющие мудрость и благожелательность. Напротив, Несс становится причиной гибели Геракла.
В искусстве нового времени к сюжетам с участием кентавров обращались Беклин, Роден, Коринт, Пикассо.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
КЕНТАВРЫ
• Centauri,
?????????, от ???????? и ???????, т. е. «охотники на буйволов», или же произошло из ???????? (???????), т. е. «всадники, скакуны». Представление о них возникло, может быть, под влиянием рассказов о нравах одного фессалийского народа, имевшего обычай никогда не слезать со своих коней. У Гомера (Il. 1, 268. 2, 743., где они называются ??????, ??????, Ноm. Od. 21, 295 слл.) и в древнейшее время они являются грубым, горным племенем Фессалии, лохматым, с курчавыми волосами, с животною страстью к вину и женщинам. Прогнанные с Ойты и Пелиона лапифами, они потянулись к Пинду и границам Эпира. Вероятно, лишь начиная с Циндара (ок. 500 г. до Р. X) начали представлять себе К. наполовину людьми, наполовину лошадьми; впрочем, древнейшее искусство представляло их таким образом, что к полному изображению человека приделывали сзади тело лошади; позднейшее, совершенное искусство прибавляло в телу и груди коня верхнюю часть человеческого туловища. По древнейшему преданию, эти двоеобразные К. произошли от Иксиона и Нефелы, облачного изображения, созданного Зевсом по подобию Геры. Особенно знаменита была их борьба с лапифами, возникшая на свадьбе Пейрифоя (см. Pirithous, Пирифой). Ov. met. 12, 210 слл. И Геракл боролся с К. Еиr. Неrc. fur. 181 слл. Sophoc. Trachiniae. 1095. Вследствие их смешанного характера, родственного с звереобразными сатирами, и вследствие их страсти к вину К. включали в свиту Диониса; но тут их первоначальная грубость и дикость смягчена кроткою силою бога. Они смирно шагают перед колесницей Диониса, трубя в рога и играя на лире, руководимые эротами, в одной толпе с сатирами, нимфами и вакханками. Самый выдающийся среди К. Хейрон, сын Кроноса и Филиры, отличавшийся справедливостью и мудростью. Он преодолел природную грубость своего племени, просветил свой характер нравственностью и знанием и сделался знаменитым воспитателем и учителем прославившихся героев древности, каковы Ахиллей (Ноm. Il. 11, 831), Кастор и Полидевк, Амфиарай и др. Он учил их на Пелионе музыке, врачеванию, гимнастике и прорицанию. Его дочь Эпдеида была матерью Пелея и Теламопа, бабушкой Ахиллея и Аянта. От своего друга Геракла получил он неисцелимую рану, которую нанес ему Геракл совершенно против своей воли стрелою, пропитанною ядом лернейской гидры (см. Hercules, Геркулес, 7); по другому рассказу, Хейрон ранил себе ногу стрелою зашедшего к нему Геракла, которую тот нечаянно уронил, и умер, передав свое бессмертие Прометею. Зевс поместил его, под именем стрельца, в число созвездий. Новейшие исследователи неоднократно искали в К. естественно-символического значения и их лошадиную природу считали намеком на реки; наконец, приняли их за олицетворение бурных потоков, низвергающихся с высоты лесистых гор. Однако древнейшие К. просто дикие, горные люди, прогнанные из своих жилищ после тяжелой борьбы знаменитыми героями и сделавшиеся безвредными. Даже их имена не указывают на реки. Приложенный при этом снимок с рельефа, находящегося на фризе Аполлонова храма в Бассах, при Фигалии в Аркадии, изображает сцену из борьбы лапифов с кентаврами на свадьбе Пейрифоя.
?????????, от ???????? и ???????, т. е. «охотники на буйволов», или же произошло из ???????? (???????), т. е. «всадники, скакуны». Представление о них возникло, может быть, под влиянием рассказов о нравах одного фессалийского народа, имевшего обычай никогда не слезать со своих коней. У Гомера (Il. 1, 268. 2, 743., где они называются ??????, ??????, Ноm. Od. 21, 295 слл.) и в древнейшее время они являются грубым, горным племенем Фессалии, лохматым, с курчавыми волосами, с животною страстью к вину и женщинам. Прогнанные с Ойты и Пелиона лапифами, они потянулись к Пинду и границам Эпира. Вероятно, лишь начиная с Циндара (ок. 500 г. до Р. X) начали представлять себе К. наполовину людьми, наполовину лошадьми; впрочем, древнейшее искусство представляло их таким образом, что к полному изображению человека приделывали сзади тело лошади; позднейшее, совершенное искусство прибавляло в телу и груди коня верхнюю часть человеческого туловища. По древнейшему преданию, эти двоеобразные К. произошли от Иксиона и Нефелы, облачного изображения, созданного Зевсом по подобию Геры. Особенно знаменита была их борьба с лапифами, возникшая на свадьбе Пейрифоя (см. Pirithous, Пирифой). Ov. met. 12, 210 слл. И Геракл боролся с К. Еиr. Неrc. fur. 181 слл. Sophoc. Trachiniae. 1095. Вследствие их смешанного характера, родственного с звереобразными сатирами, и вследствие их страсти к вину К. включали в свиту Диониса; но тут их первоначальная грубость и дикость смягчена кроткою силою бога. Они смирно шагают перед колесницей Диониса, трубя в рога и играя на лире, руководимые эротами, в одной толпе с сатирами, нимфами и вакханками. Самый выдающийся среди К. Хейрон, сын Кроноса и Филиры, отличавшийся справедливостью и мудростью. Он преодолел природную грубость своего племени, просветил свой характер нравственностью и знанием и сделался знаменитым воспитателем и учителем прославившихся героев древности, каковы Ахиллей (Ноm. Il. 11, 831), Кастор и Полидевк, Амфиарай и др. Он учил их на Пелионе музыке, врачеванию, гимнастике и прорицанию. Его дочь Эпдеида была матерью Пелея и Теламопа, бабушкой Ахиллея и Аянта. От своего друга Геракла получил он неисцелимую рану, которую нанес ему Геракл совершенно против своей воли стрелою, пропитанною ядом лернейской гидры (см. Hercules, Геркулес, 7); по другому рассказу, Хейрон ранил себе ногу стрелою зашедшего к нему Геракла, которую тот нечаянно уронил, и умер, передав свое бессмертие Прометею. Зевс поместил его, под именем стрельца, в число созвездий. Новейшие исследователи неоднократно искали в К. естественно-символического значения и их лошадиную природу считали намеком на реки; наконец, приняли их за олицетворение бурных потоков, низвергающихся с высоты лесистых гор. Однако древнейшие К. просто дикие, горные люди, прогнанные из своих жилищ после тяжелой борьбы знаменитыми героями и сделавшиеся безвредными. Даже их имена не указывают на реки. Приложенный при этом снимок с рельефа, находящегося на фризе Аполлонова храма в Бассах, при Фигалии в Аркадии, изображает сцену из борьбы лапифов с кентаврами на свадьбе Пейрифоя.