КИНОЛЮБИТЕЛЬСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КИНОЛЮБИТЕЛЬСТВО
создание кинофильмов любителями и объединениями кинолюбителей. В 1950-е гг. в Пенз. появляются отд. энтузиасты (А. Н. Назаров – ПГПИ и др.), снимавшие игровые и хроник. ленты, часть к- рых использовалась в передачах Пенз. ТВ. Весной 1960 при ДК им. С. М. Кирова и им. Ф. Э. Дзержинского образованы первые любительские киностудии (рук. М. Пенз. Неуворуев), снявшие первые фильмы. В 1967 проведен 1-й обл. смотр кинолюбителей. К 1971 объединения кинолюбителей работали в Кузнецке (киностудия «Сатурн»), Сердобске, Лунин. р-не. В 1972 создан клуб-лаб. кинолюбителей при облсовпрофе (рук. А. Пенз. Миронов). В 1976 фильм участников этого объединения Э. и А. Агальцовых «Лицом к природе» удостоен Диплома междунар. ассоциации кинолюбителей «Уника». В 1974 на обл. этапе Всесоюз. смотра любительских фильмов участвовало 50 кинолюбителей и 7 коллективов: студии заводов ВЭМ, «Химмаш», ДК им. Ф. Э. Дзержинского, «Современник», политехн. и пед. ин-тов. Фильм Р. Н. Попрядухина «Страница Нарына» был рекомендован на всесоюзный конкурс. В 1978 киностудии з-да ВЭМ (рук. Е. Пенз. Заносиенко) первой в Поволжье присвоено звание нар. самодеятельного коллектива. За 7 лет работы студия выпустила 46 фильмов. Лента Е. Заносиенко «Руки золотые» в 1974 удостоена Диплома 1-й стеПенз. ресПенз. смотра, в 1988 его фильм «Бригада Абрамова» – дипломов «Уника» всесоюзного и ресПенз. смотров. В 1983 в Пенз. проведен ресПенз. смотр любительских фильмов, посвященных историко-культурному наследию. Конкурсная программа Пенз. кинолюбителей признана лучшей и удостоена переходящего приза. Фильмы А. Молчанова и И. Кожевникова «Колокол», Р. Попрядухина «Дарю тебе город, сын» отмечены дипломами 1-й стеПенз. К 40- летию Победы (1985) обл. конкурс кинолюбителей выиграли ленты И. Гаврилова «Дивные дивы», Н. Кобелькова, А. Миронова, А. Суркова «Две лиры старого солдата». В 1986 на Росс. фестивале любительских фильмов признана лучшей лента Н. Кобелькова (студия з-да «Химмаш») «Октябрь Васильевич Гришин». В 1987 этот фильм удостоен Большой золотой медали росс. конкурса. Малая золотая медаль присуждена клубу-лаб. облсовпрофа (рук. А. Пенз. Миронов). В нач. 1990-х гг. число объединений кинолюбителей сократилось, мн. перешли на работу в проф. кино и ТВ. В 1997 действовал лишь клуб-лаборатория при облсовпрофе. В 1993 после трехлетнего перерыва прошел обл. кинофестиваль, на к-ром были представлены документ., игровые, рекламные фильмы. Ленты «Этюд о Рерихе» (кабельное ТВ г. Заречного), «Поездка в Польшу» (А. Миронов), «Хиросима» (клуб- лаб.), «Диггер» (Д. Лытков и К. Козлов) признаны лучшими, а последний показан на фестивалях в СПб., Финляндии. Лит: Блинников А. Фильмы создают кинолюбители //ППенз. 1961. 5 мая; Воронина И. Дипломы фильмам //ППенз. 1974. 9 янв.; Мысяков А. Средствами кино //ППенз. 1984. 30 дек.; Булавинцев Н. Такие разные фильмы //ППенз. 1986. 27 авг.; Дорошина В. Снимается кино //МЛ. 1996. 31 окт. В. А. Мочалов.

Источник: Пензенская энциклопедия.

КИНОЛЮБИТЕЛЬСТВО
В 1886 г. — следующем после рождения — кино пришло в Россию. Состоялись кинопоказы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Тем же годом датируются первые любительские киносъемки. Кинословарь 1970 г. называет первых авторов таких съемок — В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров. Но для первых шагов кино в России, вероятно, гораздо большее значение имело то, что владельцем кинокамеры стал государь император Николай II. Это был первый (независимо от хронологии) кинолюбитель России, вероятно, вполне сознательно, вслед за своим отцом императором Александром III, проявлявший не только искренний, но и демонстративный интерес к техническим новинкам, нужным к освоению в стране. Смена власти в стране не отменила интереса к кино. Cлова Ленина о том, что «важнейшим из искусств для нас является кино», были обращены в лозунг и предопределили судьбу кинематографа в советское время. Декретом Совета народных комиссаров от 27 августа 1919 г. «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению» было положено начало огосударствления кинематографии в России. Национализированной аппаратуры едва хватало для работы съемочных киногрупп профессиональных кинематографистов, отсутствовала база для обработки киноматериалов. Имеющиеся кинокамеры были французского и немецкого производства. Среди кинематографистов началась эмиграция. Многие видные деятели кино оказались за пределами России. Но, несмотря на все сложности экономического и