Кир
Кир
дословно с греческого - "господин"; ранневизантийский титул, который соответствовал высшему классу чиновных званий.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
КИР
титул особ византийского императорского дома, а также русских князей, соответствовавший «господину». Например, сын князя Всеволода Глебовича в летописях называется кир Михаил.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КИР
город — Амос 1:5, 9:7, Ис 22:6, 4Цар 16:9) — первое, самое древнее указание на означенный город встречается у пр. Амоса, в указанной выше цитате, как о месте колена, которое назначено было Богом для Сириян. Действительно, Феглафелассар, царь Сирийский, отвел Дамасских Сириян в плен, как об этом и было предсказано прежде (4Цар 16:9). Вероятно, на этот самый город указывает и пр. Исаия (22:9). Определить местоположение оного в настоящее время очень трудно. Г. Кир находился под владычеством Ассирии — вот все, что мы можем положительно сказать об оном.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Кир
1. К. I, правил с 645 до н. э. по 640 до н. э. теми областями на территории государства Элам (к В. от Тигра), которые были заселены персами.
2. К. II Великий (Старший), царствовал с 558 по 529 до н. э.; основал перс, державу, захватил Мидию, Лидию и Вавилонию. Согласно античной традиции, К. II был смел, добр и терпим к покоренным народам. Так, он освободил иудеев из вавилонского плена, восстановил Иерусалим. Жизнь К. II описал Геродот. В романе «Воспитание Кира» («Киропедия») Ксенофонт представил его идеалом правителя.
3. К. (Младший), сын Дария, брат Артаксеркса II, наместник (сатрап) в Лидии, Великой Фригии и Каппадокии. Со своим войском пошел против брата, чтобы завладеть троном, и погиб в битве при Кунаксе в 401 до н. э.
2. К. II Великий (Старший), царствовал с 558 по 529 до н. э.; основал перс, державу, захватил Мидию, Лидию и Вавилонию. Согласно античной традиции, К. II был смел, добр и терпим к покоренным народам. Так, он освободил иудеев из вавилонского плена, восстановил Иерусалим. Жизнь К. II описал Геродот. В романе «Воспитание Кира» («Киропедия») Ксенофонт представил его идеалом правителя.
3. К. (Младший), сын Дария, брат Артаксеркса II, наместник (сатрап) в Лидии, Великой Фригии и Каппадокии. Со своим войском пошел против брата, чтобы завладеть троном, и погиб в битве при Кунаксе в 401 до н. э.
Источник: Словарь античности. 1989
Кир
а) (стена или укрепленный город) (4Ц 16.9; Ис 22.6; Ам 1.5)-город или область Ассирии, куда были выселены жители Дамаска (положение не известно) (в Ам 9.7 назван Каир);
б) (2Пар 36.22,23; Езд 1.1,2,7,8; 3.7; 4.3,5; 5.13,14,17; 6.3,14; Ис 44.28; 45.1; Дан 1.21; 6.28; 10.1)-сын Камбиза, потомка древних персидских царей, победивший мидян, которые владычествовали над многими землями, в том числе и над Персией (см.), и сделавшийся могущественным царем. В короткое время он подчинил себе обширнейшие земли-включая всю Малую Азию и Египет. Ксенофонт отзывался о нем, как об одном из самых великих правителей, дипломатов и полководцев древности. Его величайшим завоеванием было покорение Вавилона в 538 г. до РХ и величайшим деянием-повеление иудеям вернуться в их родную землю, восстановить Иерусалим и храм (в 536 г. до РХ), о чем предсказывал пророк Исаия почти за 200 лет до этого, с указанием его имени (точнее, его царского титула-Кир, ибо его настоящее имя было Аградар). Кир умер в 529 г. до РХ в возрасте около 60 лет, находясь на высоте могущества и славы. В Езд 5.18 он назван царем Вавилонским. Его сменил на престоле его сын Камбиз, который приостановил работы по восстановлению храма. (См. Персия)
