КЕРАМИКА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Керамика
греч. keramike – гончарное искусство, keramos – глина) – изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закрепленные специальным обжигом. Основными технологическими видами К. являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

КЕРАМИКА
гончарное искусство — изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками. По применению К. разделяют на строительную — кирпич, кафель, черепица и др., бытовую и сантехническую — посуда, умывальники и др., электротехническую, радиотехническую, огнеупоры.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КЕРАМИКА
(англ. pottery). При высыхании глина теряет много воды, вновь включая ее при увлажнении. При обжиге глины вода улетучивается из ее молекул при температуре 400° С и не восстанавливается при последующем отсыревании, глина превращается в К. При температуре свыше 1000° С частицы начинают плавиться, но такие температуры были недоступны древнейшим гончарам. К. имеет много преимуществ. Сырье для нее широко распространено, формовка и обжиг несложны, глине можно придать бесчисленное множество форм и орнаментов. Неудобство, состоящее в хрупкости, представляет собой еще одно преимущество для археолога, поскольку в виде черепков К. почти неуничтожима. Все эти факторы придают ей огромное значение в археологии. К. — одна из наиболее массовых находок на всяком поселении, где она использовалась, наиболее яркий индикатор культурных различий, развития и родственности, техника ее изготовления сравнительно легко выявляется при керамическом анализе. Можно установить, была ли она вылеплена, составлена из колец или сделана на кругу. Легко выявить состав изделий, а также характер обработки поверхности (ангоб, роспись, лощение). Предметом исследований являются также разнообразные методы орнамента. Легкость нанесения орнамента многим первобытным народам давала единственную возможность выразить свои творческие способности. Информация, которую несет К., часто является уникальной.

Источник: Археологический словарь. 1990

КЕРАМИКА
в 7 — 6 вв. до н.э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончар. круг, но и плоские керамич. плиты, предназначавш. для облицовки зданий, к-рые в архаич. эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидет. находки — плиты из обожжен. глины с нанесен. на них цветными рисунками, применявш. для отделки фризов. Ведущее место в развитии строит. К. занимал Коринф; только в 5 в. до н.э. роль терракоты в зодчестве резко упала, однако полностью эта отрасль К. не исчезала никогда. К. малых форм 6 — 5 вв. до н.э. представлена расписн. вотивными табличками (напр., таблички из Пентескуфии близ Коринфа). Плиты с нанесен. на них рельефами, предназнач. для декора стен, появл. только в 4 в. до н.э. Круглая керамич. скульптура свободных форм выполняла не только вспомогат. функцию (при изготовл. бронз. статуй использовались керамич. модели и формы для отливки), но существовала как самостоят. вид иск-ва до 4 в. (Зевс и Ганимед из Олимпии, ок. 470 до н.э.). В обл. керамич. скульптуры больших успехов достигли и этруски — об этом можно судить по терракотовым саркофагам, датируемым 6 в. до н.э.; подобно этрусским погребал. урнам, эти саркофаги украшены рельефами, отдельные части выполнены из обожжен. глины. К числу пластич. произв. из глины следует отнести и огромные, выше человеч. роста сосуды, украш. рельефами, предназначавш. для хранения жидкостей и сыпучих продуктов. Такие сосуды использовались уже в крито-микенскую эпоху. Мелкая терракотовая пластика во все времена служила украшением в небогатых домах, могла быть игрушкой для детей или вотивным даром. Часто К. заменяла изделия из металла, доступные только богачам и знати. В среднем, худож. ценность произв. мелкой керамич. пластики невелика, за исключ. знаменитых терракот из Танагры. Важную обл. К. составляют чисто худож. произв. — гротескные фигурки, маски, уменьш. копии знаменитых произв. монументал. скульптуры. Кроме того, из глины изготовлялись и вещи практич. назначения — веретена для ткацких станков, грузила для рыболовец. сетей, ульи, тигели, а у кельтов, даков, иллирийцев и фракийцев — формы для отливки монет. О технологии изготовл. керамич. изделий можно судить по найден. остаткам печей для обжига, инструментам для изготовл. моделей, печатям для создания рельефов, моделям и формам для отливки статуй. Вместе с тем не обнаружено никаких сведений о красках, использовавш. при изготовл. керамич. изделий, хотя их, конечно, окрашивали. Особый вид К. представляют собой глиняные ритоны и такие сосуды, в к-рых глина комбинируется с др. материалом (эмалью). Такие изделия К. отражают изменения в стиле и вкусах. Технология произ-ва К. позволяла использовать и детский труд; можно было организовать семейную мастерскую или относит. крупное произ-во с применением значит. числа рабов. В последние десятилетия существования Рим. республики крупные предприниматели организовывали спец. керамич. мастерские, к-рые давали большое кол-во изделий. Успехи, достигнутые Римом в изготовлении К., стали образцом для пров., начиная с последнего столетия существования республики. Наряду с крупными предпринимателями существовали и мелкие ремесленники, производившие дешевую продукцию. Сегодня в экспозициях музеев керамич. изделия представлены, как правило, высококлассн. образцами, к-рые были недоступны широким массам.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