творческого характера, в журналах и газетах стало появляться слово «кинолюбитель». К концу 1920-х гг. в под этим словом подразумевались две категории людей: первая интересовалась технической стороной кинодела, занималась усовершенствованием кинотехники и проводила съемочные работы, ко второй относились люди, любящие кино и знающие наизусть актеров. Однако и тех и других объединяли кинолюбительские кружки. Перед профсоюзными кинокружками ставились задачи проведения хроникальных съемок заводов и фабрик, популяризации значения кино в пролетарской массе, организации кинолекториев. Для этой работы профсоюзы выделяли необходимые ассигнования, приобретали аппаратуру и литературу. Организаторы рассчитывали на искреннюю позицию кинолюбителей, простых рабочих, которые должны были средствами кино отстаивать новые, коммунистические идеалы. По природе своей являясь наиболее массовым, кино вызывало к жизни появление ряда общественных организаций, одной из которых стало Общество друзей советского кино (ОДСК). В состав Совета ОДСК под председательством Ф. Дзержинского вошли: П. Бляхин, Д. Вертов, Я. Протазанов, В. Туркин, С. Эйзенштейн и другие. Главной задачей для ОДСК стала всемерная поддержка молодого советского кино, а также пропаганда коммунистической идеологии на экране. Работа имела несколько направлений: помощь в кинофикации городов и сел, организация общественных просмотров и пропаганда кино через печать, изучение зрительских запросов, руководство развитием массового кинофотолюбительского движения. Довольно скоро киностудии начали обогащаться историческим и современным материалом. Быстро пришли первые успехи. В 1925 г. был создан знаменитый«Броненосец “Потемкин”» С. Эйзенштейна, «Мать» В. Пудовкина, поэтические картины А. Довженко, документальные работы Д. Вертова, произведения других авторов. Советская кинематография набирала силы, укрепляла свои позиции в мировом киноискусстве. Но творческие поиски талантливых советских кинематографистов вскоре встретили яростное сопротивление властей. С большими трудностями была закончена картина С. Эйзенштейна «Старое и новое», не выпустили на экран его следующий фильм «Бежин луг» (о Павлике Морозове). Для внедрения классовых позиций в массы необходимо было развитие гигантской сети культпросветучреждений по всей стране. Эта работа находилась под неусыпным оком партийной цензуры, которая следила за тем, чтобы все деятели советской культуры соответствовали принципу связи искусства и политики, следовали постановлениям партии. Деятельность ОДСК в полной мере выполняла функцию проводника идеологических установок партии. Среди первых откликнувшихся на призыв ОДСК были самодеятельные авторы Томска и Омска. Члены Томского кружка революционной кинематографии в 1925 г. провели съемки демонстрации в поддержку английских горняков, выезжали для съемок сюжетов о рыболовных промыслах, снимали торжественное открытие соревнований по зимним видам спорта. Омский кружок кинолюбителей, созданный в 1926 г., свой первый фильм снял о первомайской демонстрации трудящихся. Интерес к любительским киносъемкам со стороны местных отделений ОДСК способствовал тому, что была организована секция по кинолюбительству, руководителем которой стал Г. Болтянский, один из первых организаторов советского кинопроизводства. В январе 1927 г. кинофотосекция ОДСК заключает специальное соглашение с Совкино по использованию в журналах хроники сюжетов, снятых кинолюбительскими кружками. К десятилетию Октябрьской революции пленум секции постановил предложить местным отделениям общества провести хроникальные съемки к знаменательной дате. В них должны были войти сюжеты о преобразовании страны, труде рабочей молодежи, воспитании пионеров, полевых работах на новейших сельскохозяйственных орудиях труда. «Кинокими-наблюдателями» или «киноразведчиками» называл Дзига Вертов первых кинолюбителей. Это они — его последователи — шагали по Москве с плакатом «Долой художественное барахло, сказочные сценарии, картонные декорации и размалеванных артистов! Да здравствует новое, документальное кино!». Художественные принципы Вертова, часто облекаемые в нарочито заостренные, гротесковые фразы, в духе многочисленных манифестов бурного времени первых лет советской власти, сыграли свою плодотворную роль в деле развития советской кинематографии и кинолюбительского движения в частности. В своих многочисленных теоретических выступлениях Вертов горячо отстаивал точку зрения на кинематограф как на «…активное средство воспитания... Камера — не просто фиксатор событий, монтаж — не