КИНОИСКУССТВО в период Вел. Отеч. войны

Найдено 1 определение
КИНОИСКУССТВО в период Вел. Отеч. войны
являлось наиболее массовым видом искусства и действенным средством идейно-политического воспитания трудящихся Сов. Союза. Ведущее место в советской кинематографии в военные годы принадлежало хроникально-документальным фильмам. Кинохроника стала одним из важных средств информации о героической борьбе Сов. Армии на фронте и трудовой деятельности народа в тылу. На основе материалов, снятых более 240 фронтовыми операторами, создавались кинохроника и документальные фильмы, посвященные важнейшим событиям войны. За 4 военных года было отснято ок. 5 тыс. км пленки. Вышли на экран 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 — журнала «Новости дня», более 100 документальных картин. Первым документальным фильмом о Вел. Отеч. войне был «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, режиссеры Л. В. Варламов, И. П. Копалин). Эта картина о провале немецко-фашистского наступления на Москву, о первом крупном поражении фашистской армии. О других крупных событиях войны рассказывали документальные фильмы: «Ленинград в борьбе» (1942, режиссер Р. Л. Кармен), «День войны» (1942, режиссер М. Я. Слуцкий), «Черноморцы» (1942, режиссер В. Н. Беляев), «Сталинград» (1943, режиссер Л. В. Варламов), «Народные мстители» (1943, режиссер В. Н. Беляев), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, режиссер А. П. Довженко), «Освобождение Советской Белоруссии» (1944, режиссеры В. В. Корш-Саблин, Н. Ф. Садкович), «Освобожденная Франция» (1945, режиссер С. И. Юткевич), «Освобожденная Чехословакия» (1945, режиссер И. П. Копалин). В конце войны было запечатлено решающее сражение за Берлин в фильме «Берлин» (1945, режиссер Ю. Я. Райзман). В этом фильме с документальной точностью и с большой художественной силой показаны подготовка штурма фашистского логова и победа. Последней документальной картиной о Вел. Отеч. войне был фильм «Суд народов» (1947, режиссер Р. Л. Кармен), посвященный судебному процессу в Нюрнберге над главными фашистскими преступниками. Св. 40 операторов пали смертью храбрых на полях сражений. Среди них: Н. В. Быков, Б. В. Вакар, П. А. Лампрехт, В. А. Сушинский, М. И. Сухова, А. П. Эльберт. Значительную работу, несмотря на сложные условия, связанные с эвакуацией, проделали в годы войны мастера художественного кино. Из ряда киностудий в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). В фильмах военных лет созданы образы советских патриотов, мужественных защитников социалистической Родины. О героизме советских воинов, партизан, о работе тружеников тыла рассказывали художественные фильмы: «Секретарь райкома» (1942, режиссер И. А. Пырьев), «Она защищает Родину» (1943, режиссер Ф. М. Эрмлер), «Фронт» (1943, режиссеры Г. Н. и С. Д. Васильевы), «Подводная лодка Т-9» (1943, режиссер А. Г. Иванов), «Радуга» (1944, режиссер М. С. Донской), «Человек № 217» (1945, режиссер М. И. Ромм), «Нашествие» (1945, режиссер А. М. Роом), «Великий перелом» (1945, режиссер Ф. М. Эрмлер), «Большая земля» (1944, режиссер С. А. Герасимов), «Непокоренные» (1945, режиссер М. С. Донской). Историко-революционной и исторической тематике были посвящены художественные фильмы «Оборона Царицына» (1942, режиссеры Г. Н. и С. Д. Васильевы), «Александр Пархоменко» (1942, режиссер Л. Д. Луков), «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, режиссеры А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц), «Кутузов» (1944, режиссер В. М. Петров), «Георгий Саакадзе» (1942—43, режиссер М. Э. Чиаурели), «Давид-Бек» (1944, режиссер А. И. Бек-Назаров). Во время войны вышли на экран и лирические фильмы: «Жди меня» (1943, режиссер А. Б. Столпер), «Два бойца» (1943, режиссер Л. Д. Луков), «В шесть часов вечера после войны» (1944, режиссер И. А. Пырьев) и др. После Вел. Отеч. войны создаются многие фильмы о подвиге советского народа в героической борьбе с фашизмом. В 1979 вышла многосерийная монументальная киноэпопея «Великая Отечественная», созданная коллективом под руководством Р. Л. Кармена. Она включает 20 документальных фильмов.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.