КЕРАМИКА
(греч. Keramike гончарное искусство) — изделия и материалы из глин и их смесей с минеральными добавками и неорганическими соединениями, закрепленные обжигом при очень высокой температуре в печи. Слово происходит от названия предместья Афин, где работали гончары. Керамика широко распространена в быту (посуда), в строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, а также в скульптуре и при-кладном искусстве. Основными видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор.
Изделия из глины использовались человеком еще на заре его существования, в палеолите. Обжиг глиня-ных изделий начался в неолите ок. 5 тыс. лет до н.э. Обожженная глина стала первым искусственным материалом, созданным человеком. В основном из нее де-лали посуду, которую покрывали орнаментом, имевшим не только эстетическое, но и магическое значение. Разные народы создали свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнамента, способ об-работки поверхности, цвет. Использование глины в строительстве жилищ началось в IV–III тыс. до н.э. в трипольской культуре. Гончарный круг был изобретен на Древнем Востоке и был известен во всем Старом Свете. Америка до появления европейцев с ним знако-ма не была, хотя и создала высокие образцы гончарно-го искусства. На Востоке также впервые стали покрывать керамические изделия цветной глазурью - как посуду, так и кирпичи для строительства зданий. Изделия из белой глины — каолина (материал для изготовления фарфора) впервые были созданы в Китае в
I тыс. н.э., настоящий фарфор — в VI–VII вв. Большое влияние на развитие керамики оказала античность, создавшая более 20 видов современных по форме сосудов с богатой вазописью (чернофигурной и краснофигурной), статуэтки, декоративные архитектурные детали. В Риме началось производство обожженного кирпича, из которого сооружались сложные архитектурные конструк-ции. В странах Ближнего и Среднего Востока в средние века достигли расцвета архитектурный декор, узорная кирпичная кладка, майолика, мозаика (здания Самарканда и Бухары X–ХV вв.). Также в это время производится утварь с росписью, покрытая люстром (глазурью с металлическим отливом, имитирующим золото и серебро), прекрасными образцами которой служат иранские и испано-мавританские сосуды ХIII–ХV вв. В Европе подъем керамического искусства наступает с эпохи Возрождения (итальянская майолика, французский фаянс, а в ХVIII в. — европейский фар-фор (изобретен в Германий И. Ф. Бетгером), после че-го появляются европейские фарфоровые заводы в Майссене, Севре, Вене).
На Руси керамическое производство существовало с Х в. В ХVII в. в Москве возникли крупные мастерские, производившие посуду, игрушки, светильники и др., а кирпич делали с ХVI в. Тогда же началось производ-ство изразцов. В середине ХVIII в. Д. И. Виноградовым был изобретен фарфор, и появляются российские фарфоровые заводы в Петербурге, в Дмитрове, в Дулеве. При этом сохранялось и кустарное производство бытовой и художественной керамики, среди которой наибольшей известностью пользуются промыслы в Гжели, а также дымковская игрушка. В конце XIX —начале XX вв. керамикой занимаются многие художни-ки, архитекторы П. Пикассо, М. Врубель, В. Фаворский. В. Мухина и др.). Помимо авторской, развивается также архитектурная, парковая, фонтанная, бытовая керамика.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Керамика
В 7 — 6 вв. до н. э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончарный круг, но и плоские керамич. плиты, предназначавшиеся для облицовки зданий, которые в архаич. эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидетельствуют находки — плиты из обожженной глины с нанесенными на них цветными рисунками, применявшиеся для отделки фризов. Ведущее место в развитии строительной К. занимал Коринф; только в 5 в. до н. э. роль терракоты в зодчестве резко упала, однако полностью эта отрасль К. не исчезала никогда. К. малых форм 6 — 5 вв. до н. э. представлена расписными вотивными табличками (например, таблички из Пентескуфии близ Коринфа). Плиты с нанесенными на них рельефами, предназнач. для декора стен, появляются только в 4 в. до н. э. Круглая керамич. скульптура свободных форм выполняла не только вспомогательную функцию (при изготовлении бронзовых статуй использовались керамич. модели и формы для отливки), но существовала как самостоятельный вид искусства до 4 в. (Зевс и Ганимед из Олимпии, ок. 470 до н. э.). В области керамич. скульптуры больших успехов достигли и этруски — об этом можно судить по терракотовым саркофагам, датируемым 6 в. до н. э.; подобно этрусским погребальным урнам, эти саркофаги украшены рельефами, о гдельные части выполнены из обожженной глины. К числу пластич. произведений из глины следует отнести и огромные, выше человеч. роста сосуды, украш. рельефами, предназначавшиеся для хранения жидкостей и сыпучих продуктов. Такие сосуды использовались уже в крито-микенскую эпоху. Мелкая терракотовая пластика во все времена служила украшением в небогатых домах, могла быть игрушкой для детей или вотивным даром. Часто К. заменяла изделия из металла, доступные только богачам и знати. В среднем художеств, ценность произведений мелкой керамич. пластики невелика, за исключением знаменитых терракот из Танагры. Важную область К. составляют чисто художеств, произведения — гротескные фигурки, маски, уменьш. копии знаменитых произведений монументальной скульптуры. Кроме того, из глины изготовлялись и вещи практич. назначения — веретена для ткацких станков, грузила для рыболовецких сетей, ульи, тигели, а у кельтов, даков, иллирийцев и фракийцев — формы для отливки монет. О технологии изготовления керамич. изделий можно судить по найденным остаткам печей для обжига, инструментам для изготовления моделей, печатям для создания рельефов, моделям и формам для отливки статуй. Вместе с тем не обнаружено никаких сведений о красках, использовавшихся при изготовлении керамич. изделий, хотя их, конечно, окрашивали. Особый вид К. представляют собой глиняные ритоны и такие сосуды, в которых глина комбинируется с другим материалом (эмалью). Такие изделия К. отражают изменения в стиле и вкусах. Технология производства К. позволяла использовать и детский труд; можно было организовать семейную мастерскую или относительно крупное производство с применением значительного числа рабов. В последние десятилетия существования Римской республики крупные предприниматели организовывали специализированные керамич. мастерские, которые давали большое количество изделий. Успехи, достигнутые Римом в изготовлении К., стали образцом для пров., начиная с последнего столетия существования республики. Наряду с крупными предпринимателями существовали и мелкие ремесленники, производившие дешевую продукцию. Сегодня в экспозициях музеев керамич. изделия представлены, как правило, высококлассными образцами, которые были недоступны широким массам.
        
        рис. 1. Большие керамические сосуды для хранения продуктов; чтобы охладить, их зарывали в землю на глубину, превышающую человеческий рост (найдены в Кноссе, Трое, Тиринфе).
        
        рис. 2. Терракотовая форма и полученное с ее помощью изображение справа) из Тарента (сер. 4 в. до н. э.).
        