просто склейка отснятой пленки. Они прежде всего — способ выразить свое активное отношение к жизни» (2, 123). «До него никто так не делал хронику, — рассказывает один из первых кинолюбителей, Б. Небылицкий, — не высказывал таких интересных мыслей, не умел так воодушевить молодежь своей страстной убежденностью. И мы внимали каждому его слову, изучали его работы, старались хоть что-нибудь перенять длясебя. Снимать жизнь врасплох — это поразительная творческая позиция. Выискивать путем киноразведки интересных людей, интересные факты в жизни — как это увлекательно! Он требовал от нас отображения правды жизни на экране, призывая зорко наблюдать жизнь и фиксировать на пленке то, что способно стать категорией искусства, символом, образом действительности» (3, 129). Следует отметить, что двадцатый выпуск киножурнала «Кино-Правда», который назывался «Пионерская Кино-Правда», Д. Вертов смонтировал на основе сюжетов молодых кинолюбителей, примкнувших к его группе. В январе 1928 г. состоялась Первая Всероссийская конференция ОДСК. На ней была поставлена задача по кинофикации деревни. ОДСК была создана целая сеть курсов по подготовке киномехаников, которые сотнями направлялись в деревни. ОДСК быстро росло и к 1930 г. насчитывало в своих рядах уже более 100 тысяч человек. Увлеченные новым искусством, любители кино города и деревни стремились глубже познать специфику киноискусства, изучали его «язык», пробовали свои силы в съемках коротких хроникальных фильмов. Целенаправленные усилия по руководству кинолюбительским движением зиждились на прославлении советского образа жизни. Кино, в том числе и любительское, должно было отражать расцвет и превосходство социализма. К одиннадцатой годовщине Октябрьской революции кинолюбительство уже определилось как «общественно признанное оружие борьбы за социалистическое строительство», в арсенале которого съемки культурфильмов, профсоюзной и общественной работы, производство и выпуск местной хроники, показ строительства колхозов и кооперации деревень. Кинолюбители фиксировали моменты подписания трудовых договоров, массовые собрания ударников труда, фильмыпортреты отдельных инициаторов соревнования. На анкету «Что снимают кружки ОДСК» поступили следующие ответы: Краснодарский ОДСК — короткометражки: «10 лет Кубани», «Пятилетка — колхозное строительство», Воронежский ОДСК — «За коллективное хозяйство», Пермский ОДСК — «Соцсоревнование», Северо-Кавказский ОДСК — «Работа горсовета» (4). Основным достоинством таких работ было не художественное качество, а оперативность. Именно эти качества постоянно культивировались в любительском кино. В 1932 г. начался процесс огосударствления общественных организаций. Задачи, поставленные перед ОДСК, были фактически выполнены — кино стало магистральным искусством, открылись учебные заведения, которые стали готовить специалистов для кинопроизводства, появилась своя кинопромышленность, кино вошло в сознание и повседневную жизнь города и деревни. В 1934 г. Общество прекратило свою работу. Кинокружки продолжали функционировать, однако вопрос обеспечения аппаратурой и материалами стоял очень остро. Любительскому кинематографу нужны были свой киносъемочный аппарат, мобильный и недорогой, возможность оперативной обработки материалов и их сиюминутного показа в любой аудитории. Таким мог стать аппарат, который использовал 16-миллиметровую кинопленку (он был широко распространен за рубежом). Первым пропагандистом узкого формата у нас в стране стал кинорежиссер Григорий Рошаль. Он увидел огромные перспективы этого формата: «…узкая пленка дает возможности применения кино при самых незначительных аудито-риях вплоть до частной квартиры… колоссальное значение такого аппарата для деревни, для школы совершенно очевидно» (5). Стремление советских чиновников от культуры обнаружить универсальные для всех сфер искусства принципы и механизмы, имеющие фиксированную, формально «правильную» природу, привело к выдвижению понятия «стиль социалистического реализма», который стали культивировать и в среде кинолюбителей. Пропагандистская работа велась через еженедельную газету ОДСК «Кино», специализированные журналы «Самодеятельное искусство», «Народное творчество», «Художественная самодеятельность профсоюзов». В конце 1930-х гг. любительский кинематограф стоял на пороге кризиса. Большая часть киноколлективов прекратила свою работу, наиболее подготовленные любители перешли на работу в корпункты Совкино и стали профессионалами. Вскоре началась война, и вместо киноаппарата кинолюбители взяли в руки оружие. Так закончился