КИПРЕНСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КИПРЕНСКИЙ
Орест Адамович (1782–1836) — выдающийся русский живописец и график, в творчестве которого наиболее ярко проявились романтические искания русской живописи начала XIX века. С самого начала ведущим жанром в его творчестве становится портрет, с помощью которого художник смог уловить и выразить неповторимость духовного и эмоционального мира человеческой личности.
Общий характер портретных изображений Кипренского носит романтический характер. Основное внимание он уделял миру чувств изображаемых людей, в которых художник улавливает томление ожидания, лирическую самоуглубленность, скрытую под внешним спокойствием. Душевный мир человека в портретах Ки-пренского светел, доверчиво дружественен по отношению к окружающему миру. Кроме того, им свойственны насыщенность цветовых сочетаний, свободная манера письма. Однако ни сами эмоции, ни их выражение, ни их живописная интерпретация не несут в себе крайностей. Во всех его портретах ощущается глубокое внимание к собственным, индивидуальным качествам людей, к их реальному облику. К числу наиболее значительных работ Кипренского принадлежит серия портретов военных — участников войны 1812 г. (Е. В. Давыдова, М. П. и А. П. Ланских, А. Р. Томилова и др.). Вместе с тем живопись Кипренского отличается не-знакомой искусству XVIII в. артистической свободой, любовью к контрастам освещения и цвета. Отсюда становится понятным пристрастие Кипренского к дет-ским и юношеским портретам, в которых таким приемом он стремился показать незавершенность внутреннего мира образов. Для этого художник использует не только краски, но и карандаш, который еще более непосредственно передает индивидуальные особенности модели. Кипренский стал основоположником русского карандашного портрета.
Безусловным шедевром и последним крупным произведением художника является портрет А. С. Пушкина (1827). В нем Кипренский сохранил все детали реальной внешности поэта. Строгое равновесие и простота композиции, сдержанность цветового решения, спо-койная сосредоточенность поэта, задумчивый взгляд, устремленный чуть вверх, лицо, озаренное вдохновением внезапной мысли, затаенная скорбь — во всем этом ощущается стремление дать собирательный образ творческой личности.
Важное место в творчестве Кипренского занимает автопортрет, что отражает свойственное романтической эпохе представление о духовной независимости творческой личности, наделенной даром обостренной восприимчивости и сострадания к чужим судьбам («Ав-топортрет в халате», 1828). В целом же Кипренский лучше других своих современников портретистов выразил то новое, что внес в искусство начала XIX в. ро-мантизм. Творчество Кипренского было высоко оценено Жуковским, Батюшковым, Пушкиным, Вязем-ским, которые гордились им как талантливым предста-вителем отечественного искусства.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

КИПРЕНСКИЙ
Орест Адамович (1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская область – 1836, Рим), русский художник и график, портретист; один из самых ярких представителей романтизма. Достоверных биографических сведений о художнике сохранилось немного. По-видимому, был незаконнорожденным сыном помещика А. С. Дьяконова и крепостной Анны Гавриловой. А. К. Швальбе, женившийся на Гавриловой, усыновил мальчика. В возрасте шести лет будущий художник был определен в училище при Петербургской академии художеств под вымышленной фамилией Кипренский (возможно, связанной с одним из имен богини любви Афродиты – Киприда); как ученик АХ, получил вольную. Обучался в АХ (1788–1803) у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена. В 1805 г. получил Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». С 1812 г. академик АХ. Жил и работал в Москве (1809–10), Твери (1811), Санкт-Петербурге (с 1812 г.). В 1816–22 гг. в качестве пенсионера АХ жил в Италии. Первым из русских художников удостоился чести поместить автопортрет в картинной галерее Уффици во Флоренции среди изображений великих мастеров. Независимый и дерзкий нрав художника не раз служил причиной его опалы. По возвращении в Россию он, в отличие от К. П. Брюллова, не получил должность профессора АХ и не был принят при дворе. В 1828 г. Кипренский вновь уехал в Италию, где, несмотря на женитьбу по любви, страдал от одиночества и бедности. Художник скоропостижно скончался от горячки, простудившись холодной ночью.
