, Эрнст Людвиг (Kirchner, Ernst Ludwig) 1880, Ашаффенбург-на-Майне — 1938, Фрауэнкирх-Вильбоден, близ Давоса. Немецкий живописец и график. Один из основоположников экспрессионизма. В 1901—1905 учился на архитектурном отделении Саксонского высшего технического училища (Дрезден), обучался живописи в школе Обриста и Дебшица в Мюнхене (1903—1904). В 1905 вместе с Хеккелем, Шмидтом-Ротлуфом и Ф. Блейлем основал объединение "Мост", положившее начало экспрессионизму в Германии. Кирхнер был идейным лидером группировки, участники которой работали в общей мастерской во Фридрихштадте (Дрезден), выезжая летом на этюды. Характерные сюжеты дрезденского периода — пейзаж, женская натура в мастерской или на пленэре. Живописная манера Кирхнера формировалась под влиянием французского постимпрессионизма, прежде всего — живописи Ван Гога. Контуры натурной формы растворяются в колышущейся массе прерывистых разноцветных мазков (Женский профиль и подсолнухи, 1906, частное собрание; Женщина в белом платье, 1908, частное собрание). Интерес художника к искусству Африки и Океании проявился в декоративной организации плоскостей, очерченных быстрыми пробегами темных линий (Две девушки, ок. 1910, Дюссельдорф, Художественный музей; Лежащая обнаженная перед зеркалом, 1910, Берлин, музей "Моста"). В 1911 вся группа переехала в Берлин. Здесь Кирхнер сосредоточился на изображении видов города и уличных сцен. Выхваченные из толпы типы (кокотки, фланеры, светские дамы и щеголи) обрисованы с гротескной выразительностью (Уличная сценка в Берлине, 1913, Берлин, музей "Моста"; Женщины на улице, 1915, Вупперталь, Музей фон дер Хейдта; Пять женщин на улице, 1913, Кельн, Музей Людвига). Сжатое пространство усиливает ощущение сутолоки, угловатые контуры топорщатся и вклиниваются друг в друга. В городских пейзажах перспектива круто вздымается вверх, линии улиц, набережных и площадей смещаются в судорожных изломах (Красная башня в Халле, 1915, Эссен, Музей Фолькванг; Красная набережная Элизабет в Берлине, 1912, Мюнхен, Гос. галерея современного искусства). "Жесткая" манера берлинского периода отчасти воспроизводит приемы ксилографии, которой увлекались художники "Моста". В портретах Кирхнера напряженность внутренней жизни модели передается резкими изгибами контура, лихорадочной кладкой мазков, всплесками форсированного цвета (Художник Оскар Шлеммер, 1914, Дармштадт, Музей земли Гессен; Автопортрет с бокалом вина, 1915, Нюрнберг, Германский нац. музей). С началом Первой мировой войны Кирхнер отправился добровольцем на фронт, но вскоре демобилизовался по причине тяжелой травмы (паралич рук и ног). В 1917 переселился в Давос (Швейцария), где его здоровье постепенно восстановилось. В Швейцарии Кирхнер писал сценки сельского быта и пейзажи. Его горные пейзажи с громоздящимися вершинами, перекатами долин, клубящимися формами облаков и снежных покровов запечатлели стихийную мощь природы (Лунная зимняя ночь, 1919, Детройт, Институт искусств; Давос под снегом, 1925, Базель, Художественный музей). Живопись Кирхнера конца 1920—1930-х пронизана реминисценциями югендстиля. Идиллические фигуры, плоскостные формы, ровно залитые цветом, описываются плавными изгибами линейных "арабесок" (Три обнаженных в лесу, 1934—1935, Людвигсхафен, Музей В. Хакка; эскизы к настенной живописи Музея Фолькванг в Эссене, 1929—1932). В 1931 Кирхнер был избран в прусскую Академию художеств. В 1937 нацистские власти конфисковали сотни его работ в ходе кампании по борьбе с "выродившимся" искусством. Охваченный отчаянием от политического режима, воцарившегося в Германии, художник покончил с собой.
Лит.: Grohmann W. Ernst Kirchner. Stuttgart, 1958; Ernst Kirchners Davoser Tagebuch / Hrsg. Griesbach l. Koln, 1968; Gordon D. E. Ernst Kirchner. Munchen, 1968; Henze A. Ernst Ludwig Kirchner. Leben und Werk. Stuttgart, 1980.
В. Крючкова
0.00 байт
Эрнст Людвиг кирхнер - скульптор
Имя Эрнста Людвига Кирхнера практически не рассматривается в ряду мастеров скульптуры. Однако, наряду с Эрнстом Барлахом и Вильгельмом Лембруком, он принадлежит к числу крупнейших мастеров скульптуры первой трети XX века.