духовное учебное заведение, основанное в 1631 митр. Петром Могилой в Киеве. Строилось по образцу католических духовных учреждений, откуда брала и учебные программы. Киево-Могилянская Академия стала рассадником беспочвенной католической схоластики, чужебесия и западничества, богословские диспуты велись здесь на латыни в примитивных, неуклюжих формах. Сыграла роковую роль в становлении духовного образования в России, став родоначальницей многих духовных школ конца XVII-XVIII вв., где живое Православие убивалось мертвой западной схоластикой.
О. П.
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
первое на территории Украины высшее учебное заведение. Создано в 1632 объединением киевской Братской школы (с 1615) и основанной Петром Могилой (1631) славяно-греко-латинской школы при Киево-Печерской лавре. С 1633 называлась коллегией. Во 2-й половине 17 в. приобрела многие черты университета европейского типа. Статус академии получила в 1701 (известна также как Киевская академия). Была крупным просветительским (до 2 тыс. учащихся; полный курс - 8 лет) и научным центром восточнославянских народов. В 1817 закрыта. Вместо нее созданы русская православная духовная семинария, в 1819 - духовная академия (существовала до нач. 1920).
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
первое на Украине высшее учебное заведение, созданное в 1632 г. на базе школы Киево-Богоявленского братства и основанной в 1631 г епископом Петром Могилой (1596-1747) школы при Киево-Печерской лавре.
В 1633 г. стала коллегией, которая к концу XVII в. приобрела многие черты университета европейского типа и в 1701 г. получила статус Академии.
В XVII-начале XVIII в. была крупнейшим образовательным и культурным центром Украины, Белоруссии и России с числом учащихся до 1200 чел. и сроком обучения 8 лет.
В К.-М.а. воспитывались и работали многие крупные деятели того времени (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Григорий Сковорода и др.), а также многие преподаватели Славяно-греко-латинской академии, которая и создавалась по образцу К.-М.а. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года она была закрыта (востановлена в 1718 г. как духовная академия). Впервые о пребывании Л. в К.-М.а. написал в 1765 г. Я. Штелин в «Конспекте похвального слова Ломоносову»: «В 1733 г. отправился в Киев, но не нашел там лекций по физике и философии, которых добивался. Возвратился в Москву и с жаром предался наукам». М.И.Веревкин описал этот эпизод более подробно: Л. «прибегнул к архимандриту с усильною просьбою, чтоб послал его на один год в Киев учится философии, физике и математике; но в Киеве, против чаяния своего, нашел только пустые словопрения Аристотелевой философии: не имея же случаев успеть в физике и математике, пробыл там меньше года, упражняясь больше в чтении древних летописцев и других книг, писанных на славенском, греческом и латинском языках».
В своей книге (Киев с древнейшим его училищем. Киев. 1856) В. Аскоченский писал: «К ректору Академии Амвросию Дубневичу препровожден был, при отношении киевского генерал-губернатора Леонтьева, Михайло Ломоносов, которому высочайше позволено было здесь продолжать науки, начатые им в Московском Заиконоспасском училище».
В короткое время Л. «успел присмотреться к порядку, существовавшему в киевских школах» и «оставил училище, мало соответствовавшее его планам и надеждам». Правда, неизвестно из какого источника почерпнуты все эти сведения, ведь даже в списках студентов К.-М.а. того периода имя Л. не значится. По очень правдоподобному предположению А. А. Морозова это объясняется тем, что Л. побывал в Киеве предположительно в августе 1733 г, во время вакаций и своего пребывания там официально не оформил.
Лит.: Титов Ф.И. Императорская Киевская духовная академия. 1615—1915. (Репринт). К., 2003.
В 1633 г. стала коллегией, которая к концу XVII в. приобрела многие черты университета европейского типа и в 1701 г. получила статус Академии.
В XVII-начале XVIII в. была крупнейшим образовательным и культурным центром Украины, Белоруссии и России с числом учащихся до 1200 чел. и сроком обучения 8 лет.
В К.-М.а. воспитывались и работали многие крупные деятели того времени (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Григорий Сковорода и др.), а также многие преподаватели Славяно-греко-латинской академии, которая и создавалась по образцу К.-М.а. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года она была закрыта (востановлена в 1718 г. как духовная академия). Впервые о пребывании Л. в К.-М.а. написал в 1765 г. Я. Штелин в «Конспекте похвального слова Ломоносову»: «В 1733 г. отправился в Киев, но не нашел там лекций по физике и философии, которых добивался. Возвратился в Москву и с жаром предался наукам». М.И.Веревкин описал этот эпизод более подробно: Л. «прибегнул к архимандриту с усильною просьбою, чтоб послал его на один год в Киев учится философии, физике и математике; но в Киеве, против чаяния своего, нашел только пустые словопрения Аристотелевой философии: не имея же случаев успеть в физике и математике, пробыл там меньше года, упражняясь больше в чтении древних летописцев и других книг, писанных на славенском, греческом и латинском языках».
В своей книге (Киев с древнейшим его училищем. Киев. 1856) В. Аскоченский писал: «К ректору Академии Амвросию Дубневичу препровожден был, при отношении киевского генерал-губернатора Леонтьева, Михайло Ломоносов, которому высочайше позволено было здесь продолжать науки, начатые им в Московском Заиконоспасском училище».
В короткое время Л. «успел присмотреться к порядку, существовавшему в киевских школах» и «оставил училище, мало соответствовавшее его планам и надеждам». Правда, неизвестно из какого источника почерпнуты все эти сведения, ведь даже в списках студентов К.-М.а. того периода имя Л. не значится. По очень правдоподобному предположению А. А. Морозова это объясняется тем, что Л. побывал в Киеве предположительно в августе 1733 г, во время вакаций и своего пребывания там официально не оформил.
Лит.: Титов Ф.И. Императорская Киевская духовная академия. 1615—1915. (Репринт). К., 2003.