Киники
Киники
древнегреческая философская школа, приверженцы которой проповедовали духовную свободу каждого человека.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Киники
представители древнегреческой философской школы (IV в. до н.э.). Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, достижение независимости и внутренней свободы.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
КИНИКИ
последователи древнегреческого философа Антисфена, основателя кинической школы в IV в. до н. э. Наиболее известен Диоген из Синопа. Критиковали учение Платона об идеях как общих сущностях, признавали только единичное. Считали, что достичь счастья и добродетели можно лишь путем отказа от благ цивилизации, богатства, чувственных удовольствий. Отвергали все религиозные культы. От названия их пошло слово «циники».
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Киники
сократическая школа греческой философии. Имя свое получили либо от Киносарга — гимназия, где занимался с учениками Антисфен, основатель школы, либо от слова «kyon» — собака, так как Антисфен считал, что «жить следует подобно собаке». Согласно их учению, конечная цель человека — добродетель, которая совпадает со счастьем. Отрицали все устои, требовали отмены собственности, различий в положении. В I в. н. э. кинизм возник в Риме, там он существовал еще в IV в.
КИНИКИ
киническая школа — др.-греч. эклектич. философ. школа. Основана Антисфеном (ок. 435 — 370 до н.э.) и назв. по им. места (Киносарг), где Антисфен занимался с учениками. Последователь сначала софиста Горгия, а затем Сократа, Антисфен, к-рый был неполноправ. афинским гражданином, выступал против аристократич. знати. Антисфен подверг умерен. критике идеализм. Продолжатель Антисфена Диоген из Синопа (ок. 404 — 323 до н.э.), развивая дальше этич. взгляды своего учителя, выступил с проповедью бедности, полного безразличия (апатии) ко всем радостям жизни, отказа от культуры. Последователь Диогена Кратет из Фив объявил нищен. жизнь идеалом добродетели. Сторонник Кратета Бион из Борисфена (3 в. до н.э.) выступил в кач-ве странствующ. философа, пропагандирующ. аскетич. образ жизни. Бион получил известность как составитель нравоучит. проповедей (диатриб) в духе кинич. философии. Киник Менедем (3 в. до н.э.) уделил особое внимание критике эпикурейской морали, призывая довольствов. самым малым.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Киники
Киники (cynics), в античную эпоху члены секты философов, созданной, как считается, Диогеном, хотя, по-видимому, честь ее основания принадлежит его наставнику Антисфену Афинскому. Поскольку киники никогда не имели собственной школы и четкого филос. учения, среди учеников Диогена, воспринимавших только импонировавшие им идеи, возникали серьезные разногласия. Самым верным последователем Диогена был Кратет из Фив; он на собственном примере показал, как человек может добиться счастья в трудные времена за счет отказа от материальных благ, сведения к минимуму своих потребностей и сохранения собственной независимости. Философия К. процветала на протяжении 3 в. до н.э., и нищий философ с мешком на спине и палкой в руке стал в Греции обычной фигурой. Резкий спад ее популярности в дальнейшем сменился непродолжительным возрождением в 1 в. н.э., хотя склонность К. критически отзываться об императорах завершалась для мн. из них высылкой из Рима. Последний просящий милостыню нищий философ, по нек-рым данным, жил в кон. 5 в. н.э.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Киники
4 в. до н. э.)
Греческие философы, последователи Антисфена. Выражали настроение демократически настроенных рабовладельцев. Основой счастья считали полное пренебрежение к общепринятой морали, нравственности, законам, а также отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
сократическая школа др.-гр. философии, основанная Антисфеном. Происх. от прозвища Диогена «кюон» (собака, пес; множ. ч. «кюникой») или от Киносарга - холма и гимнасии в Афинах, где Антисфен проводил свои занятия. Гл. представители философии К.: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и его жена Гиппархия, Моним, Онесикрит, Филиск, Метрокл и Менипп.
К. отказались от продолж. традиций умозрительной философии, сосредоточив внимание на решении этич. вопросов, к-рые подразумевали возвращение человека к естеств. природе путем ведения аскетического образа жизни и отказа от внеш. обществ., гос. и материальных условностей.
Целью разумного возвращения к природе К. считали достижение абсолютной духовной свободы и раскрепощенности, к-рую они отождествляли с благом (счастьем). Этика К. оказала непосредственное влияние на формирование морально-нрав. принципов стоической философии.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Греческие философы, последователи Антисфена. Выражали настроение демократически настроенных рабовладельцев. Основой счастья считали полное пренебрежение к общепринятой морали, нравственности, законам, а также отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
сократическая школа др.-гр. философии, основанная Антисфеном. Происх. от прозвища Диогена «кюон» (собака, пес; множ. ч. «кюникой») или от Киносарга - холма и гимнасии в Афинах, где Антисфен проводил свои занятия. Гл. представители философии К.: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и его жена Гиппархия, Моним, Онесикрит, Филиск, Метрокл и Менипп.
К. отказались от продолж. традиций умозрительной философии, сосредоточив внимание на решении этич. вопросов, к-рые подразумевали возвращение человека к естеств. природе путем ведения аскетического образа жизни и отказа от внеш. обществ., гос. и материальных условностей.
Целью разумного возвращения к природе К. считали достижение абсолютной духовной свободы и раскрепощенности, к-рую они отождествляли с благом (счастьем). Этика К. оказала непосредственное влияние на формирование морально-нрав. принципов стоической философии.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Киники
(лат. cynici), наиболее значительная сократич. школа греч. философии. Имя свое получили либо от Киносарга — гимнасия, где занимался с учениками Антисфен, основатель школы, либо от слова kyon (собака), поскольку Антисфен считал, что жить следует «подобно собаке». Гл. представители кинич. школы — Антисфен (ее основатель) и Диоген Синопский. Согласно учению К., конечная цель человеч. устремлений — добродетель; она совпадает со счастьем. Добродетель заключается в умении довольствоваться малым и избегать зла; добродетели научаются, однако для этого нужно не столько знание, сколько сила воли; проявляется добродетель в поступках. Умение довольствоваться малым обеспечивает, согласно К., независимость. Но независимость К. означала и отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и обществ, установлений вплоть до сознательного эпатирования общества. Стремление К. предельно ограничить свои потребности, полное отрицание всех устоев, их индивидуализм, отвергающий любые связи, все это было отражением бедств. положения народных масс, их практич. оторванности от жизни общества. К. были носителями материалистич., номиналистских и вопреки народным верованиям монотеистич. взглядов. Они требовали отмены собственности, различий в положении, именовали себя «гражданами мира». Взгляды К. часто излагались в форме диатрибы. Впоследствии кинич. школа слилась со Стоей и как таковая прекратила существование. В 1 в. н. э. в условиях, сходных с условиями зарождения кинизма в Греции, он возродился в Риме, там он существовал еще в 4 в.
Источник: Словарь античности. 1989