КЕНТАВРЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Кентавры
в греческой мифологии мифические существа, полулюди, полукони. Знаменитые кетавры — Хирон, Несс и Фол.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

КЕНТАВРЫ
в греческой мифологии лесные или горные демоны, полулюди, полукони, пристрастные к вину спутники Диониса.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Кентавры
в греч. сказаниях мифич. существа, полулюди, полукони; потомки Иксиона и Нефелы. На свадьбе царя лапифов Пирифоя они пытались похитить женщин, и прежде всего невесту — Гипподамию. Разгорелась битва между лапифами и К. (кентавромахия); К. потерпели поражение. Знаменитые К. — Хирон, Несс и Фол.

Источник: Словарь античности. 1989

КЕНТАВРЫ
в греч. миф. дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Их миксантропизм объясняется тем, что они рожд. от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на к-рую покушался Иксикон. К. сражаются со своими соседями лапифами (кентавромахия), пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Особое место среди К. занимают два — Хирон и Фол, воплощающие мудрость и благожелательность. Хирон — сын Кроноса и нимфы Филиры — «липы», Фол — сын Селена и нимфы Мелии — «ясеневой». После того как К. победил Геракл, они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Посейдон взял К. под свое покровительство. В героич. мифах одни из К. явл. воспитателями героев (Ясона, Ахилла), др. — враждебны миру героев (Эвритион пытается похитить невесту Пирифоя. Несс покушается на Деяниру и явл. причиной гибели героя). К. смертны, бессмертен только Хирон, но и он, страдая от раны, нечаянно нанесен. ему Гераклом, жаждет умереть и отказывается от бессмертия в обмен на освобожд. Зевсом Прометея.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Кентавры
греч. kentauroi)
   в греческой мифологии полулюди-полукони, лесные демоны, порождение Иксиона и облака, принявшего по воле Зевса облик Геры; проживали в горах Фессалии, а после ссоры с царем лапифов Пейрифоем вынуждены были переселиться к подножию Пинда, на границу с Эпиром. Наиболее известный из к. - Хирон отличался мудростью и являлся наставником античных героев - Ахилла, Ясона, Кастора, Полидевка, Тесея и др.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Мифические существа, полулюди-полукони, живущие в покрытых лесами горах Фессалии. Они, несомненно, очень древнего происхождения, явно догомеровского. Для греков кентавры олицетворяли примитивные желания, буйный нрав, невоздержанность. Их животность объясняется тем, что они произошли от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры. Все эти черты изображены в их битве с лапифами (племя гигантов) на свадьбе у царя Пирифоя - популярном сюжете античного искусства. Например, кентавромахии посвящены метопа с южной стороны Парфенона, скульптура западного фриза Гефестона в Афинах, пластическое изображение на фронтоне храма Зевса в Олимпии, римские фрески в Помпеях и т. д. В эллинистическом искусстве их часто изображали последователями Диониса, впрочем, они несли чисто декоративную нагрузку. Особое место среди кентавров занимали Хирон и Фол, олицетворяющие мудрость и благожелательность. Напротив, Несс становится причиной гибели Геракла.
   В искусстве нового времени к сюжетам с участием кентавров обращались Беклин, Роден, Коринт, Пикассо.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