б) (2Пар 36.22,23; Езд 1.1,2,7,8; 3.7; 4.3,5; 5.13,14,17; 6.3,14; Ис 44.28; 45.1; Дан 1.21; 6.28; 10.1)-сын Камбиза, потомка древних персидских царей, победивший мидян, которые владычествовали над многими землями, в том числе и над Персией (см.), и сделавшийся могущественным царем. В короткое время он подчинил себе обширнейшие земли-включая всю Малую Азию и Египет. Ксенофонт отзывался о нем, как об одном из самых великих правителей, дипломатов и полководцев древности. Его величайшим завоеванием было покорение Вавилона в 538 г. до РХ и величайшим деянием-повеление иудеям вернуться в их родную землю, восстановить Иерусалим и храм (в 536 г. до РХ), о чем предсказывал пророк Исаия почти за 200 лет до этого, с указанием его имени (точнее, его царского титула-Кир, ибо его настоящее имя было Аградар). Кир умер в 529 г. до РХ в возрасте около 60 лет, находясь на высоте могущества и славы. В Езд 5.18 он назван царем Вавилонским. Его сменил на престоле его сын Камбиз, который приостановил работы по восстановлению храма. (См. Персия)
КИР
1) Кир II Старший, основатель персидской монархии (царств. в 559 — 530 гг. до н. э.). Он был сыном знатного перса Камбиса и Манданы, дочери мидийского царя Астиага. Новорожденным ребенком Кир был отдан знатному вельможе Гарпагу, который получил приказание убить его. Гарпаг отдал мальчика пастуху, и жена пастуха воспитала его. Когда Кир вырос, он попал ко двору Астиага, который признал его своим внуком и отослал к родителям в Персию. В 559 г. до н. э. Кир собрал войско из персов и нанес поражение Астиагу, взяв его в плен. Мидийцы признали Кира своим царем. Затем он покорил другие страны Азии: Лидию, Вавилон (в 538 г. до н. э.) и отправился в поход против скифского племени массагетов, которые убили его; 2) Кир Младший (г. рожд. неизв. — 401 г. до н. э.), брат Артаксеркса Мнемона. Когда брат его вступил на персидский престол, Кир решил свергнуть его и овладеть царством. Он призвал в Персию 10 000 греческих наемников и встретился со своим братом при Кунаксе, в Месопотамии, в 401 г. до н. э. Войско Кира одержало победу, но сам он былубит. В этом сражении участвовал греческий историк Ксенофонт, который затем вместе с 10 000 греков отступил на родину, что увековечил в своем труде «Анабасис», где он изображает Кира Младшего в весьма привлекательном свете.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Кир
1) Персидский царь, который в 536 году до Р.Хр. разрешил израильтянам возвратиться в Палестину (2 Пар. 36: 22 и дал.; Езд. 1:1 и дал.), возвратил священные сосуды Иерусалимского храма (Езд. 1:7; 6-5) и сам сделал большие пожертвования для восстановления храма (Езд. 6:8 и дал.). По 2 Пар. 36:23 он потому издал приказ построить храм, что «Бог небесный повелел царю построить Ему дом в Иерусалиме». Иосиф Флавий говорит, что Кир получил это откровение, читая книгу пророка Исайи, который написал пророчество об этом за 210 лет до события; см. Ис. 44:28, где Господь говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Ср. Ис. 45:1 и дал.; Дан. 6:28; 10:1). Кир умер в 529 году до Р.Хр. О юности и кончине этого знаменитого царя рассказы древних неясны и противоречивы. Вообще же сходятся в том, что он был сыном персидского царя Камбиза, находившегося под властью мидян. Ему удалось поднять персидский народ против мидян и он не только сделался властелином всего их обширного царства, но также покорил халдейское или вавилонское царство. Самым известным из его военных подвигов было покорение города Вавилона в 538 году до Р.Хр. Кир поэтому называется Вавилонским царем (Езд. 5:13). 2) См. «Каир».
