КИЛВЫ СУЛТАНЫ
КИЛВЫ СУЛТАНЫ
Династия султанов, правившая в 957-1513 гг. в Килве (Танзания).
Исконным населением нынешних Танзании и Кении считаются чернокожие бантуязычные племена. В VII в. этот регион стал объектом усиленной арабской колонизации, в которой приняли участие не только отдельные купцы, но и целые роды со своими старейшинами. С этими переселенцами в Восточную Африку проник ислам, быстро распространившийся среди местного негритянского населения. Позже появились колонисты из других регионов мусульманского мира. Так, сохранилось предание, что в 957 г. из Шираза сюда приплыл персидский купец Хусайн ибн Али. Его сопровождали шесть сыновей, у каждого из которых был свой корабль. Они стали основателями нескольких поселений (в том числе Момбасы, Пембука и Килвы), превратившихся спустя несколько столетий в крупные торговые города. Арабы называли их жителей зинджами. Достоверно известно, что в большинстве своем это были местные негры, приобщившиеся к мусульманской культуре. Общались они на языке, получившем название суахили. По своему происхождению это был африканский язык, грамматически близкий к банту, но включивший в себя множество арабских, индийских и малайских слов.
Килва, располагавшаяся на одноименном острове у берегов современной Танзании, начиная с XIII в. занимала первенствующее положение среди соседних городов. Однако ее ранняя политическая история может быть реконструирована лишь в общих чертах. Основателем местной правящей династии Ширази был сын Хусайна ибн Али, Али I. При нем Килва оставалась небольшой торговой колонией. Построив ее, Али перебрался на соседний остров Мафию, который являлся тогда центром всех владений Ширази. Здесь он и умер, процарствовав без малого сорок лет. Впоследствии в Килве правили пять его младших сыновей и внуков. Старшие члены династии по-прежнему предпочитали Килве Мафию. В 996 г. Килва досталась внуку Али I, Али II ибн Башату, а в 999 г. перешла к его дяде Дауду I, который управлял ею из Мафии. Ему наследовал сын Али, но он правил только на Мафии. Что касается Килвы, то здесь узурпировал власть Халид I ибн Бакр. Через два с половиной года другой внук Али I, Хасан I ибн Сулайман, восстановил власть законной династии. Но уже в 1017 г. престолом завладел другой узурпатор - Мухаммад ал-Хасан. Спасаясь от него, Хасан бежал на Занзибар. Обратно в Килву он смог вернуться только через 12 лет, в 1029 г.
В дальнейшем торговля начинает играть все большую роль в жизни Килвы. Из арабских источников известно, что зинджи торговали золотом, слоновой костью, черепаховыми панцирями, рабами, а также железом, поддерживая оживленные связи со всеми странами на побережье Индийского океана, в том числе Аравией, Индией, Китаем, Индонезией и Малайей. О возросшем значении города говорит тот факт, что правивший в начале XII в. Хасан II окончательно перенес резиденцию династии с Мафии в Килву. В 1129 г. ему наследовал Сулайман I, один из потомков Али I по женской линии. (До призвания на трон он был губернатором в Сафале.) При его внуке Сулаймане II Хасане в Килве были возведены каменные укрепления. Сын этого Сулаймана, Дауд III, впервые стал чеканить собственную монету.
Следующий период истории вплоть до 1277 г. фактически неизвестен. Хроники сообщают, что после смерти Али V на престоле в Килве утвердился Хасан IV ибн Талит, о личности которого сохранились противоречивые сведения. По одним источникам, он приходился внуком Али. Но большинство историков сходятся на том, что Хасан не имел к Ширази никакого отношения, и считают его основателем новой династии Махдали. В пользу этого положения говорят, между прочим, и новые веяния в архитектуре Килвы, появившиеся в конце XIII века. Так, при Хасане IV в городе была возведена Большая мечеть со множеством сводов. Подобные мечети строили в это время в Индии. О сыне Хасана IV, Сулаймане III, известно немного, но при его внуках Дауде IV и Хасане V Килва пережила период наивысшего политического могущества. Хасан V завоевал остров Мафию. В "Хронике Килвы" сообщается, что это был первый султан на этом острове с абсолютной властью. Дауд IV был известен как "господин принцев". Путешественник Ибн Баттута, посетивший в 1331 г. Килву, отзывался о ней как о прекрасном городе с хорошо продуманной планировкой и множеством замечательных зданий. Большинство его населения составляли чернокожие зинджи.
Но уже во второй половине XIV в. могущество Килвы начинает постепенно падать вследствие быстрого усиления ее северного соседа Пате. Другой причиной снижения политического значения Килвы стало ослабление центральной власти. В противовес султану здесь усиливаются местные эмиры. Смертельный удар городу был нанесен в начале XVI в. португальцами. Знаменитый путешественник Васка де Гама, первым посетивший восточное побережье Африки, пишет, что когда его флот вошел в порт Килвы, ее население пришло в ужас и согласилось жить в дружбе с португальцами. Но этого пришельцам оказалось недостаточно. В 1500 г. они заставили султана Килвы Ибрахима II ибн Сулаймана согласиться на уплату дани португальскому королю. Затем политическое влияние португальцев стало быстро расти. В 1505 г., вмешавшись в династические распри в Килве, вице-король Индии д’Алмейда посадил на престол своего ставленника Мухаммада III и основал в Килве крепость, где разместился большой гарнизон. По большому счету этот город вообще не нужен был португальцам. Мечтая поставить под свой контроль всю индийскую торговлю, они видели в Килве своего конкурента. В первой четверти XVI в. завоеватели низложили и убили правившего к Килве марионеточного султана Мухаммада V. После этого большая часть жителей покинула город, который вскоре пришел в совершенное запустение.
Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв. 2004