        рис. 3. Керамические штампы с выпуклым рисунком для оттиска изображений (свиньи из Рейнцаберна), маски с бородой, надписи (преимущественно изделия римских провинций 1-2 вв. н. э.). Позитивный штамп оттискивался в форме, поэтому рельефное изображение также было позитивным.

Источник: Словарь античности. 1989

Керамика
от греч. keramos - глина)
   гончарное производство, а также изделия из обожженной глины, преимущественно посуда (лепная и гончарная к., изготовленная на гончарном круге). Форма и стиль керамических изделий постоянно менялись в зависимости от хозяйственных потребностей, спроса и моды. В период эгейской цивилизации возник своеобразный стиль вазописи «камарес» (от названия критского поселения, где археологами впервые найдены подобные изделия). В VI в. до н.э. в Элладе возникли чернофигурные и краснофигурные стили вазописи. Основой их сюжетов были мифологические сценки, а также реалии повседневной жизни. В эпоху эллинизма стали популярными т. наз. магарские чаши, поверхность которых не разукрашивалась, а обрабатывалась тисненым орнаментом. В Риме была распространена краснолаковая рельефная посуда (terra sigillata).
   В широком употреблении у греков были пифосы - большие глиняные бочки с широкой или узкой горловиной для хранения воды, масла, вина, зерна, рыбы, оливок и т.д. Наиболее популярной тарой были амфоры - кувшины с двумя ручками, в которых перевозили вино и масло. Специально изготовленные амфоры служили наградой на Панафинейских играх: поверхность их старательно разукрашивали, днище имело широкую подставку. Сосудом для воды служили также гидрии, подобные амфорам, но с тремя ручками для удобства. Сосудом для приготовления вина к употреблению были кратеры. Разливали вина киафами. Для питья служили преимущественно килики и канфары. Для хранения парфюмерии античные модницы употребляли лекифы и алабастры; последний вид также служил атлетам для хранения масла, которым они натирались перед соревнованиями.
   Керамические изделия Эллады представляли важную отрасль искусства и ремесла. Они экспортировались во все города Причерноморья и Средиземноморья. Цены на керамические изделия зависели от качества изготовления и вида, напр., в классическую эпоху кратер мог стоить 3-4 обола, гидрия - 2-6 драхм, а килик - 1-4 драхмы. В Италии наиболее распространенной была этрусская керамика (особенно вазы «буккеро»). Славились также керамические центры Южн. Италии, где мастерами были преимущественно греки.
   Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953; Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983; Сидорова Н.А., Тугушова О.В., Забелина В.С. Античная расписная керамика из собрания Гос. музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., 1955; Buschor E. Criechische Vasen. Mьnchen, 1940; Folsom R.S. Handbook of Greek pottery. A guide for amateurs. London, 1967; Paul E. Antike Keramik. Entdeckung und Erforschung bemalter Tongefдsse in Griechenland und Italien. Leipzig, 1982.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(греч. keramike techne - гончарное иск-во)
   вид производ.-худож. деятельности, к-рый состоит в изготовлении изделий из глины, обожженных в спец. гончарных печах. В широком знач. этого слова - сами эти изделия, среди к-рых различают неск. типов. (1) Сосуды, сделанные от руки или на гончарном круге, простые или украшенные (вдавленный, процарапанный узор, налепы, рельеф, лощение, ангоб, роспись, полива). В К., связанной как с бытовой, так и с культовой стороной жизни, отразились представления человека об окружающем мире (сосуд как модель космоса); отождествление вазы и тела человека, имевшее с древ, времен магический смысл, сохран. в назв. частей сосуда (губы, шейка, ручки, тулово, ножка); будучи одним из видов худож. деятельности человека, К. отражает, в своих особых формах, эстет, потребности. В Др. Греции первые образцы К. известны с к. VII тыс. до н. э. (поселение в Неа-Никомедия, Южн. Македония). В К. Крита (III-II тыс.) складываются прообразы основных типов сосудов; наибол. разнообразия гр. К. достигает в VI - V вв. Формы и размеры ваз определялись их назначением. Вино и воду наливали в амфоры, стамносы, пелики, смешивали - в кратерах (неск. разновидностей) и диносах, охлаждали, опуская в жидкость псиктер, разливали по чашам для питья - киликам, скифосам, канфарам, ритонам - из кувшинов - ольп и ойнохой, черпали киафом. Воду из источника приносили в гидрии. Нек-рые разновидности сосудов имели строго опред. назнач.: панафинейская амфора, наполненная маслом, была призом победителю в Панафинейских состязаниях; лебес гамикос применялся для свадебных церемоний, во время к-рых омовения совершали водой, принесенной в лутрофоре; посл. также мог быть надгробием на могиле юноши, девушки; в эпоху геометрики с аналог, целью использовались амфоры и кратеры высотой до 1,5 м; стамносы, амфоры, гидрии (т. н. гидрии стиля Гадра) служили урнами для пепла; в погребальном обряде широко использовался лекиф - для масел и благовоний. Атлет приносил в палестру масло в арибалле, алабастре; женщины хранили украшения и косметику в шкатулках - пиксидах или леканах, посл. были обязательными в числе свадебных подарков.
   Возлияния божеству совершались из фиалы. Пифос (глиняная бочка, врытая в землю) служил для хранения зерна, масла, вина; перевозили эти и др. припасы в особых узкогорлых амфорах с заостренной узкой ножкой. Общим в развитии всех форм сосудов явл. изменение пропорций - от тяжелых массивных к более стройным, вытянутым. Наряду с простой или украшенной росписями (орнаментальными, фигурными) существовала рельефная К., исполненная в спец. формах («мегарские» чаши, каленская К.) или украшенная декором, сделанным с помощью штампов (этрусская К. буккеро). На мн. керам. сосудах имеются надписи: процарапанные по лаку, глине после обжига - т. н. графитти - имя владельца, жертвователя, посвящение божеству, имя купца, торговые отметки, исполненные гончаром или вазописцем в процессе росписи вазы, до обжига. Посл. характерны для расписной К. VI - V вв. Это может быть имя персонажа, назв. предмета, слова, к-рыми обмениваются герои, имена юношей, т. н. «любимцев», посвятительные надписи божеству. Особую группу составляют имена гончаров (или владельцев мастерских) и вазописцев, первые с глаголом «сделал», вторые - «расписал». Известно около 40 таких подлинных имен. Поскольку по стил. признакам росписей можно выделить гораздо больше мастеров, вазописцам принято давать условные имена - по им. гончара (если оно есть, «мастер Андокида»), по месту хранения наиб, известной вазы (мастер Лондон Е-497), по им. нашедшего ее археолога или владельца (ваза Франсуа, мастер Сабурова), по мифолог, сюжету или герою (мастер Разрушения Трои, мастер Ниобид, мастер Ахилла), по им. «любимца» (мастер Эвайон). (2) Плоские расписанные или рельефные керам. плиты для облицовки и украшения стен зданий (терракота архитектурная). (3) Керам. скульптура (терракота). (4) Урны для пепла и саркофаги (этрусское искусство). (5) Различные штампы, печати, грузила для рыболовных сетей и ткацких станков и т. д.
   О. Т.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

