• Cyb?le,
??????, см. Rhea Cybele, Рея.
Кибела
КИБЕЛА
КИБЕЛА
фригийская богиня, почитавшаяся в Малой Азии, Греции, Римской империи. С 204 г. до и. э. культ К. как государственный установлен в Риме. В честь К. жрецы устраивали мистерии с обрядами, в том числе самоистязания, омовение кровью жертв, самооскопление.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Кибела
в греческой мифологии одна из наиболее значительных иноземных богинь, была также известна под именем Великой Матери. Она считалась покровительницей плодородия, врачевания и природы и была очень популярна среди женщин. Ее культ был перенесен в Рим из Малой Азии в 204 г. до н. э., когда один из пророков заявил, что без помощи Кибелы римляне потерпят поражение в войне с Карфагеном. Церемонии в ее честь сопровождались музыкой и танцами, торжеством.
Кибела
богиня фригийского происхождения. Мать богов, покровительница производительных сил природы, защитница городов. Согласно мифу, ее возлюбленным был Аттис, фригийский бог- юноша. В припадке ревности Кибела наслала на Аттиса безумие, он оскопил себя и умер. В честь Кибельг и Аттиса весной справляли праздник, который сопровождался неистовыми оргиями, а жрецы Кибеллы (галлы) оскопляли себя. Аттрибуты богини - бубен (тимпан) и львенок.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Кибела
фриг., лат. Cybele)
в античной мифологии фригийская богиня, которую почитали в Малой Азии под именем Великая Мать богов (Magna Mater); она была богиней материнской силы, покровительницей всего существующего на земле, она воскрешала умершую природу и дарила ей плодородие. Местом пребывания К. считались вершины гор. Греки отождествляли К. с Реей, римляне - с богиней Опс, женой Сатурна. Культ К. встречался и в городах Сев. Причерноморья.
Ревяко К.А. Религиозный аспект внутренней и внешней политики Рима в конце III в. до н.э. (установление государственного культа Кибелы в Римской республике) // Проблемы античной истории и культуры (Доклады XIV Международной конференции античников соц. стран «Эйрене»), Т.1. Ереван, 1979. С. 242-248.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
в античной мифологии фригийская богиня, которую почитали в Малой Азии под именем Великая Мать богов (Magna Mater); она была богиней материнской силы, покровительницей всего существующего на земле, она воскрешала умершую природу и дарила ей плодородие. Местом пребывания К. считались вершины гор. Греки отождествляли К. с Реей, римляне - с богиней Опс, женой Сатурна. Культ К. встречался и в городах Сев. Причерноморья.
Ревяко К.А. Религиозный аспект внутренней и внешней политики Рима в конце III в. до н.э. (установление государственного культа Кибелы в Римской республике) // Проблемы античной истории и культуры (Доклады XIV Международной конференции античников соц. стран «Эйрене»), Т.1. Ереван, 1979. С. 242-248.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Кибела
(фригийск., лат. Magna mater, греч. Megale meter), богиня фригийского происхождения, Великая мать, богиня материнской силы, а также плодородия. Ее культовым спутником и возлюбленным был Апис. В припадке ревности К. наслала на Аттиса безумие, и тот оскопил себя. В мифе К. именуется также Агдистис, которая у Кагулла отождествляется с Реей. В честь К. и Аписа весной справляли праздник, во время которого жрецы К. (галлы) оскопляли себя. К. изображалась со свитой корибантов, со львами и ударными инструментами. Обряд тавроболия стал частью культа К. только в позднеэллинистич. эпоху. Гл. святилище богини в 204 до н. э. было перенесено из Пессинунта (Верхняя Фригия) в Рим, куда римляне доставили культовый символ богини — черный камень в форме фалла, желая тем самым отвратить поражение во 2-й Пунической войне. Согласно преданию, судно с камнем село на мель в русле Тибра, и лишь девственница могла помочь доставить его в город.
рис. Кибела с чашей и шмнаном, корибантами и лежащим львом. Вотивный рельеф из Пирея, 4 в. до н. э.
рис. Кибела с чашей и шмнаном, корибантами и лежащим львом. Вотивный рельеф из Пирея, 4 в. до н. э.
Источник: Словарь античности. 1989
КИБЕЛА
в греч. миф. богиня фригийск. происхожд., близкая по своим функциям богине Рее и иногда отожд. с ней. Носила также имена: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов. Мифы о К. связаны с историей юного Аттиса. Богиня требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в бездумном восторге и экстазе, когда жрецы К. наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя К., уходя из ми-ра обыден. жизни и предавая себя в руки мрач. и страшной богини. На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове К. появл. всегда в окружении безумств. корибантов и куретов, диких львов и пантер. Она — владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссяк. плодородие. Культ К. в Риме был введен в 204 до н.э. в кон. 2-й Пунической войны, в период активной экспансии Рима на Восток. Культ К. слился с чисто рим. представл. о богине посевов и жатвы Опс. Празднества в честь К. были наиболее пышными в эпоху империи, когда особое развитие получил религ. синкретизм и К. стала почитаться как по-кровительница благосостояния городов и всего госуд. Овидий в «Фастах» подробно рассказывает об учреждении Мегалезийских игр в честь К. Лукреций в поэме «О природе вещей» рисует картину шествия Идейской мате-ри — защитницы городов, дарующей плоды земли.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998