КЕНТАВРЫ
   • Centauri,
         ?????????, от ???????? и ???????, т. е. «охотники на буйволов», или же произошло из ???????? (???????), т. е. «всадники, скакуны». Представление о них возникло, может быть, под влиянием рассказов о нравах одного фессалийского народа, имевшего обычай никогда не слезать со своих коней. У Гомера (Il. 1, 268. 2, 743., где они называются ??????, ??????, Ноm. Od. 21, 295 слл.) и в древнейшее время они являются грубым, горным племенем Фессалии, лохматым, с курчавыми волосами, с животною страстью к вину и женщинам. Прогнанные с Ойты и Пелиона лапифами, они потянулись к Пинду и границам Эпира. Вероятно, лишь начиная с Циндара (ок. 500 г. до Р. X) начали представлять себе К. наполовину людьми, наполовину лошадьми; впрочем, древнейшее искусство представляло их таким образом, что к полному изображению человека приделывали сзади тело лошади; позднейшее, совершенное искусство прибавляло в телу и груди коня верхнюю часть человеческого туловища. По древнейшему преданию, эти двоеобразные К. произошли от Иксиона и Нефелы, облачного изображения, созданного Зевсом по подобию Геры. Особенно знаменита была их борьба с лапифами, возникшая на свадьбе Пейрифоя (см. Pirithous, Пирифой). Ov. met. 12, 210 слл. И Геракл боролся с К. Еиr. Неrc. fur. 181 слл. Sophoc. Trachiniae. 1095. Вследствие их смешанного характера, родственного с звереобразными сатирами, и вследствие их страсти к вину К. включали в свиту Диониса; но тут их первоначальная грубость и дикость смягчена кроткою силою бога. Они смирно шагают перед колесницей Диониса, трубя в рога и играя на лире, руководимые эротами, в одной толпе с сатирами, нимфами и вакханками. Самый выдающийся среди К. Хейрон, сын Кроноса и Филиры, отличавшийся справедливостью и мудростью. Он преодолел природную грубость своего племени, просветил свой характер нравственностью и знанием и сделался знаменитым воспитателем и учителем прославившихся героев древности, каковы Ахиллей (Ноm. Il. 11, 831), Кастор и Полидевк, Амфиарай и др. Он учил их на Пелионе музыке, врачеванию, гимнастике и прорицанию. Его дочь Эпдеида была матерью Пелея и Теламопа, бабушкой Ахиллея и Аянта. От своего друга Геракла получил он неисцелимую рану, которую нанес ему Геракл совершенно против своей воли стрелою, пропитанною ядом лернейской гидры (см. Hercules, Геркулес, 7); по другому рассказу, Хейрон ранил себе ногу стрелою зашедшего к нему Геракла, которую тот нечаянно уронил, и умер, передав свое бессмертие Прометею. Зевс поместил его, под именем стрельца, в число созвездий. Новейшие исследователи неоднократно искали в К. естественно-символического значения и их лошадиную природу считали намеком на реки; наконец, приняли их за олицетворение бурных потоков, низвергающихся с высоты лесистых гор. Однако древнейшие К. просто дикие, горные люди, прогнанные из своих жилищ после тяжелой борьбы знаменитыми героями и сделавшиеся безвредными. Даже их имена не указывают на реки. Приложенный при этом снимок с рельефа, находящегося на фризе Аполлонова храма в Бассах, при Фигалии в Аркадии, изображает сцену из борьбы лапифов с кентаврами на свадьбе Пейрифоя.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Кентавры, единороги, драконы и другие мифологические персонажи (о книге Л. С. Клейн. Время кентавров

Шер Яков Абрамович
Читать PDF
0.00 байт

Общественное сознание. Парадоксальный человек. Кентавризм. Фантомы к 80-летию Жана Терентьевича Тоще

Докторов Б.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу: Клейн Л. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев. СПб. : Евразия, 2010.

Кулланда Сергей Всеволодович
Читать PDF
0.00 байт

Чаши Мастера кентавра в собрании Государственного Эрмитажа

Петракова Анна Евгеньевна
Статья посвящена проблемам атрибуции чаш Мастера кентавра, аттического вазописца VI в. до н.э.
Читать PDF
0.00 байт

Монография Ж. Т. Тощенко. Кентавр-проблема: опыт философского и социологического анализа. М. : новый

Кугель С. А., Лебединцева Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Кентавр-проблема (опыт философского и социологического анализа)

Читать PDF
0.00 байт

Медицинский труэнтизм и кентавристика

Трубецков Д. И.
Настоящая заметка своеобразное послесловие к книге Д.И. Трубецкова «Даниил Семенович Данин и его кентавристика» (Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2007) и маленькая рецензия на интересную книгу А.П. Зильбера.
Читать PDF
0.00 байт

Кентавр как образ современной социальной реальности

Воротников Владислав Владиславович, Vorotnikov Vladislav
Статья представляет собой размышление об актуальности применения феномена кентавра для социально-философского познания окружающей действительности, неотъемлемой качественной особенностью которого является «сочетание несочетаемого»
Читать PDF
0.00 байт

Кентавр-проблемы

Луков Валерий Андреевич
Энциклопедическая статья о методологическом подходе в социологических исследований, основанном на признании особого класса феноменов общественной жизни, характерным свойством которого является сочетание несочетаемого, а также пред
Читать PDF
0.00 байт

Кентавр-проблема как форма парадоксальности

Тощенко Жан Терентьевич
Kентавр-проблема была выявлена в процессе исследования парадоксов как специфическая категория общественного сознания, поведения и социальной практики.
Читать PDF
0.00 байт

98. 03. 007. Попов С. Организационно-деятельностные игры: мышление в "зоне риска" // Кентавр. - М. ,

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
0.00 байт

«Кентавр-проблема» как особая форма противоречий общественного сознания и социальной практики

Тощенко Жан Терентьевич
Рассматривается проблема философско-социологического познания особого класса феноменов в жизни социума, сущностной характеристикой которых является «сочетание несочетаемого».

Похожие термины:

  • Кентавромахия

    битва между лапифами (мифич. обитателями горной Фессалии) и кентаврами, использовавшими в качестве оружия каменные глыбы и стволы деревьев. К. — излюбл. сюжет произведений греч. искусства с 7 в. до н