КЕРАМИКА
обожженная глиняная посуда. При обжиге при 400C вода из молекул глины улетучивается, глина превращается в камень. Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие возможности и мировоззрение, изучение которых дает много информации археологам. Хрупкость К. приводила к накоплению большого количества черепков на месте поселения. К. - самый массовый вид находок на памятниках археологии начиная с неолита.
Древнейшие горшки неолита, как правило, имеют большие размеры и очень тонкие стенки. Высота сосудов зачастую достигает полуметра и более, а между тем толщина их стенок не превышает 1 см, т.е. отношение толщины к диаметру составляет 1:25, 1:30 и даже 1:50. Шедевр архитектурного зодчества - купол Пантеона имеет соотношение диаметра к толщине купола 1:20. Иными словами, в каменном веке при создании сосудов достигалось более оптимальное соотношение толщины и диаметра свода, нежели в более поздние времена. Следует иметь в виду, что купол в Пантеоне сооружали из прочных материалов, тогда как сосуд изготовлялся из песка и глины, в мокром состоянии рыхлых и тяжелых материалов. Свод сосуда должен был бы неминуемо рухнуть под собственной тяжестью, если бы не была точно рассчитана его форма. Археологи называют такие сосуды яйцевидными, своей формой они напоминают огромные яйца.
Например, найденные при раскопках неолитического поселения Муллино IIA (VI тыс. до н.э.) очень редкие целые сосуды имеют диаметр 30-40 см, высоту 50-70 см, а толщину стенок всего 1 см. По форме они напоминают яйцо, у которого срезана на 1/4 тупая часть. При любой другой форме сосуды бы развалились под собственной тяжестью еще до обжига. Чем объяснить столь правильную форму - расчетом или подражанием природе - яйцу? Сказать трудно. Но как бы то ни было, более оптимальной формы свода в архитектуре до сих пор не существует.
В Иерихоне найдены глиняные жилища с яйцевидным сводом (их возраст ок. 10 тыс. лет).
Самые древние предметы из обожженной глины найдены в Чехословакии, на стоянке Дольни-Вестонице. Это еще не посуда из глины (ее люди изобретут почти на 20 тыс. лет позднее). Это фигурки животных и людей, сделанные из глины, и куски обожженной глины. Радиокарбонным анализом установлено, что они сделаны 25600170 лет назад. Первые керамические сосуды были очень хрупкими и часто разбивались. Поэтому-то так много находят на раскопках черепков. Посуду делали часто и в большом количестве. В сосудах хранилось самое ценное - зерно Для будущего урожая, от которого полностью зависела жизнь человека. Пропадет зерно - нечего будет посадить на следующий год, людей постигнет голод. Когда засуха охватывала большие территории, зверя становилось меньше, пруды и озера высыхали, рыба исчезала. Тогда одна надежда оставалась на урожай, от него зависела и жизнь домашних животных.
Поэтому горшки с семенами берегли, их разрисовывали различными магическими знаками, которые должны были отпугнуть злых духов и демонов. Одни племена наносили охраняющие рисунки краской по стенкам сосудов, другие выдавливали магические знаки по сырой глине. По этим рисункам можно узнать многое: какое племя жило на том или ином месте, откуда оно пришло, сколько жило, в каких духов веровали и т.д. Родственные племена по-одинаковому разрисовывали К.
Напр., на Ближнем Востоке разрисовывали посуду краской. Так же делали племена на ю. Украины (трипольцы) и в Средней Азии.
Самые древние горшки из глины найдены в Гандж Даре. Они сделаны ок. 100 веков тому назад. К. грубовата, плохо украшена. Такие горшки существуют на Ближнем и Среднем Востоке до 6000 г. до н.э. А ок. 80 веков назад там появляется К., стенки которой раскрашены. Такая крашеная К. появляется и на стоянках неолита Крита, Греции, Балкан и Средней Азии. Оттиски на сырой глине продолжали делать лишь в умеренной зоне Европы и Средиземноморье (К- импрессо). На самой же прародине цивилизации оттиски палочками стали делать лишь на глиняных книгах. Получается, что где-то за 1,5-2 тыс. лет до появления обожженных глиняных книг кто-то "запретил" оттискивать на сырой глине значки, горшки стали разрисовывать краской. Почему "запретили", точнее, почему перестали оттискивать на стенках сосудов всякие изображения-орнаменты? А может быть, потому, что в то время уже стали писать на сырой глине? Ведь ок. 6 тыс. лет назад глиняные книги стали обжигать, а до этого времени, может быть, их не обжигали и поэтому они не дошли до нас.
Может быть. А на с., куда глиняные горшки попали до того, как их стали красить, продолжали оттискивать на их стенках разными острыми предметами, а потом и специальными штампами всякие орнаменты. Письменности здесь не знали долго. Она появилась в В. Европе на 4-5 тыс. лет позднее, чем в Месопотамии.
Может быть, поэтому не было опасности перепутать письмо на глиняных табличках с обломками горшков с выдавленным на них орнаментом. Может быть, и так. Однако орнамент и на сосудах интересен. Вначале орнамент процарапывали острой палочкой на сырой глине. Он выглядел как какие-то волны или линии дождя. Потом стали краем раковины оттискивать более сложные рисунки. Чтобы рисунки были наряднее, края раковины стали зазубривать. Позднее появились штампы из круглых плоских галек. Подбирали красивые гальки. По краям таких плоских галек наносились зубчиками нарезки. Если надавить слегка краем такого штампа по мокрой глине, то получается отпечаток, сходный с тем, как если бы к ней была приложена гребенка с тупыми зубьями. Оттиски таких штампов и называют часто "гребенчатыми" или "зубчатыми". Некоторые штампы, например в Муллино, Давлеканово, изготовлялись из створки раковины. Оттиски штампов из створки раковины давали красивый тонкий с широкими зубчиками отпечаток. Комбинация различных оттисков, штампов и создавала сложный рисунок на стенках сосудов. Конечно, таким штампом было трудно изобразить какие-то сцены из жизни людей. Однако древние мастера и такими штампами создавали удивительные картины. На горшках изображались волны, озеро, плывущие по ним "уточки" и т.п., т.е. все то, что окружало первобытного человека, чем он жил.
Недавние исследования ученых Эрмитажа показали, что все точки линии, замысловатые и, казалось бы, одинаковые рисунки выполнялись часто на сырой глине разными предметами, в том числе и обломанными косточками животных, а часто и их челюстями. Оттиски челюстей волка, бобра, росомахи, зайца образовывали одинаковый для нас рисунок, но для древнего человека оттиски челюсти зайца или волка имели совсем разный смысл. За каждым из них вставал образ особого зверя, а сходные для нас линии из оттисков "гребенки" могли изображать драматическую сцену погони волка за зайцем и т.п. Когда узоры стали наносить краской, изобразить животное рисунком челюсти стало труднее, поэтому художникам приходилось рисовать их целиком. Поэтому оттисками простых точек и линий изображались более сложные и образные сцены, чем рисунки козлов или баранов красками. Первобытный человек хорошо отличал отпечаток челюсти одного животного от другого, а для нас разгадать сложные рисунки на стенках сосудов оказалось труднее, чем понять реалистичные рисунки.
Изготовление К. Гончары в Африке и сейчас делают горшки тремя дощечками и парой круглых, немного приплюснутых с обеих сторон камней. Сперва с помощью плоской палочки делается из глины верхний ободок горшка, который оставляется сушиться на солнце. Когда он немного подсохнет, к нему мало-помалу прилепляются по кускам остальные стенки, которые выравниваются.
Правильная форма горшка придается тем, что, держа горшок на коленях, женщины просовывают левую руку с круглым или плоским камнем в горшок, подставляя его к внутренней поверхности стенки, а правой рукой ударяют дощечкой по соответствующему месту на внешней стороне и выравнивают при этом как поверхность, так и толщину горшка. Когда горшок готов, его сперва сушат на солнце, а потом обжигают на слое хвороста, обкладывая листьями, тонкими прутьями и т.п. Положив горшки в несколько рядов один над другим и обложив кучу мелким легким хворостом, поджигают костер.