первый этап любительского кино в СССР. Основным продуктом этого периода были коллективно создаваемые агитфильмы-плакаты. Кинолюбитель был фиксатором событий, бойцом на передней линии фронта строительства новой жизни. Он не всматривался в человека, в его внутренний мир, а запечатлевал свершения времени. Война оборвала развитие кинолюбительского движения. Однако уже в декабре 1945 г. Вторая Ленинградская конференция по научно-педагогической кинематографии принимает решение: просить культотдел ВЦСПС срочно восстановить кинофотосекции и кружки в клубах и домах культуры (6, 68). Когда война перекатилась за пределы СССР, кинолюбители, впервые попавшие за границу, открыли для себя узкопленочную кинотехнику, которую многие привезли как трофеи. В конце 1950-х гг. одной из главных задач стало приобретение профессионализма. Власти больше не привлекали кинолюбителей к решению актуальных задач. Идеология победившей империи требовала обстоятельности и пышности, а значит, выдержанности стиля, чем непрофессионалы похвастаться не могли. После смерти Сталина общество вступило на трудный путь политического и культурного раскрепощения. От проблем «базиса и надстройки» внимание идеологов стало постепенно обращаться в сторону человека, который являлся не отдельным винтиком, оттиском коллектива, а самостоятельной личностью. В 1957 г. был создан Союз работников кинематографии СССР. В числе секций, объединявших профессионалов различных специальностей, была и секция кинолюбителей, в которую вошли молодые, талантливые люди — кинорежиссер Я. Сегель, оператор А. Симонов, сценаристы М. Витухновский, Б. Старшев, М. Маршак, работники студии «Мосфильм» И. Виноградов, В. Рудаков и др. Председателем секции стал кинорежиссер Григорий Рошаль. В Московском доме кино под его руководством организовывались просмотры и обсуждения любительских кинофильмов при участии профессиональных кинематографистов. Всегда оживленный, энергичный и деятельный, Рошаль до конца своих дней остался верен кинолюбительскому движению. Именно он и его соратники Яков Толчан, Леонид Косматов, Михаил Витухновский внесли немалую лепту в дело становления и развития кинолюбительства, работая с самодеятельными кинорежиссерами и создавая условия для их творческого роста. Некоторые из них в дальнейшемстали профессиональными кинематографистами, например Глеб Панфилов, Борис Урицкий, Павел Мостовой, Михаил Трахман, Валерий Рубинчик, Александр Лапшин, Яков Сморгонский и др. Секция приняла решение начать свою деятельность с организации Московского смотра любительских фильмов. Необходимо было оценить значение кинолюбительства как общественного явления, познакомиться с авторами и тематикой фильмов, определить формы помощи кинолюбителям. Этот смотр стал событием и для кинематографистов. Рассеялось представление, что только хроникальные, домашние, семейные сюжеты привлекают кинолюбителей. По существу, все жанры кинематографа оказались им доступны. Портативный, дешевый узкопленочный аппарат стал спутником туристов, спортсменов, художников, любителей природы. Появились киноочерки о зарубежных странах, промелькнули на экране и сатирические сюжеты — предвестники «Фитиля». Смотр показал, что существует удивительное творческое движение, позволяющее каждому языком современного искусства поделиться своими мыслями, знаниями, наблюдениями. В заключительном туре Первого Московского фестиваля любительских фильмов участвовало более 20 работ, созданных как коллективами (среди которых студии Дома культуры МГУ, «МИИТ-фильм», МВТУ им. Н. Баумана), так и отдельными авторами (солистом балета Большого театра С. Власовым, скрипачом И. Безродным и др.). Первое место завоевали фильмы «Мы были на целине» и «Навстречу Всемирному фестивалю» студии ДК МГУ. Вторая премия была вручена фильмам В. Власова «Балет Большого театра в Лондоне» и «По Швеции и Норвегии», а также фильмам И. Безродного об Америке и Японии. Третью премию завоевала студия МЭИ за фильм «Утро студента». Грамотами и дипломами были отмечены: студия «МИИТ-фильм», Чкаловская станция юных техников, инженер-механик Ю. Сидоров, Г. Протопопов, аспирант химического факультета МГУ В. Голубев и А. Пархоменко. Лучшие фильмы этого смотра вошли в программу международного кинофестиваля, где впервые в истории нашей страны кинолюбители представили свои работы вместе с профессиональными кинематографистами. В программу любительских советских фильмов на Всемирном фестивале молодежи и студентов были включены фильмы: «Мы были на целине», «Навстречу Всемирному фестивалю», фильм И. Безродного «По