Киновия

Найдено 1 определение
Киновия
Указ Петра I в октябре 1714 г. даровал Александро‑Невской лавре (тогда еще монастырю) большой участок земли на правом берегу Невы «под кирпичные и гонтовые заводы и сараи, под склады дров и для выработки глины для строения.. а также на корм 10 лошадям и под селитьбу 55 мастеровым людям и 2 подмастерьям и для огородов».
Когда‑то здесь было кирпичное производство, основанное шведами. Монахи возобновили его, а также построили скотный двор. Правда, вскоре, когда в 1732 г. открыли месторождение глины на левом берегу, поблизости от монастыря, кирпичные заводы на правобережье стали приходить в упадок, не стало и скотного двора. К концу XVIII в. лавра использовала эти земли только для сенокоса.
Однако в начале XIX в. лавра вспомнила о здешних землях, когда на эту почти что заброшенную территорию стали претендовать крестьяне находившейся поблизости деревни Клочки. Митрополит Новгородский и Санкт‑Петербургский Михаил (Десницкий) задумал превратить имение лавры на правом берегу в свою летнюю резиденцию.
Летом 1820 г. здесь начали строительство Загородного архиерейского дома, получившего название Киновия – от греческого «кинос» (общий) и «биос» (жизнь). С самого начала здесь зародился особый уклад жизни: монахи Киновии находились на полном обеспечении монастыря и ничем не пользовались на правах собственности. Весь свой труд они отдавали «на общую потребу» братии.
Когда в 1830‑х гг. у Киновии появился богатый покровитель, московский купец Федор Федорович Набилков, здесь стали строиться каменные здания. Сначала, в начале 1840‑х гг., появилась колокольня на въезде, построенная по проекту архитектора А.З. Комарова, а затем в середине того же десятилетия по проекту архитектора А.П. Гемилиана возвели каменные здания келий, сохранившиеся до наших дней (Октябрьская наб., 16 и 20).
Еще спустя два десятилетия благодаря помощи купцов Набилковых в центре Киновии построили каменный собор Св. Троицы. Его заложили 17 июня 1862 г. Купец Ф.Ф. Набилков завещал на постройку 30 тыс. руб. В 1865 г. его брат В.Ф. Набилков перед смертью также дал на собор 30 тыс. руб. и завещал сыну закончить строительство. 28 июля 1868 г. храм торжественно освятили во имя Святой Живоначальной Троицы.
Братья Набилковы – личности весьма примечательные. Они были крепостными крестьянами Шереметевых из села Вески Ярославской губернии. С молодых лет они пошли искать счастья на чужой стороне, подобно многим своим землякам. Свою родную деревню Набилковы оставили в начале 1790‑х гг., после того как старший из братьев, Федор, родившийся в 1774 г., женился на дочери богатого крестьянина и получил за ней приданого три тысячи рублей ассигнациями. На это приданое братья решили начать свое дело: Федор поселился в Москве, а Василий уехал в Петербург.

Киновия и Архиерейская Малая слобода на карте Петрограда, 1916 г.
Братья открыли торговлю текстильным красным товаром, иначе называвшимся панским, то есть господским, и аршинным, отмерявшимся мелкой мерой. Дела пошли успешно, братья сколотили большое состояние и приобрели известность. Особенно преуспел в делах старший брат Федор Федорович.
Отец Иоанн Святославский, лично знавший братьев Набилковых, в примечаниях к биографическому очерку так описывал Федора Федоровича Набилкова: «Одаренный замечательным умом, он отличался необыкновенной добротой и сильным религиозным настроением. Впрочем, он имел и благообразную наружность, и крепкое телосложение, но был крив левым глазом…» В другом примечании отец Иоанн сообщал, что Федор Набилков «любил читать разные книги, и преимущественно духовные, и при всем избытке средств до конца жизни сохранил во всем умеренность, довольствовался простою пищею и двумя при доме прислугами, из которых любил особенно дворника Егора и часто разделял с ним свою трапезу; в своем саду своими руками сажал и поливал растения и сам мел дорожки».
Федор Набилков оставил о себе добрый след в истории русского православия. Он был известен тем, что щедро жертвовал на храмы: давал деньги на строительство в ските во имя Всех Святых на острове Валаам, помогал монастырям Святой Горы Афон, Николаевской Берлюковской пустыни. В Москве братья Набилковы основали приют, впоследствии преобразованный в учебно‑ремесленное заведение с обучением ремеслам. В конце XIX в. оно стало Коммерческим училищем (в народе его называли Набилковским), считавшимся одним из лучших учебных заведений такого рода в Первопрестольной.
Необычайно щедрая благотворительность Набилковых вызывала в народе некоторое удивление. Многие недоумевали: в чем крылась причина того, что купцы, всю жизнь зарабатывавшие свой капитал, так легко расставались с ним ради общего блага. Обращали также внимание и на то, что оба брата были бездетны и не создали династии. Родилась легенда, что у младшего брата Василия, жившего в Петербурге, во время пожара в цирке сгорели все его дети, и после этого несчастья братья и обратились к благотворительности. Впоследствии в этой легенде младший брат заменился на старшего – Федора Федоровича…