Источник: Археологический словарь. 1996

Керамика

Слово «керамика» произошло от греческого ???????? – гончарство.
Раньше керамикой называли все изделия из глины. В настоящее время керамикой называют изделия и материалы, полученные из глин и их смесей с различными добавками путем обжига при высоких температурах – от 700 °C и выше.
Достижение таких температур стало возможным благодаря появлению гончарного горна.
На Ближнем Востоке – в Вавилоне и Древнем Египте – для возведения построек стали применять обожженный кирпич. Там же стали изготавливать глазурованные глиняные изделия. Первые глазури представляли собой глину, тщательно растертую с поваренной солью. Позже в состав глазурей стали включать соду и окрашивающие добавки металлов.
В Месопотамии дома украшались орнаментированными плитками. В процессе их изготовления на слегка обожженный кирпич расплавленной черной стеклянной нитью наносился контур рисунка. Окаймленные нитью места заполнялись сухой глазурью, после чего кирпич подвергался вторичному обжигу. При этом глазурная масса остекловывалась и прочно связывалась с поверхностью кирпича.
В Древнем Египте появились глазурованные плитки с рельефным рисунком. Ими облицованы подземные камеры пирамиды Саккара. Позже такие плитки стали обычным строительным материалом – египтяне украшали ими стены своих жилищ.
Большое распространение получили изделия из керамики в Древней Греции. Наиболее известна керамическая посуда, разнообразная по форме, покрытая росписью на бытовые и мифологические темы. Кроме того, изготавливались статуэтки из терракоты – неглазурованной керамики с цветным пористым черепком.
В Древней Греции и Древнем Риме терракоту также применяли для изготовления черепицы и водопроводных труб.
В Древнем Риме широко использовался кирпич, из которого сооружались своды перекрытий, пролеты мостов и акведуки.
Римская парадная посуда оттискивалась в формах с рельефным орнаментом и покрывалась красным лаком. Рецепты приготовления прочных и устойчивых к кислотам красного и черного лаков – основных цветов в античной вазописи – были утрачены, поскольку в Византии лак был вытеснен ангобом, эмалью и глазурью.
Во всем мире издавна разрабатывались керамические материалы, отличающиеся составом керамической массы, приемами формовки и обжига, обработки и украшения поверхности.
Наиболее известным керамическим материалом для изготовления посуды является фарфор. Чтобы его получить, понадобились века кропотливой работы и многочисленных поисков.
Появлению фарфора в Китае во многом способствовали богатые залежи каолина – высококачественной белой глины. Особенно много таких залежей было в провинции Цзянси.
Во II–I тыс. до н. э. из каолина изготвавливалась посуда. Позже каолин стал сырьем для производства фарфоровидных изделий.
Для изготовления фарфора каолин необходимо перетереть с минералом, состоящим из полевого шпата и кварца. Позже этот минерал получил название «фарфоровый камень». Образованную смесь закапывали в землю на несколько десятилетий. Вылежавшаяся масса заворачивалась в полотно и долго отбивалась о каменные плиты. Благодаря такой обработке материал становился пластичным и пригодным для изготовления фарфора.
В VI–VII вв. китайским мастерам удалось получить «голубой, как небо после дождя, блестящий, как зеркало, тонкий, как бумага, звонкий, как гонг, гладкий и сияющий, как озеро в солнечный день» фарфор.
Сначала все фарфоровые изделия были чисто белыми. А в XIV веке их начали расписывать синей краской (солями кобальта) и ко второй половине XV века появился многоцветный фарфор.
Фарфор обжигали в специальных огнеупорных коробках в течение трех дней. После охлаждения получали твердые тонкие блестящие изделия. Центром производства фарфора стал город Цзинцжень. Здесь талантливые мастера создавали из фарфора вазы и чашки, фигурки фантастических драконов и невиданных птиц, разнообразных животных и рыб. В городе Нанкине была построена девятиярусная фарфоровая башня высотой в тридцать метров. На углах каждого этажа этой башни висело по восемьдесят колокольчиков, также сделанных из фарфора. При порывах ветра они издавали серебряный звон. В Китае фарфор называли «тсени» – в подражание звуку, издаваемому фарфоровым изделием при постукивании по нему твердым предметом.
Благодаря Марко Поло, привезшему из Китая много фарфоровых изделий, фарфор проник в Европу и стал очень популярным. Здесь он высоко ценился – наравне с золотом. Поскольку фарфоровые изделия поступали в основном из Индии и Персии, то персидское название материала «фегфур» постепенно трансформировалось в слово «фарфор».
Тайна изготовления фарфора была государственной тайной Китая и строго охранялась. За ее разглашение отрубали голову.
Но в конце XVI века француз д’Антрекол сумел все же узнать некоторые секреты производства фарфора. Ему удалось проникнуть в город Цзинцжень, куда иностранцам был запрещен въезд. Там француз увидел, что фарфор получают из белой глины – каолина, в который добавляют порошок циши (фарфорового камня). Он даже смог рассмотреть печи, в которых проводился обжиг фарфоровых изделий. Однако разгадать технологию производства д’Антреколу не удалось. Вернувшись в Европу, он написал книгу обо всем, что узнал и увидел. Но не зная состава каолина и циши, француз не смог полностью постичь тайну производства фарфора: это продолжало оставаться китайским секретом.
