Кино в США
Кино в США
наряду с Францией США могут считаться родиной К. В 1892 Т. А. Эдисон создал кинетоскоп. аппарат с глазком, через к-рый смотрели снятое на пленку движущ. изображение, в 1896 «витаскоп», проецировавш. изображение на экран (годом ранее братья Люмьер в Париже аналог. изобретение назвали кинематографом). В 1896 в Нью-Йорке началось произ-во фильмов. В нач. 20 в. в США ежемесячно выпускалось до 400 пятиили десятиминут. немых фильмов. Крупн. производителями были нью-йорк. фирмы «Эдисон» и «Байограф». В 1909 возник трест Эдисона, добивавш. на основе патент. прав Эдисона запрещения др. Кш снимать фильмы, а кинотеатрам показывать их продукцию. Это вызвало исход др. продюсеров с Вост. побережья. В 1909 возникают первые студии в Голливуде. В 1917 Верховный суд США ликвидировал монополию Эдисона. К этому времени Голливуд стал центром амер. киноиндустрии. К концу Первой мировой войны К. из незамысловат. развлечения постепенно становится искусством. Возрастает роль режиссера и сценария. В нач. 20 в. складываются осн. жанры амер. К.: мелодрама, комедия, вестерн, ист. фильм, экранизация. Ведущ. режиссеры раннего амер. К. Э. Портер, Т. Инс, М. Сенет, Д. У. Гриффит. Портер создал первый вестерн «Большое ограбление поезда» (1903); Сенет заложил основы амер. комедии (у него дебютировал Чаплин). Особенно велика ист. роль Гриффита (1875-1948), к-рый фактически создал кинорежиссуру как искусство, разработав прием парал. монтажа, применение кр. плана и чередование планов, съемки движущ. камерой. Фильмы Гриффита «Рождение нации» (1915) и «Нетерпимость» (1916) подняли амер. К. на нов. ступень. Звездами раннего амер. К. стали Л. и Д. Гиш, Мэри Пикфорд (1893-1979), создавш. образ амер. золушки, трогател. наивной девушки-подростка («Нью-йоркская шляпка», «Бедная маленькая богачка»), Дуглас Фэрбенкс (1883-1939) выступал в амплуа великолепного героя-супермена (фильмы 1917-18 «Дикий и лохматый», «Путешествие на луну», «Новый д'Артаньян»). В 1914 начался путь в амер. К. Чарлза С. Чаплина (1889-1977), выступивш. как актер, режиссер и сценарист. В фильмах 1915-18 («Бродяга», «Работа», «Собачья жизнь», «Иммигрант») он впервые создал знаменитую трагикомич. маску бродяги-неудачника Чарли, сделавш. его вскоре самым популяр. актером мир. К.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.