Вид на Киновию со стороны Невы. Фото начала ХХ в.
«Местность, где расположена Киновия, довольна живописна – на берегу Невы, с тенистой рощей, за которой тянутся поля и леса, – отмечал в июне 1881 г. обозреватель „Петербургского листка“. – Рядом с монастырем по обе стороны по берегу построено множество дач, капитальных и красивых, есть и дачники, по преимуществу семейные люди, и жаль, что к пристани у монастыря не пристают легкие пароходы. Мимо их ходит много, и по пути не мешало бы здесь делать некоторым из них остановки».
«С Киновией связано название Архиерейской слободы: она тянулась вдоль Невы между Веселым поселком и деревней Клочки, – отмечает историк Дмитрий Шерих в своей книге „Невская застава: Берег левый, берег правый“. – В начале ХХ в. слободу стали звать Малой Архиерейской, хотя Большой Архиерейской в городе не существовало. Была слобода не только жилой, но и трудовой – чуть ниже Киновии, например, помещался в ней медеплавильный завод (отмеченный в справочнике „Весь Петербург“)».
В 1848 г. возникло Киновеевское кладбище. На нем стали хоронить монахов и жителей близлежащих селений, а потом и жителей «заречного» Петербурга. В середине XIX в. сюда перенесли из Киновии деревянную церковь Всех Святых, построенную еще в 1820‑х гг. (каменный собор Св. Троицы построили на ее месте).
Киновия считалась местом таинственным, недаром с ней было связано немало легенд. Согласно одной из них, существовал когда‑то подземный ход под Невой от Киновии к лавре. Как отмечает историк‑краевед Владимир Валдин, весьма сомнительно, что такой подземный ход мог существовать под Невой, а вот то, что ходы существовали между зданиями самой Киновии – известный факт. «Один из них выходил к самой Неве, – пишет он, – и кто‑то из священнослужителей, по воспоминаниям старожилов, пользовался этим ходом для своих занятий „моржеванием“ – было это перед Первой мировой войной. Вся система ходов была уничтожена при строительстве набережной в 1930‑х гг.».

Троицкая церковь в Киновии. Фото автора, октябрь 2008 г.
Что же касается нравов монастырской братии, то они, к сожалению, были далеки от совершенства: здесь процветали кутежи и попойки. Печальное событие, случившееся в Киновии в феврале 1911 г., лишний раз показало, что в ту пору она мало походила на обитель духовности и добродетели, и давало еще один козырь в руки борцов против «церкви, погрязшей в разврате». Действительно, «компромата» тут было хоть отбавляй.
При новой власти летом 1918 г. часть монастырской земли Киновии отдали трудовому товариществу «Рабочий‑огородник», а в 1923 г. Киновию ликвидировали. Храм использовался под общежитие, а потом под мастерские. Колокольню, красиво выделявшуюся в панораме Невы, взорвали в 1937 г.
К тому времени уже не действовала церковь Всех Святых на Киновеевском кладбище: в 1931 г. ее передали расположенному неподалеку Невскому химкомбинату под рабочее общежитие. Тогда же, в 1930‑х гг., ликвидировали старинную часть кладбища. Сегодня уцелело только несколько захоронений XIX в. Во время блокады зимой 1942 г. старинный храм разобрали на дрова, а на окраине кладбища появились братские захоронения умерших ленинградцев и погибших воинов. После войны здесь возвели мемориал.

Здания бывших келий в Киновии. Фото автора, октябрь 2008 г.
До сегодняшних дней сохранились здания бывших келий и обезглавленная, изуродованная Троицкая церковь (ее современный адрес – Октябрьская наб., 18). До недавнего времени в бывшей церкви находилось Строительно‑монтажное управление № 1 имени XIV съезда ВЛКСМ. В 1990‑х гг. предпринимались неоднократные попытки вернуть церковь верующим, но произошло это только в 2001 г., когда храм передали подворью Иоанно‑Богословского Череменецкого монастыря, расположенного в Лужском районе Ленинградской области.
«Игумен Митрофан Осяк, настоятель монастыря, помолясь, принял на себя хлопоты по его восстановлению, – рассказывалось в „Санкт‑Петербургских ведомостях“. – Здесь разобрали перегородки верхнего этажа, из алтарной части убрали туалеты. И уже в июне 2002‑го в храме начались службы. Сперва на втором этаже, потом на третьем. Была осуществлена гидроизоляция затопленных ранее подвалов, составлен проект восстановления наружного облика храма, открыта иконописная мастерская».
«Но и сегодня проблем непочатый край, – продолжали тему в апреле 2009 г. „Санкт‑Петербургские ведомости“. – В здании по‑прежнему нет отопления, а свет проведен по временной схеме. Прежние хозяева, перед тем как уехать, вырвали все батареи и провода. Братия подворья топит холодные помещения дровами. Но тепло улетучивается сквозь всевозможные щели…» Остается лишь только надеяться, что рано или поздно купола этого храма снова вознесутся над Невой…

Источник: Исторические районы Петербурга от А до Я.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Об организации хранения документов киновидеостудий в постперестроечный период

Крячко Анастасия Николаевна
В статье рассматриваются характерные особенности ведения архивов организаций негосударственной формы собственности.
Читать PDF
0.00 байт

Психологическое воздействие монтажных построений в киновидеоряде

Яновский Михаил Иванович
В статье обосновывается идея, что структура монтажа кинокадров дает зрителю «матрицу» психологического включения в изображаемую ситуацию (способ «присутствия» в ней).

Похожие термины:

  • Кинович, Павел Петрович

    генерал-лейтенант (1864 г.), начальник 2-го военного Константиновского училища (1867 г.). {Половцов}