(р. 19.12.1951) — спец. по арабо-мусульм. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Алма-Ата. Окончил филос. ф-т МГУ (1974), асп. кафедры истории заруб. филос. того же ф-та (1978). С 1979 работает в Ун-те дружбы народов (ныне РУДН — Росс. ун-т дружбы народов): асс., ст. преп., доц., проф., зав. кафедрой филос. (1988—1992), с 1994 по наст. вр. — зав. кафедрой истории филос., зав.отделением филос. и с 1996 — декан ф-та гуманит. и соц. наук. Канд. дисс. посвящена филос. Аль-Газали (1979); докт. дисс. — "Социальная философия мусульманского средневековья" (1989). Директор межвузовского Центра по изучению филос. и культуры Востока при Росс. ун-те дружбы народов. Отв. ред. филос. ежегодника тематической серии "Философская мысль континентов", гл. ред. ж. "В. РУДН. Сер. Философия". Науч. рук. издат. программы акад. монографий на рус. языке "Российские труды по востоковедению и истории философии" междунар. изд-ва "Эдвин Медлен Пресс". К.-действ. чл. Росс. академии соц. наук, действ. чл. Междунар. академии наук высшей школы, чл. Европ. об-ва центр.-азиатских иссл. К. является науч. рук. темы "Диалог цивилизаций: Восток — Запад" по программе "Университеты России". Под его руководством были проведены четыре междунар. филос. симпозиума "Диалог цивилизаций: Восток—Запад" (Москва. РУДН, 1992, 1995, 1997, 1999). В области арабо-мусульм. филос. К. провел первое в отеч. и заруб. ист.-филос. литературе комплексное иссл. соц. филос. мусульм. средневековья, показав взаимосвязь филос. и мусульм. права, раскрыв ключевую роль последнего в мусульм. идеологии. Мусульм. право при этом рассматривается как одна из первых форм теор. знания, в рамках к-рого были сформулированы осн. проблемы и методы гуманит. наук на мусульм. Востоке. Большое внимание в своих работах он уделяет реконструкции парадигмы класс. арабо-мусульм. филос., анализу формирования и функционирования политико-правовой культуры ислама, рассматривая фикх (мусульм. право) как концепцию "сакральной" легитимности гос-ва, показывая влияние полит. доктрин на практику развития Арабского халифата. В его работах дан целостный анализ формирования и развития соц. филос. вост. перипатетизма от учения о "добродетельном городе" аль-Фараби до концепции идеального гос-ва Ибн-Рушда в духе идей "естеств. права". Особое внимание при этом уделил филос. истории Ибн-Хальдуна и особенностям гуманист. традиций класс. арабо-мусульм. филос. За посл. годы им опубликован ряд работ по проблемам кросскультурного взаимодействия зап. и вост. цивилизаций, в к-рых раскрываются проблемы открытости цивилизаций к диалогу, вопросы устойчивости межцивилизац. диалога в процессе развития филос. знания, а также в условиях формирования и функционирования внешнеполит. доктрины России.
Соч.
: Концепция причинности в доктрине аль-Газали // В. МГУ. Сер."Философия". 1978. № 4; Проблема свободы воли в учении аль-Газали // Человек, сознание, мировоззрение. М., 1979; Идея совершенства в этике аль-Газали // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986; Социальная философия мусульманского Востока. М., 1987; Теория государства в мусульманском правоведении // Классический ислам. Традиционные науки и философия. М., 1988; Классическая арабо-мусулъ-манская философия: от социальной философии к философии истории. М., 1990; Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали // Человек как философская проблема: Восток—Запад. М., 1991; Современная философская компаративистика и теория историко-философского процесса // Проблема интеграции философских культур в свете компаративистского подхода. СПб., 1996; Ислам в контексте мусульманской цивилизации // В. РУДН. Сер."Философия". М., 1997; Классики арабо-мусульманской философии. Составитель, автор послесловия. New York, 1999. Т.1—2 (на рус. яз.); Из словаря арабо-мусульманской классики // В. РУДН. Сер. "Философия". 1999. № 1; Классическая арабо-мусулъманская философия в зеркале западноевропейской схоластики // В. РУДН. Сер."Философия". 1999. № 1; Ценности мусульманской культуры и опыт истории. (В соавт., на рус. яз.). New York, 1999.