Японии», фильмы студентов МЭИ «Фестивальный», «Утро студента», фильм студии Уральского политехнического института «Владя Агапов едет на фестиваль» и др. На этом кинофоруме кинолюбители нашей страны встретились с молодыми кинолюбителями Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, ГДР, Франции, ФРГ. Все они приняли активное участие в обсуждении фильмов, обмене опытом работы, дискуссиях о дальнейших путях развития кинолюбительского движения. Эта встреча была полезна и профессиональным кинематографистам нашей страны. Члены секции решили оказывать всемерную помощь самодеятельным авторам. В Доме кино систематически стали организовываться просмотры любительских фильмов, дискуссии, появились статьи в газетах и журналах о самобытном творчестве кинолюбителей. Кинематографисты старательно привлекали внимание общественности к этому виду самодеятельного творчества.Складывалась совершенно новая ситуация, когда развитие любительского кино направляли уже не политики, а профессиональные кинематографисты. Технической базой развития кинолюбительства стала портативная аппаратура и узкая, 16 и 8 мм, пленка, о которой Рошаль мечтал в начале 1930-х гг. Новая любительская техника стала надежной, простой в обращении, доступной для работы даже детям. Изменилось и положение кинолюбительства. Если до войны оно было немного чудом или даже причудой организованных ОДСК людей, то в конце 1950-х гг. это движение проявилось с другой стороны — как творчество отдельных авторов, которые могли создавать фильмы самостоятельно, в домашних условиях. В одном лице кинолюбителя соединились и оператор, и режиссер, и монтажер. Индивидуальное кинолюбительство доказало свою жизнеспособность и продемонстрировало свои возможности созданием целого ряда разнообразных и любопытных фильмов. Среди них: «К Зарезскому озеру», «Петропавловская крепость» (Олег Распопов), «Зимой в горах» (М. Ануфриков), «За 80-й параллелью» (А. Вайгачев), «Сила жизни», «Емелюшка и Венера» (Александр Прохоров), «К Южному полюсу» (Сергей Капица), «В океанах его пути» (Владимир Тимков). Съемки любительского фильма для одних по-прежнему были личным делом, хобби, для других — пробой сил и первыми шагами в профессиональном кино. В целом кинолюбительство как вид художественного творчества добилось серьезных успехов. Об этом свидетельствуют, например, фильмы «Киноальбом альпиниста» и «Доброе утро, снежные горы» (Михаил Трахман), «Людям большого сердца» (Рем Юстинов), «Живая вода» (Павел Мостовой), «Осенний этюд» (Валерий Рубинчик), «Царицынский дворец» (Александр Лапшин), «В зеркалах» (Яков Сморгонский). Любительские фильмы привлекли к себе внимание и завоевали успех зрителей благодаря своему содержанию и ряду особенностей, несвойственных профессиональной кинематографии. Оказалось, что узкопленочная камера иногда «видит» больше и зорче, а порой и интереснее, чем совершенный аппарат в руках профессионального оператора. Нередко кинолюбители отображают повседневную, будничную жизнь людей полнее и правдивее, чем профессионалы. Возможность быстро обработать кинопленку и при помощи простой аппаратуры показать сюжет, снятый два часа тому назад, делает кинолюбителя оперативным летописцем жизни. Фильм дирижера Б. Хайкина о его встрече на даче с С. Прокофьевым дает возможность с волнением всматриваться в столь необычный, «домашний» облик выдающегося композитора. Или съемки наших космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова во время их совместного отдыха в Подмосковье, прогулки по Токио Людмилы Зыкиной и ее посещения магазинов во время гастролей в Японии. Кинолюбительством занимались и Кукрыниксы — Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Михаил Куприянов снял приезд бельгийской королевы в гости к скрипачам Ойстрахам, а также Мариэтту Шагинян, собиравшую камешки на берегу моря в Коктебеле. Солист Большого театра Станислав Власов запечатлел на любительскую кинопленку в Лондоне балерину Галину Уланову. Все это ценные исторические документы. Членами Московского общества кинолюбителей в разное время были космонавты Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Леонов. Фильм Г. Титова «Наедине с космосом»был отмечен на Международном фестивале любительских фильмов «УНИКА-78» в г. Баку. В 1955 г. секцию кинолюбителей создали при ВТО, в нее вошли артисты М. Кедров, Б. Хайкин, А. Попов, А. Грибов, Л. Утесов. В ЦДЛ в Москве был создан киноколлектив, в который вошли известные писатели Л. Леонов, М. Матусовский, С. Смирнов, А. Казанцев, П. Нилин. Снятые ими в повседневной жизни кинокадры являлись