Кир
перс. греч. Kyros).
1. К. II Старший (Великий) - царь Персии с 558 по 529 г. до н.э.; возглавил союз персидских племен, восставших против господства мидийцев, завоевал Мидию (550 - 549), греческие города Малой Азии и значительную часть Средней Азии, а также Вавилонию (539). К. II освободил евреев из вавилонского плена, восстановил Иерусалим. Царствование К. II описано Геродотом в «Истории» и Ксенофонтом в романе «Киропедия» («Воспитание Кира»).
2. К. Младший (? - 401 до н.э.) - сын Дария II, наместник (сатрап) Лидии, Великой Фригии и Каппадокии (Малая Азия). После того как его брат Артаксеркс II стал царем Ахеменидского государства, К., собрав большое войско, пошел против него походом и погиб в битве при Кунаксе, близ Вавилона.
Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985. С. 12-55.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Династическое имя персидских царей. Наиболее известен Кир II Великий (Старший) (правил с 558 до 529 до н. э.), основатель Персидской державы, завоевавший Мидию, Лидию и Вавилон. Начиная с Геродота, который описал жизнь Кира, его принято представлять смелым, великодушным, терпимым к покоренным народам: например, он вызволил иудеев из вавилонского плена, восстановил разрушенный Иерусалим. Ксенофонт_ в своем сочинении "Киропедия" назвал его идеалом правителя.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
1. К. II Старший (Великий) - царь Персии с 558 по 529 г. до н.э.; возглавил союз персидских племен, восставших против господства мидийцев, завоевал Мидию (550 - 549), греческие города Малой Азии и значительную часть Средней Азии, а также Вавилонию (539). К. II освободил евреев из вавилонского плена, восстановил Иерусалим. Царствование К. II описано Геродотом в «Истории» и Ксенофонтом в романе «Киропедия» («Воспитание Кира»).
2. К. Младший (? - 401 до н.э.) - сын Дария II, наместник (сатрап) Лидии, Великой Фригии и Каппадокии (Малая Азия). После того как его брат Артаксеркс II стал царем Ахеменидского государства, К., собрав большое войско, пошел против него походом и погиб в битве при Кунаксе, близ Вавилона.
Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985. С. 12-55.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Династическое имя персидских царей. Наиболее известен Кир II Великий (Старший) (правил с 558 до 529 до н. э.), основатель Персидской державы, завоевавший Мидию, Лидию и Вавилон. Начиная с Геродота, который описал жизнь Кира, его принято представлять смелым, великодушным, терпимым к покоренным народам: например, он вызволил иудеев из вавилонского плена, восстановил разрушенный Иерусалим. Ксенофонт_ в своем сочинении "Киропедия" назвал его идеалом правителя.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
КИР
• Суrus,
??????, по-древнеперсидски Хуруж, по-еврейски Кореш, т. е. солнце (Plut. Alex. 1). Так назывался:
1. старший, основатель Персидской монархии. Из различных преданий о происхождении К. Геродот (1, 95) рассказывает то, которое было наиболее распространено между персами. Вот это предание: царь мидийский Астиаг, испуганный сновидением, предвещавшим, что он будет низвергнут с престола своим внуком, выдает единственную дочь свою Мандану не за мидийца, а за перса, имя которому было Камбис. Случайность сохраняет жизнь их сыну, которого Гарпаг, приближенный Астиага, должен был убить по приказанию своего господина. Его воспитывают пастухи; Астиаг впоследствии узнает в нем своего внука и дарует ему жизнь, но зато жестоко наказывает Гарпага за оплошность, допущенную им при исполнении данного ему приказания. По наущению Гарпага К., когда он возмужал, восстает во главе персов против Астиага и побеждает его, т. к. Гарпаг с мидийским войском переходит на его сторону. Астиаг, правивший 38 лет, попадает в плен, низвергается с престола в 559 г.. но безопасно живет у К. Hdt. 1, 107-130. Ктесий, напротив того, отрицает кровное родство между обоими и говорит, что К. только после победы женился на дочери Астиага ´??????. Этот рассказ гораздо правдоподобнее. Что же касается до Киропедии Ксенофонта, то это скорее роман и слишком уклоняется от истории. Исторически достоверно то, что К. происходил из княжеского рода, который со времен Фраорта господствовал над персами, находясь в подчинении у мидийских царей. Сын Ахемена был Теисп, сын Теиспа Камбис, отец К. Таким образом, К. был сын вассального царя и, по восточному обычаю, вероятно, в качестве заложника жил при дворе Астиага. Астиаг, может быть, после смети Камбиса не решался отпустить его в Персию. Когда К. (будучи 40 лет от роду) восстал против Астиага и победил его, он, говорят, сохранил ему жизнь и женился на дочери его. К. соединил как можно теснее мидян и персов, затем расширил свое царство покорением Лидии (см. Croesus, Крез), между тем как полководец его Мазарес подчинил малоазиатские города. Сам он пошел на Вавилон, разбил вавилонян в битве и взял город, отведя воду из Евфрата. Hdt. 1, 191. Его намерение было пойти также и на Египет; потому то он, может быть, и позволил евреям возвратиться из изгнания, чтобы привязать их к себе и заслужить их благодарности. Геродот (3, 201. 204. 214) рассказывает, что К. после 29-летнего царствования пал в войне против скифских масагетов, которых он сначала победил посредством военной хитрости. По рассказу же Ктесия, он пошел войною на скифских дербиков, упал в битве со слона и умер на третий день в лагере, после тридцатилетнего правления. В роще Пасаргад находилась могила К., которая под магометанским названием Мечеть Мадр-и-Сулейман (т. е. гробница матери Соломоновой) сохранилась до нашего времени в горной долине Мурхаб. Strab. 15, 730. Arr. 6, 29. Curt. 10, 5, 30;
2. К. Младший, сын царя Дария Нофа, который сделал его наместником Лидии, Великой Фригии и Каппадокии, а также главнокомандующим над всеми войсками низменной страны (Хеn. Hell. 1, 4, 3. Anab. 1, 9, 7). Последняя должность была отнята у Тиссаферна. К. находился в близких отношениях к хитрому спартанцу Лисандру, от которого он, вероятно, ждал поддержки в своих планах, задуманных им после смерти отца, и действительно, по общему мнению, он заслуживал более всех, царствовавших после К. Старшего, носить царский венец. Хеn. Anab. 1, 9, 1. Старания матери его Парисатиды доставить ему царскую власть, как сыну, родившемуся от Дария после его восшествия на престол, и обойти старшего сына Артаксеркса не увенчались успехом. Артаксеркс, вступив на престол в 405 г. до Р. X., по совету Тиссаферна, велел даже арестовать К. и приговорить его к смерти и только благодаря просьбам Парисатиды, отменил этот приговор. Хеn. Anab. 1, 1, 1-3. Plut. Artax. 3. Возвратившись в свою сатрапию, К. стал вооружаться, чтобы отомстить за оскорбление. Под предлогом обезопасить себя со стороны Тиссаферна, он соединился с малоазиатскими городами, велел повсюду набирать для себя греческих наемников, особенно пелопоннесцев, и заключил договоры с отдельными греками о доставлении себе войск. Хеn. Anab. 1, 1, 6. В 401 г., весной, собрал он свое войско у Сард и пошел с ними в Таре, сначала под тем предлогом, чтобы изгнать писидов, затем через Киликийский проход к Евфрату, наконец, перешедши Евфрат, вступил в Месопотамию и дошел до Кунаксы, селения, отстоящего на 500 стадий от Вавилона, где он встретился с Артаксерксом, вполне приготовившимся и ожидавшим его прибытия. У Артаксеркса было 400 000 человек войска, у К. же только около 100 000 азиатцев и 13 000 греков. Хеn. Anab. 1, 2, 9. 7, 10. Plut. Artax. 10. Греки на правом крыле одержали победу, точно так же К. в центре. Он подскакал к Артаксерксу и ранил его, но в то же время пал сам, убитый одним из спутников царя. У трупа была отрублена голова и правая рука, Хеn. Anab. 1, 10, 1. Прекрасная характеристика К. находится у Ксенофонта (Anab. 1, 9). Другие рассказы о его смерти у Плутарха (Plut. Artax. 10, 11). Греки в войске Кира (o? ???????, ?? ??????? ?????????) предприняли после того знаменитое отступление, описанное Ксенофонтом;
3. река в Иберии, н. Кура, берет начало в Коракских горах к югу от Кавказа и течет к востоку в Каспийское море, образуя в нижнем своем течении границу со стороны Албании. Ее притоки: Камбис (н. Гори) с Алазонием (н. Аласан), справа почти равный ей по величине Араке (н. Арас). Strab. 11, 505 сл.;
4. река в Персиде, называвшаяся также ??????, н. Пулвар;
5. река в Мидии, н. Шах-Руд.
КИР
Ис 44:28 и др.) — победитель трех могущественнейших народов древности: Мидян, Лидиям и Вавилонян, основатель Мидо-Персидской монархии и освободитель Евреев из Вавилонского плена. Первоначально он назывался именем Аградар, имя же Кир сделалось его царским титулом, когда он занял выдающееся место в общественной жизни и деятельности. Этот замечательный муж в первый раз упоминается в Свящ. Писании, как предмет пророчества, произнесенного пр. Исаиею, еще за полтора века, до его рождения (Ис 44:28). Который (т.е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою, и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму: ты будешь основан! так гласит означенное удивительное пророчество. Прежде чем Иудея сделалась Персидскою областью или прежде чем два колена были отведены в плен в Вавилон, пр. Исаия был вдохновлен Духом Божиим прямо изречь означенное пророчество с указанием даже имени Кира, как будущего освободителя Евреев от семидесятилетнего плена Вавилонского (Ис 41:2, 6, 44:28, 45:1). Он был особенным орудием в Деснице Божией для разрушения Вавилона (45:1-3). Свящ. Писание не упоминает о ранних летах жизни Кира, но мы можем заимствовать краткий очерк оной из Геродота и других светских классических историков. Отец Кира был Камбиз, потомок древних Персидских царей, но когда Кир родился, то он не был еще признан за лицо царского происхождения и жил в неизвестности; но вот Астиаг, царь Мидийский, выбрал Камбиза в мужья для своей дочери Манданы. По рождении Кира. около 599 г. до Р.Х., Астиаг, заботясь о безопасности своего престола, приказал было убить младенца, но это бесчеловечное предприятие, к счастью, не осуществилось и Кир оставался при Персидском дворе (Персия была присоединена тогда к Мидии), доколе среди вельмож и народа не вспыхнуло возмущение против Астиага, вследствие его несправедливого и жестокого правления. При вторичном столкновении Астиага с Киром первый был взят в плен и Мидийская монархия постепенно уступала свое место Персидской. Впрочем Кир не захватил еще кормила правления и владычества над Персиею, так как его дядя, Циаскар (упоминаемый под именем Дария в кн. пр. Даниила), был первым монархом Мидо-Персидской монархии. В видении пр. Даниила (гл. 8) упоминается об овне и козле и при этом овен представляется двурогим, что, по общему мнению комментаторов, относилось к царям Мидийскому и Персидскому. Действительно завоевания Кира простирались на з. до Егейского моря, на с. — по ту сторону Армении и на ю. — до Египта; но так как его завоевания и царство не составляли особого предмета означенного видения, то в пророчестве содержится только краткое указание на Кира, а о нем более не упоминается в Свящ. Писании до самого завоевания им Вавилона. Покорив Малую Азию, Кир обратил свое внимание на Вавилон, — этот золотой город, славу царств, красоту Халдейского величия, составлявший по-видимому давний предмет его честолюбивых намерений. Главные биографы Кира (Ксенофонт и Геродот) представляют жизнь и подвиги не совсем в одинаковом свете. Его завоевания, как мы уже заметили выше, распространились почти по всему свету, но самым блестящим из них было, конечно, взятие им Вавилона в 538 или 539 г. до Р.Х. Впрочем нет особенной нужды входить во все биографические подробности царствования Кира, за исключением разве тех событий из его жизни, которые непосредственно связывали его имя с историею народа Иудейского. Довольно сказать о Кире, что он был царем могущественным и мудрым, отличался благоразумием и мудростью в мирное время, равно как мужеством и храбростью в военное. Слава его царствования озарила особенным блеском всю историю Востока того времени, а Библия проливает еще новый свет на личность этого в высшей степени замечательного монарха. По взятии Вавилона, он приказал возвратить Иудеев, томившихся 70 лет в плену, в их отечественную землю, и щедро снабдил их денежными средствами к возобновлению Иерусалимского храма (1Езд 1-4). Откуда Кир мог узнать такое откровение, что Божественное существо называется “Господом, Богом небесным?” И как он узнал, что Господь повелел ему возобновить храм в Иерусалиме? О почему, презрев все языческие божества, он весь успех и величие приписал единому Господу Богу? Несомненно, он должен был иметь для сего какое либо особенное вразумление и духовное озарение свыше. Для решения этих важных вопросов остановимся вкратце мыслию на замечательном повествовании о Кире Иосифа Флавия, а этот историк говорит следующее: Кир, при чтении книги пр. Исаии, встретил между прочим следующее относящееся к своему лицу пророчество: “Который (т.е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму — ты будешь основан.”.. Так на то была особенная воля Божия, чтобы Кир, властитель великих и многих народов, отвел народ Иудейский в страну его и построил храм Господу! (Ис 44:28, Езд 1:1-4). Это было предсказано Исаиею за 140 лет до разрушения храма, потому когда Кир прочитал означенное пророчество и удивлялся Божественному могуществу и всеведению, им овладело сильное желание осуществить на самом деле предсказание; вследствие чего он созвал знатнейших Иудеев, находившихся в Вавилоне, и сказал им: “Кто есть из вас, из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, — и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме” (1Езд 1:3). По слову царя, более 42,000 Иудеев, покровительствуемые указом Кира, получивши от него в дар сосуды дома Господня и другие сокровища, взятые из Иерусалима еще Навуходоносором, возвратились в свое отечество и вскоре заложили храм Богу в Иерусалиме (1Езд 1:1-8, гл. 3). Впрочем, может быть, Кир был возбужден к такому великодушному делу и пр. Даниилом, который находился при царском дворе в царствование Кира в такой же силе, как и при его предшественнике, Дарие (Дан 6:29). Кир однако же не дожил до окончания построения Иерусалимского храма. В одном из сражений с Массагетами, воинственным народом, обитавшим на южных беретах Каспийского моря по ту сторону Армении, был ранен и умер от раны. Есть предание, что храбрая царица Массагетов, Томириса, в отмщение за убийство Киром ее сына, приказала отрубить ему голову и бросив оную в сосуд, наполненный, кровью, воскликнула: “Насыщайся кровью, которой ты постоянно жаждал!” Впрочем сказания о смерти Хира различны: так например Ксенофонт в своей Киропедии передает, что Кир спокойно умер в своем дворце и похоронен на своей родине в Персидском городе Пасаргадах и что прах его заключался в великолепной гробнице, которую охраняли особые жрецы. На Персидский престол по смерти Кира вступил старший сын его Камбиз. Но Персы, как говорит предание, долгое время по смерти чтили память Кира, называя его своим родителем.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990