Последний шаг к ее разгадке сделал Иоган Бетгер из Тюрингии. Работая при дворе саксонского курфюрста Августа Сильного, он, по совету физика Э. Чирнхауза, занялся изучением состава фарфора. На разгадку тайны ушло шесть лет.
В 1709 г. Бетгер вынул из печи две чашечки, которые были такие же тонкие, прозрачные и звонкие при ударе, как и привезенные из Китая, но красного цвета. В 1710 г. по приказу курфюрста Августа в Мейсене был построен первый в Европе фарфоровый завод. Первые изделия этого завода легко узнать по характерной красной окраске.
Бетгер продолжал работать над тем, как сделать свой фарфор белым. На помощь ему пришел случай. Однажды на его одежду попала пудра с парика. Счищая ее, Бетгер скатал небольшой шарик. Пудра очень напоминала глину. Оказалось, что это каолин. Добавив в него полевой шпат и кварц (именно его называли в Китае фарфоровым камнем), Бетгер получил фарфор, полностью сходный с тем, что привозили из Китая. Стремясь сохранить тайну, Август приказал бросить Бетгера в тюрьму, где тот и умер.
На мейсенском заводе продолжали изготавливать посуду, подсвечники, люстры и тончайшие статуэтки. В 20?е годы XIX века живописная мастерская мейсенского завода, руководимая И. Г. Герольдом, изготовила замечательные краски для росписи по фарфору.
Несмотря на смерть Бетгера, скрыть секрет производства фарфора не удалось. Сначала в Вене, Берлине, а затем во многих других европейских городах открывались фарфоровые заводы, развивалось фарфоровое производство.
В России фарфор стал известен со II?й половины XV века, после путешествия Афанасия Никитина «за три моря». Фарфоровые изделия были предметом роскоши и не выходили за пределы царского дворца.
Петр I положил начало длительным поискам секрета производства фарфора. Делались попытки выведать секрет производства фарфора в Китае и Саксонии. Однако закончились они безуспешно.
Разгадкой тайны производства фарфора занялись купцы Гребенщиковы: Афанасий Кириллович с тремя сыновьями. В 1724 году они открыли первую в России фаянсовую фабрику, работавшую на основе гжельских глин. Создать производство российского фарфора, не уступавшего китайскому и саксонскому, удалось Д. И. Виноградову.
До появления фарфора в Европе большой популярностью пользовались изделия из фаянса – мелкопористой керамики белого цвета, как правило, покрытой глазурью. Свое название она получила от итальянского города Фаэнца. Производить керамическую посуду в Фаэнце начали в 1142 году. Здесь делали кувшины и пиалы, сосуды для хранения вина и оливкового масла. Производство разрасталось, искусство мастеров росло.
XVI век стал «золотым» веком фаянсовой керамики. По примеру Фаэнцы было открыто производство фаянса во Франции и Нидерландах. Но посуда из Фаэнцы была непревзойденной. Тарелки и кувшины, вазы и чашки делались с ажурными краями, придающими изделиям элегантную утонченность.
Со временем фаянсу стало трудно конкурировать с фарфором, изделия из которого все в больших и больших количествах поступали на европейские рынки с Востока. В XVIII веке производство фаянса почти прекратилось.
Но в XIX веке английские керамисты усовершенствовали производство фаянса, и он вновь распространился по всей Европе. Теперь это был английский фаянс. Вслед за Англией фаянс высокого качества стали производить Франция и Германия. И если раньше с целью сбыта фаянсовые изделия обрабатывали под фарфор, то теперь уже фарфоровые изделия стали обрабатывать под фаянс.
С развитием науки и техники применение керамики вышло за сугубо бытовые рамки.
В 1837 году, изучая взаимодействие веществ с электрическим полем, английский физик Фарадей предложил новый термин – «диэлектрик». Под этим словом он подразумевал такие вещества, которые имеют большое электрическое сопротивление (больше чем 1·108 ом на см).
После этого керамика получила широчайшее применение и прочно заняла свое место среди диэлектриков.
Керамика, использующаяся как диэлектрик, получила название «сегнетоэлектрическая керамика», или «сегнетокерамика». Сейчас из нее делают конденсаторы высокой емкости, терморезисторы и термисторы.
Схожей по составу с сегнетокерамикой является пирокерамика. Она используется для производства инфракрасных детекторов и устройств тепловидения.
Изделия из пьезокерамики служат для преобразования механической энергии в электрическую. Это зажигалки для газовых плит, звуковые генераторы, гидролокаторы, ультразвуковые сверла и многое другое.
Сейчас слово «керамика» охватывает широкий спектр материалов, которые изготавливаются не только спеканием, но и горячим прессованием, формованием методом взрыва, литьем в парафиновые формы. Современная керамика – это посуда и произведения искусства, трубы и радиодетали, автомобильные двигатели и детали космических кораблей, краски и многое другое.

Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ И РИМСКАЯ КЕРАМИКА В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ» Эллинистическая и римская керамика в С

А. В. Красножон
Читать PDF
0.00 байт

Шапкульские комплексы и керамика с гребенчато-ямочным и крупнонакольчатым орнаментом из Нижнего Прит

Зах Виктор Алексеевич
В Нижнем Притоболье к энеолитическому времени относят Андреевскую, шапкульскую культуры и близкие к липчинским комплексы.
Читать PDF
0.00 байт

Ранняя керамика и формирование гребенчатой и гребенчато-ямочной орнаментальных традиций в неолите То

Зах Виктор Алексеевич, Исаев Дмитрий Николаевич
Рассматривается вопрос о происхождении керамического производства в Тоболо-Ишимском регионе и формировании местных орнаментальных традиций: гребенчатой в Притоболье и гребенчатоямочной в Приишимье.
Читать PDF
0.00 байт

КЕРАМИКА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БАРАБЫ (по материалам поселенческого комплекса Омь-1)

Мыльникова Л. Н., Чемякина М. А.
Предпринята попытка комплексного анализа последнебронзовой керамики из многослойного памятника Омь-1.
Читать PDF
0.00 байт

Погребальная керамика гороховской культуры: вариативность как маркер социальных границ

Пантелеева Софья Евгеньевна
В статье представлены результаты исследования погребальной керамики гороховской культуры (V-II вв. до н. э.).
Читать PDF
0.00 байт

Тонковаликовая керамика раннего железного века из южнотаежной зоны среднего Енисея

Мандрыка Павел Владимирович
В статье анализируется керамика, украшенная тонкими налепными жгутиковыми валиками, из поселений раннего железного века южнотаежной зоны среднего Енисея.
Читать PDF
0.00 байт

Ранняя керамика на территории Мезоамерики и Центральной Америки

Кравцова Анастасия Сергеевна
В настоящей публикации рассматривается география и хронология распространения раннекерамических комплексов на территории тихоокеанского побережья Мезоамерики и Центральной Америки.
Читать PDF
0.00 байт

Пунктирно-гребенчатая керамика и ее место в неолите Приольхонья (по материалам многослойного поселен

Долганов Вадим Александрович, Горюнова Ольга Ивановна, Новиков Андрей Владиленович, Вебер Анджей Витольд
Статья посвящена публикации материалов первого на территории Прибайкалья стратифицированного комплекса с пунктирно-гребенчатой керамикой, полученных в результате раскопок многослойного поселения Саган-Заба II на Байкале.
Читать PDF
0.00 байт

Керамика как элемент похоронного обряда русского населения Алтая XIX первой четверти ХХ В.

Мамонтова Оксана Сергеевна
Рассматриваются место и роль керамики в похоронном обряде русского населения Алтая XIX первой четверти ХХ в. Приводится сравнение с территориями европейской части России, Западной Сибири.
Читать PDF
0.00 байт

Керамика северобайкальского типа

Емельянова Юлиана Андреевна
Проводится сравнительный анализ трех керамических традиций: керамики северобайкальского типа, керамики андроновской культуры и сосудов харгинского типа.
Читать PDF
0.00 байт

Керамика третьей группы стоянки Чекалино IV и проблемы взаимодействия населения лесостепи и леса в п

Королев А. И., Шалапинин А. А.
В статье анализируется энеолитическая керамика третьей группы стоянки Чекалино IV. Однотипная посуда содержится в материалах стоянок бассейна р.Сок.
Читать PDF
0.00 байт

Керамика черкасского типа на Среднем Дону

Скоробогатов А. М.
В статье рассматривается керамика черкасского типа смешанного облика времени позднего неолита-раннего энеолита территории Среднего Дона.
Читать PDF
0.00 байт

Валиковая керамика эпохи финального энеолита Икско-Бельского междуречья (по материалам Игимской стоя

Шипилов Антон Валентинович
В статье анализируется валиковая керамика, полученная в ходе археологического исследования на территории Икско-Бельского междуречья. Она относится к эпохе финального энеолита и датируется в пределах II четверти – серединой II тыс.
Читать PDF
0.00 байт

«Вафельная» керамика позднего бронзового века северо-западного побережья озера Байкал

Кичигин Дмитрий Евгеньевич
На основе археологического источника затронуты вопросы генезиса одной из керамических традиций позднего бронзового века северо-западного побережья Байкала керамики с ромбическими оттисками на внешней поверхности сосудов.
Читать PDF
0.00 байт

Средневековая керамика нижнеобского облика на памятниках Северного Прикамья

Мельничук Андрей Федорович, Перескоков Михаил Львович
Рассмотрены местонахождения средневековой керамики нижнеобского типа на памятниках Северного Прикамья.

Похожие термины:

  • Арретинская керамика

    глиняная посуда эпохи Империи, названная по месту своего изготовления, г. Арретия в Этрурии; совр. назв. Terra sigillata.
  • ЧЕРНО-КРАСНАЯ КЕРАМИКА

    (англ. black-and-red ware, нем. Shwarzrote Ware), красная посуда с верхом и внутренней поверхностью черного цвета, распространена на п-ове Индостан в железном веке. Впервые появляется на поздних поселениях южной гр
  • СЕВЕРНАЯ ЧЕРНАЯ ЛОЩЕНАЯ КЕРАМИКА

    (англ. Northern Black Polished Ware), высококачественная посуда с блестящей черной поверхностью, характерна для цивилизации железного века Северной и Центральной Индии. Хронологические рамки ее существования
  • НИН, КЕРАМИКА ДОЛИНЫ

    (англ. Nene valley Ware), посуда изготавливалась на основе организованного производства на берегу р. Нин к западу от Питерборо, центр находился в римском городе Уотер Ньютон (древн. Дуробривы) во 2–4 вв. Пер
  • ЯМОЧНО-ГРЕБЕНЧАТАЯ КЕРАМИКА И КУЛЬТУРА

    культура лесной зоны В. Европы. Неолит. IV-II тыс. до н.
  • ЯМОЧНО-ГРЕБЕНЧАТАЯ КЕРАМИКА

    (англ. Pit-comb Ware, нем. Grubchenkeramik), в неолите на территории, примыкающей к Балтийскому морю с севера и востока, распространены грубые круглодонные сосуды, украшенные ямками и оттисками гребенки. Изготов
  • КРАСНАЯ КЕРАМИКА

    (англ. Scarlet Ware), встречается в раннединастическом периоде Месопотамии, особенно в долине Дияла и Юго-Западном Иране (2900–2370 гг. до н.э.), генетически связана с керамикой Джемдет-Наср. Черные геометрич
  • Линейно-ленточная керамика

    (нем. Bandkeramik), керамика I стадии дунайской культуры. Представлена полусферическими чашами и шаровидными сосудами, обычно круглодонными, форма позволяет предположить копирование бутылей из тыквы. Н
  • НАКОЛЬЧАТО-ЛЕНТОЧНАЯ КЕРАМИКА

    (англ. stroke-ornamented ware, нем. Stichbandkeramik), керамика, украшенная зигзагами, которые образованы рядами наколов . Н.-л. к. была распространена после 4000 г. до н.э. в Чехословакии, Западной Польше, Баварии, Централ
  • МИНИЙСКАЯ КЕРАМИКА

    (англ. Minyan Ware), серая или желтая гончарная керамика высокого качества, впервые появляется в Трое VI и в Греции к концу раннеэлладского периода (19 в. до н.э.). Позже из нее развивается микенская керамика
  • ТОНКАЯ ОРАНЖЕВАЯ КЕРАМИКА

    (англ. Thin Orange Pottery), тонкостенная посуда оранжевого цвета с характерной примесью слюды в тесте, с нарезной и точечной орнаментацией. Была предметом оживленной торговли в Мезоамерике классического
  • ТОНКОСТЕННАЯ ОРАНЖЕВАЯ КЕРАМИКА

    (англ. Fine Orange Pottery), высококачественная керамика, часто украшенная нарезным или расписным (черной краской) орнаментом, которая являлась предметом торговли по всей области майя в конце классическог
  • ПЛУМБАТЕ КЕРАМИКА

    (англ. Plumbate Ware), высококачественная посуда, изготавливалась в начале постклассического периода на тихоокеанском побережье Америки, близ границы Гватемалы и Мексики, присутствует во всех слоях тол
  • ПРАЛАКОВАЯ КЕРАМИКА

    (нем. Urfirnis), керамика, характерная для раннеэлладского II периода в Греции. Поверхность частично или полностью покрыта темным блестящим ангобом (который часто неточно называется глазурью). Среди фо
  • Раннелаковая керамика

    тонкостенная, хорошо обожж. керамика раннеэлладского периода (3-е тыс. до н. э.). Р. к. либо грунтовалась жидким фаянсовым тестом (в случае если на такой грунт нанесена роспись белого цвета, изделия на
  • ШНУРОВАЯ КЕРАМИКА

    (англ. Corded Ware, нем. Schnurkeramik), посуда, украшенная шнуровым орнаментом, встречается в локальных вариантах почти по всей Северной Европе от Ютландии до Волги в конце 3-го тысячелетия до н.э. . Наиболее рас
  • СИМВОЛ-КЕРАМИКА

    (symbolkeramik), распространена в медном — раннебронзовом веке Испании (Лос-Мильярес), орнаментирована стилизованными рисунками. Среди мотивов — oculus («глазковый мотив»), по-видимому, имел особое значени
  • КЕРАМИКА ВИЗАНТИЙСКАЯ

    мало чем напоминавшая античные образцы, была двух видов: красочная глазурованная и поливная. Она изготовлялась в Константинополе, Афинах, Коринфе, Херсонесе, в городах Египта, Северной Африки, Сир
  • ЖЕЛТООХРИСТАЯ КЕРАМИКА

    (англ. Ochre-coloured pottery, нем. Ockerbemalte Keramik), толстостенная красная керамика, покрытая слоем охры, обычно плохо сохраняется. Встречается на поселениях верхнего течения Ганга в Индии. Значение Ж. к. заключае
  • ЯМОЧНО-ГРЕБЕНЧАТОЙ КЕРАМИКИ КУЛЬТУРЫ

    археологические культуры эпохи неолита (конец 4-го - середина 2-го тыс. до н.э.), распространены в лесной полосе Восточной Европы. Сосуды орнаментированы ямками и гребенчатым штампом. Открыты поселен