своеобразными записными книжками писателей. Кинолюбительство не терпит администрирования, которое часто проявлялось на местах. В результате множились фильмы-отчеты о собраниях, заседаниях, конференциях, которые совершенно неинтересны зрителю. Стремление подражать профессиональному ремесленному кинематографу опасно. Подобной болезнью было заражено немало любительских студий. Они действовали без выдумки, копируя подчас худшие образцы. Стандартные, скучные сценарии, однообразный монтаж, «газетный» дикторский текст, «дежурная» музыка. Более продуктивный путь для любителя — учась у профессионалов, не подражать им, а искать свою дорогу, нередко более тернистую, но манящую новизной, волнующую неизвестностью. Когда эти нелегкие поиски умножались на трудолюбие и талант, рождалось самобытное и яркое произведение, будоражащее мысли и чувства. И, глядя на экран, зрители забывали, кто сотворил чудо на пленке — профессионал или любитель. Примером могут служить фильмы «От всего сердца» (Д. Мовшин), «Синие горы» (М. Трахман), «Долг» (А. Осипенко), «Вечность» (В. Комаров) «Бий-Хем покоряется сильнейшим» (М. Баранов), «Мой Пушкин», «День за днем» (В. Никитин), «Мелодия старого трамвая» (В. Медведев), «Посетите Эльсинор» (Я. Сморгонский), «Огонь свечи» (В. Дросин), «Горечь» (И. Пестрецов), «Курорт» (Г. Лебедева, И. Плаксин), «Улыбка» (М. Ралль), «Интервью» (В. Брянцев), «Дом окнами в сад» (И. Голушко), «Когда вы будете в Спасском» (Т. Озерина), «Аквариум» (А. Лапшин), «Цветы равнодушия» (В. Цыган), «Письмо другу» (Б. Константинов), «Мимикрия» (И. Тимофеева), «Черная дыра» (В. Чумакевич), «Синдром “К”» (Е. Бугаев), «Родительская суббота» (И. Рылеев), «Корабль “С”» (А. Рудковский). В своих лучших фильмах кинолюбители смогли подняться от факта к художественному обобщению. Фильмы-открытия встречаются редко, но была уверенность, что хороших фильмов, созданных кинолюбителями, будет становиться все больше. Первые ласточки предсказали весну в мире любительского кинематографа. Синтетичность кино ведет к тому, что в любительской киностудии каждый может найти занятия по душе и по способностям. Киностудия превращается в центр клубной работы, становится фактором ее активизации. Из индивидуальной формы творчества кинолюбительство все больше переходило в коллективную форму, любительские киностудии все чаще стали появляться при Домах культуры, в школах, Домах пионеров, учебных заведениях. 1959-й стал годом подведения первых итогов, смотром киноколлективов страны и индивидуальных авторов, годом первых побед и организационных достижений. Творческий рост любительских фильмов позволил покинуть тесные параметры домашних экранов и выйти на аудитории клубов и Домов культуры, на экраны кинотеатров и телевизоров. Результатом этой большой и серьезнойорганизационной работы стало проведение первого Всесоюзного смотра любительских фильмов. В состав Оргкомитета вошли видные советские кинематографисты Григорий Рошаль и Роман Кармен. Во время смотра была открыта обширная выставка кинолюбительской техники, состоялись семинары по техническим и творческим вопросам, которыми руководили сотрудники НИИ кинофотоискусства, преподаватели ВГИКа. Наряду с достижениями фестиваль выявил и недостатки кинолюбительского движения, связанные с дефицитом специальной любительской техники, учебных пособий и справочников, плохо налаженным обменом опытом и информацией, слабым руководством кинолюбительским движением со стороны Союза кинематографистов. Отдельные проблемы могли быть устранены быстро, другие, например проблема аппаратуры и узкой пленки, требовали государственного решения и немалого времени. Любительское кино требовало новых организационных форм: пора было создать общество или федерацию кинолюбителей, ибо только сообща можно решать сложные и очень специфические проблемы самодеятельного киноискусства, в котором сливается творчество и техника, соседствуют разные виды кинематографа — документальный и игровой, научно-популярный и мультипликационный. Первое региональное Общество кинолюбителей, объединившее более двух тысяч человек, было создано в Москве в 1960 г. Оно должно было работать на принципах самоокупаемости и самофинансирования, однако уже через два года увязло в финансовых проблемах и приостановило свою деятельность. В 1966 г. московские профсоюзы, желая сохранить кинолюбительство, погасили все финансовые долги Общества и на его базе учредили городской Клуб-лабораторию кинолюбителей. Более 30 лет московские профсоюзы финансировали деятельность клуба, оказывали ему всяческую поддержку. Этот