Еще в юности Кипренский выделялся среди соучеников редким художественным дарованием, а также пылким и впечатлительным нравом. Он мечтал о великих свершениях и не боялся ставить перед собой самые дерзкие и, казалось, невыполнимые задачи. Новаторство Кипренского проявилось уже в выборе образцов из наследия прошлого: минуя искусство своих прямых предшественников – живописцев 18 в., он обращается к мастерам 17-го столетия. В стремлении затмить своей кистью великих художников – Леонардо да Винчи, А. Ван Дейка, П. П. Рубенса – он внимательно изучал в Эрмитаже их произведения; особенно увлекался приемами контрастной светотени, драматизирующей изображение. Вскоре Кипренский достиг такого уровня мастерства, что итальянские знатоки приняли написанный им «Портрет А. К. Швальбе» (1804) за произведение Рубенса.
Всю свою жизнь Кипренский мечтал написать великую историческую или аллегорическую картину. Его замыслы остались неосуществленными, однако художник обрел свое истинное предназначение в портретной живописи, создав принципиально новую концепцию произведений этого жанра. Он писал не типические портреты, преобладавшие в русской живописи 18 в., а неповторимые образы, находя каждый раз особые художественные средства, чтобы оттенить личностную индивидуальность изображенного человека, передать не только внешний облик, но и «движение души» (парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных, 1809, и В. С. и Д. Н. Хвостовых, 1814; «Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова», 1809). Герои его портретов «не замечают» присутствия зрителя; они всецело во власти своих мыслей и чувств, взволнованы тем, что происходит у них в душе, их лица согреты легким румянцем, губы слегка приоткрыты, глаза мягко блестят – они ждут откровений судьбы («Портрет Е. С. Авдулиной», 1822).
В «Портрете А. А. Челищева» (1809–10) Кипренский представил десятилетнего пажа в преддверии взрослой жизни. В 18 в. детей писали как «маленьких взрослых»; эпоха романтизма, чуткая к динамике, изменчивости, состояниям «на пороге», впервые открывает особенный мир детства. Художник стремится запечатлеть трепет жизни, становление юной души, ее «прекрасные порывы», чему способствует яркая, сочная и в то же время благородная цветовая гамма, построенная на сочетании черного, белого, синего и красного, и «открытая», не заглаженная фактура живописи.
Кипренский был замечательным мастером графического портрета. Детские, женские портреты, изображения участников Отечественной войны 1812 г. (Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина и др., 1813–15), созданные в технике итальянского карандаша и пастели, отличает особенная задушевность, естественность, отсутствие всякой «позы». Виртуозное владение линией сочетается с безупречным чувством стиля.
Стремление передать динамику душевной жизни породило в романтическую эпоху особый интерес к жанру автопортрета. В созданных Кипренским «Автопортрете в розовом шейном платке», «Автопортрете с кистями за ухом» (оба – ок. 1808 г.) в облике художника предстает словно сама стихия творчества. Творческое начало Кипренский подчеркивал и в своих персонажах (карандашный «Портрет К. Н. Батюшкова», 1815; портреты В. А. Жуковского, 1816, и А. С. Пушкина, 1827).
«Портрет А. С. Пушкина» был создан Кипренским по возвращении из Италии по заказу друга поэта А. А. Дельвига. Пушкин не любил позировать, говоря, что не желает видеть свое «арапское безобразие» запечатленным на века. Однако портрет, написанный Кипренским, поэт высоко оценил, отблагодарив художника стихотворением. После смерти Дельвига Пушкин купил портрет, который всегда висел в его рабочем кабинете. Лаконичными средствами, без излишней патетики Кипренский создает живописный «памятник» поэту. Художник использует точку зрения немного снизу; гладкая, сплавленная фактура живописи пробуждает ощущение «нерукотворности» изображения. Отрешенный от суеты взор поэта устремлен в неведомые миры; он словно прислушивается к внятному лишь тому, кто одарен свыше, голосу музы, чье присутствие олицетворяет небольшая статуэтка на заднем плане. Именно она предстает в картине источником золотого света, сияющего на лице поэта отблеском божественного озарения.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Похожие термины: