Мф 16.13; Мк 8.27)-город на севере Палестины у горы Ермон в районе истока Иордана, построенный на месте древнего поселения Ваал-Гад (или Ваал-Ермон) Иродом Филиппом (см. Филипп,г). Теперь на его месте находится селение Баниас с остатками древних стен. (См. Ваал-Гад)
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова
город близ северной границы Палестины, недалеко от истока Иордана, в хорошо орошаемой стране, на южном склоне Гермона; может быть, этот город был построен на том же месте, где находится древний Ваал-Ермон (Суд. 3:3). Теперь на этом месте находится маленькое селение, называемое Баниас, от древнегреческого слова Панеас, названия находившейся здесь пещеры Пана, бога пастухов. Здесь между беспорядочно наваленными грудами камней течет прозрачная, как кристалл, река Нахр Баниас, которая ниже сливается с другой рекой Леджан и вместе они образуют Иордан. Город получил свое название по имени тетрарха Филиппа, который расширил и украсил его. В этой Кесарии и в Кесарии Палестинской рим. полководец Тит отпраздновал разрушение Иерусалима кровавыми пиршествами, во время которых пленные евреи отдавались на съедение диким зверям. В этой мало известной стране Иисус, после уединенной молитвы (Лук. 9.18), в первый раз спросил Своих учеников, за кого они Его почитают, и соединил свидетельство о Своем божестве с предсказанием о крестных страданиях (Мат. 16:13 и дал.; Map. 8:27 и дал.).
КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА
Мф 16:13. Мк 8:27) — город в Палестине, лежащий вблизи г. Ермон, при восточном истоке Иордана. Он назывался в древности Папеас. Хотя исторических указаний на означенный факт и не имеется, но по всей вероятности означенное место некогда было посвящено богу Пану. На одной из древних надписей, уцелевших на развалинах, начертано, что здесь некогда существовал храм, посвященный этому божеству. В позднейший период времени этот город принадлежал тетрархии Филиппа, который значительно расширил оный и назвал его Кесариею Филипповою, с тем чтобы отличить оный от Кесарии Палестинской, Ирод Агриппа также улучшил означенный город и назвал его Нерониас, в честь императора Нерона, но он не долго удержал за собою это наименование. Город Кесарию Филиппову, по Евангелию, только однажды посетил Господь И. Христос. По словам еванг. Мф (16:13). Он пришел в страну Кесарии Филипповой, и по словам Мк 8:27, в селения Кесарии Фиипповой. Здесь ап. Петр исповедал Христа Сыном Бога живого: Ты Христос, Сын Бога живого (Мф 16:16), так засвидетельствовал он свою веру в Его божество. Вблизи этого же города, на горе Фавор, преобразился Господь Иисус перед тремя Своими учениками (Мф 17:1). По свидетельству Евсевия, женщина, исцелившаяся от кровотечения, через прикосновение к одежде Иисуса, была урожденною из Кесарии. Он говорит, что в его время здесь стояли литые медные изображения Спасителя и чудесно исцеленной им женщины (Eccles. Histor. VII, 18). Тит, по взятии Иерусалима, оставался довольно долгое время в этом городе, давая народу различные зрелища. Множество из Иудеев, новообращенных в Христианство, подверглись в означенное время ужасным мучениям и смерти: одни например были бросаемы на съедение зверям, другие гибли в смертельном единоборстве друг с другом. В IV в. по Р.Х. Кесария Филиппова была епископскою кафедрою для Финикии, но во времена Крестоносцев, переходя от одного победителя к другому, она в 1219 г. окончательно пала. Теперь это бедная, незначительная деревушка Баниас; но наружные стены древней крепости в полуразрушенном виде существуют даже доселе, как памятник бывшего древнего величия, значения и славы.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990