опыт показал, что киносамодеятельность не может существовать и развиваться на принципах самоокупаемости, без дополнительной финансовой поддержки: уж очень дорогостоящ этот вид творчества. В 1966 г. было принято постановление ВЦСПС о создании во всех республиках и областях клубов-лабораторий кинолюбителей, которые стали центрами по оказанию творческой, технической и методической помощи кинолюбителям. К концу 1960-х гг. советское кинолюбительское движение достигло впечатляющих успехов, стало действительно массовым и, если можно так сказать, всесторонним, поскольку использовало все возможные формы деятельности — от индивидуального творчества до мощных городских и областных студий. Высокими были и художественные результаты, что подтвердилось, как только советские кинолюбители начиная с 1959 г. стали принимать участие в международных фестивалях любительского кино. Это были фестивали в Марианске-Лазне и Бельско-Бяла (Польша), Скопье (Югославия), Дьере (Венгрия), Вельденсе (Австрия), Рихнове и Брно (Чехословакия). В 1966 г. СССР вступил в члены UNICA (Международный союз любительского кино). С этого времени программы любительских фильмов СССР постоянно участвовали в ежегодных фестивалях UNICA. Более 300 фильмов завоевали различные призы и дипломы на международных фестивалях любительских фильмов. В их числе: «Доброе утро, снежные горы» (М. Трахман), «Возвращение», «Мелодия старого трамвая» (В. Медведев), «Курорт» (Г. Лебедева),«О Дмитрии Донском» (А. Лапшин), «А где-то идет война» (Я. Сморгонский), «День за днем» (В. Никитин), «Мимикрия» (И. Тимофеева), «От всего сердца» (Д. Мовшин), «Людям большого сердца» (Р. Юстинов), «Вечность» (В. Комаров), «Живая вода» (П. Мостовой), «Огонь свечи» (В. Дросин). В связи с ростом числа самодеятельных киностудий и кружков — а к началу 1970-х гг. их число превысило 11 тысяч — возник вопрос о кадрах руководителей. В 1972 г. в Московском институте культуры открывается кафедра по подготовке режиссеров для руководства любительскими киностудиями, которую возглавил Г.Л. Рошаль. Спустя некоторое время аналогичные кафедры были открыты и в других институтах культуры страны. Эти меры не смогли решить все проблемы любительского кинотворчества, но произошло главное — кинолюбительство выросло не только количественно, но и качественно. Этому способствовала и творческая помощь профессионалов, среди которых были кинематографисты В.К. Абаринов, Т.Ю. Вульфович, А.М. Зайцева, В.А. Караваев, В.В. Крючков, В.Н. Максимов, М.И. Маршак, И.Н. Моргачев, Г.Т. Распопов, О.А. Родионов, Н.П. Рыжиков, П.Н. Терпсихоров, А.В. Шаргородский, Г.В. Шатров, а также опытные организаторы киносамодеятельности С.В. Байков (Москва), В.Н. Васильев (Москва), В.И. Великжанин (Москва), В. Волков (Ленинград), В. Лавров (Иркутск), И. Меркурьев (Воронеж), В. Дросин (Казань). Профессионалы принимали участие в просмотрах и обсуждении созданных фильмов, оказывали практическую помощь в работе над сценариями, в съемках, а нередко проводили и показательные съемки — мастер-классы. Период с конца 1950-х до конца 1980-х гг. — пора расцвета любительского кино в СССР. Более 6 тысяч самодеятельных киностудий и кинокружков объединялись под руководством 135 республиканских и областных клубов-лабораторий кинолюбителей. Профсоюзы оказывали основную материальную поддержку любительскому кино, выделяли более 90 % средств для развития киносамодеятельности в стране. Отдел по работе с кинолюбителями ВЦСПС являлся центром по координации и планированию деятельности кинолюбителей всей страны. Отдел систематически изучал практику работы самодеятельных киностудий, организовывал проведение семинаров, конкурсов, смотров, фестивалей, вносил предложения по улучшению самодеятельного киноискусства, распространял опыт работы лучших любительских киноколлективов. Профессиональные кинематографисты привлекались к работе с кинолюбителями. Это и участие в жюри смотров и конкурсов, выезд в регионы для проведения семинаров, написание методической литературы и статей в периодические издания. При непосредственном участии кинематографистов было проведено более 20 всесоюзных фестивалей любительского кино, в которых было представлено свыше 100 тысяч кинофильмов. По сложившейся практике это были в основном короткометражные фильмы, средняя продолжительность которых составляла 10 минут. Из кинолюбителей этих лет вышли такие известные кинематографисты, как Глеб Панфилов, Валерий Рубинчик, Павел Мостовой, Слава Цукерман. В этот период возникли московская и ленинградская школы «параллельного кино» во главе с братьями Олейниковыми и Евгением Юфитом. Взаимодействие Союза кинематографистов, ВЦСПС и Министерства культуры на региональных уровнях позволило достигнуть больших успехов кинолюбителям Прибалтики, Грузии, Армении, Татарстана, Башкирии.С 1966 г. Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями Союза кинематографистов СССР представляла советских кинолюбителей за рубежом. В Международном союзе любительского кино членом был Союз кинематографистов. Конечно, это был парадокс — профессионалы представляют кинолюбителей. Перестройка конца 1980-х гг. коснулась и кинолюбительского движения — началась работа по созданию Общества друзей кино (ОДК). Вскоре стало ясно, что это новая аппаратная система, совершенно бесполезная для дела. Валентин Алисов, бывший председатель Комиссии по работе с кинолюбителями, в одном из интервью признается: «ОДК было создано тоталитарными методами, с некоторым нажимом и с моей стороны лично. Но мне стыдно представлять кинолюбителей в UNICA, если я сам являюсь профессионалом…» (7) В 1992 г. ОДК было реорганизовано в Союз объединений киновидеолюбителей России, который, по мнению его создателей, должен был заменить собой структуры в области самодеятельного киновидеотворчества всех ведомств. На практике эти нововведения привели к полному развалу профсоюзной системы кинолюбительства. Конечно, такое положение в первую очередь было связано с резким сокращением финансирования кинолюбительства, но также явилось следствием полного бездействия вновь созданного Союза киновидеолюбителей. Практически с 1992 г. эта структура существовала только в пакете документов и не вела никакой работы с кинолюбителями. К 1993 г. ранее успешно развивавшаяся сеть киносамодеятельности прекратила свое существование. В связи с ликвидацией любительских коллективов и клубов-лабораторий рухнула и система фестивального движения в стране — действенный стимул развития кинотворчества, выявлявший сильнейшие авторские работы. Последний Всесоюзный фестиваль самодеятельного кинотворчества прошел в декабре 1990 г. в Москве. Так завершился второй период кинолюбительского движения. Для третьего, постсоветского, периода характерна полная децентрализация кинолюбительского движения. Каждый регион, студия, кружок выживал, работал и творил, рассчитывая только на собственные силы и на помощь местных властей и спонсоров. Небольшое количество сохранившихся коллективов — чуть больше ста по всей стране — в основном работали в системе культуры и образования. Большинство профессиональных кинематографистов, поглощенных решением своих проблем, отдалилось от кинолюбителей. Но положение дел постепенно налаживалось. Вновь начали проводиться фестивали, правда, не с таким размахом, как прежде. Сегодня невозможно точно назвать количество действующих самодеятельных киноколлективов в России. Ориентировочные цифры дает анализ участия коллективов в различных российских фестивалях кинолюбителей. Статистика за 1995–2001 гг. показывает, что сейчас в России действует около 120 самодеятельных коллективов, из которых 90 — детские. С конце 1990-х, отмеченных бурным развитием видео- и компьютерной техники, перед видеолюбителями (так теперь называют кинолюбителей) открылись безграничные возможности индивидуального творчества. Небольших размеров видеокамера, компьютерный монтаж, показ своего фильма по Интернету делают творчество в техническом плане совершенно независимым. Неудивительно, что за последние годы количество индивидуально работающих видеолюбителей значительно возросло.Однако проблема объединений в этом любительском жанре по-прежнему актуальна. Но для решения своих насущных проблем кинолюбительство в каждом регионе должно прийти к объединению своим собственным путем. Наиболее актуальными сегодня являются эксперименты и поиски форм локального самоуправления в регионах. Центром по координации деятельности кинолюбителей должны оставаться кинофестивали, смотры, конкурсы. Именно фестивальное движение придает новый импульс развитию кинолюбительства. Об этом свидетельствует опыт развития кинолюбительского движения в странах Европы и опыт создания UNICA. (В. Н.) Лит.: 1. Лебедев Н. Любительская кинематография // Кино. 1925. № 11; 2. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966; 3. Дзига Вертов в воспоминаниях современников. М., 1976; 4. Болтянский Г. Октябрь и кинофотолюбительство // Кино. 1928. № 45; 5. Рошаль Г. За узкопленочное кино // Кино. 1931. № 23; 6. Учебное и научное кино. Л., 1947; 7. Вестник кинолюбителя. 1989. № 2.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010