КИРИК
1108 - после 1136) - дьякон, доместик (регент хора) Антониева монастыря в Новгороде, писатель. С именем К. связан памятник "Вопрошание Кириково" (канонич. вопросы и ответы на них епископа новгородского Нифонта), в к-ром нашли отражение черты быта новгородцев 12 в. В 1134 К. написал календарно-астрономич. трактат "Учение им же ведати человеку числа всех лет", к-рый позволяет судить об уровне математич. знаний в Др. Руси. В 1136 по поручению Нифонта К. составил Новгородский летописный свод 30-х гг. 12 века (Свод Нифонта). К. сыграл значит. роль в демократизации стиля и содержания новгородской летописи.
Лит.: Райнов Т., Наука в России XI-XVII вв., М.-Л., 1940; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-ист. значение, М.-Л., 1947; Щапов Я. Н., Кирик Новгородец о берестяных грамотах, "CA", 1963, No 2.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Кирик
Кирик - писатель XII века (родился в 1110 г., умер ранее 1156 г.), диакон и доместик (уставщик и регент) новгородского монастыря преподобного Антония римлянина. Ему приписывается сочинение: ""Се есть впрошание Кюриково, еже впроша епископа ноугородского Нифонта и иных"". Памятник этот (сохранен в рукописи XIII века и позднее) разделяется на три части, из которых вторая надписывается: ""Савины главы"", третья - ""Ильино впрошание"". Наиболее вероятно предположение А.С. Павлова , что Савва и Илия также были вопрошателями, и что памятник является соединением трех однородных произведений. ""Впрошание"" содержит в себе недоуменные вопросы касательно религиозных обрядов, постановлений достоинства книг и т. п., и ответы на эти вопросы, данные епископом Нифонтом и другими. Кирику принадлежит еще работа по пасхалии: ""Учение, им же ведати человеку числа всех лет"". ""Впрошание"" в полном виде издано профессором А.С. Павловым в ""Русской Исторической Библиотеке"", том VI. - См. Гр. Малышкин, ""О Кирике, писателе XII века и его сочинениях"" (""Смоленские Епархиальные Ведомости"", 1868, № 20, и 1869, № 4 и 5); В.Н. Бенешевич , ""Ответы епископа Нифонта Кирика в изложении Герберштейна"", в ""Русской Исторической Библиотеке"", том VI; С.И. Смирнов , ""Древнерусский духовник"" (Москва, 1914); В.В. Бобынин , ""Математические знания в России до XVI века"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1884, № 4).
Источник: Биографический словарь. 2008
Кирик
— диакон и уставщик новгородского Антониева монастыря, писатель XII в. Род. в 1108 г., ум. после 1137 г. От Кирика дошли до нас два сочинения, которые служат и источником для его биографии. Одно — "Впрашание Кюриково еже впроша епископа ноугородского Нифонта и инех", списки которого входили в состав многих старинных Кормчих книг — след., "Впрашание" было небезызвестно в древней практике нашей церкви; имеются свидетельства, что "ответы", составляющие вторую его часть, служили практическим руководством для священников при отправлении ими духовных обязанностей. "Впрашание", признаваемое одним из важных памятников русской словесности XII в., заключает в себе, во-первых, вопросы, предложенные Кириком относительно религиозных обрядов и постановлений, уместности с религиозной точки зрения различных житейских приемов, обычаев и проч., и во-вторых, ответы лиц, к которым были обращены вопросы, а именно епископа новгородского Нифонта, игумена, а потом новгородского епископа Аркадия, новгородского архиепископа Илии и нескольких лиц мало известных — напр., Савина, Клима, игуменьи Марины и епископского чернеца Луки. Помимо биографического своего значения "вопросы" эти позволяют составить выгодное понятие об уме и степени начитанности их автора. Священное писание, соборные постановления, творения святых отцов были, по-видимому, хорошо известны Кирику. Впервые напечатано "Впрашание" в "Памятниках российской словесности XII в.", изданных в 1821 г. Калайдовичем, но не вполне и не совсем исправно. Извлечение из него можно найти у Карамзина в его "Истории государства Российского", т. II, прим. 379. Другой труд Кирика, открыт в рукописном сборнике новгородской Софийской библиотеки под № 475 митрополитом Евгением, который изложил его содержание вместе с биографическими данными о Кирике в "Трудах Общества любителей российской словесности" за 1828 г., ч. IV, кн. I, стр. 122 и след. — труд этот: "Кириково учение, имже ведати человеку числа всех лет"; в другом списке, принадлежавшем М. П. Погодину, заглавие такое: "Сия книга 1 небеси сотворения, 2 исхода, 3 левитская" и проч. Это "Учение", представляющее собою хронологию и пасхалию и небезынтересное для истории развития математических наук в России, состоит из 18 параграфов. Со второго параграфа начинаются вычисления числа месяцев, недель, дней и часов, протекших от сотворения мира; далее идут: — учение об индикте, о солнечном круге, о лунном круге, определения числа "веков мира", протекших от Адама до года написания книги Кириком, древняя астрология, определение числа високосных годов, учение о великом круге, о составе года. В конце сообщается о годе написания "Учения" — 1137 г. Знаток пасхалий и счетной мудрости, Кирик пользовался в своих вычислениях способами средневековой математики, как известно, весьма сложной и запутанной.
Кроме названных статей Калайдовича и митр. Евгения статья Бобынина: "Математические знания в России до ХVI в." (в "Журнале Министерства Народного Просвещения" за 1884 г. № 4).
{Половцов}
Кирик
дух. писат., р. 1108, диакон и уставщик новгор. Антониева мон., † после 1137.
{Венгеров}
Кирик
(как теперь читают, но едва ли не вернее Клирик, без имени), автор известных "вопросов" Нифонту, епископу Новгородскому, 1156 г.
{Половцов}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
КИРИК
С именем К. в истории древнерусской письменности и культуры связывают сочинения диакона и доместика Антониева монастыря в Новгороде. Он жил, как следует из приписки к одному из его сочинений, в 1-й пол. XII в., обладал необычайно разносторонними знаниями, пытливым умом, но был слаб здоровьем (“худ бо есмь и болен”). Отечественные исследователи древнерусской письменности считают, что, бесспорно, он был автором так называемого “Вопрошания Кирика, иже воспроси епископа Нифонта и инех”, сочинения догматико-канонического характера, показывающего глубокую эрудицию и начитанность автора в исторических трудах византийского права, и автором математического трактата “Учение им же ведати человеку числа всех лет”. Кроме того, с именем К. связывают отдельные статьи под 1136— 1137 гг. в Новгородской Первой летописи. Существовали гипотезы о том, что К. был также переводчиком исторического сочинения Константинопольского патриарха Никифора (2-я пол. VIII— нач. IX в.), известного в древнерусских рукописях как “Летописец вскоре”, “Летописчик вскоре”, “Летописец вкратце”, и большого по объему сочинения “Пятикнижие” Моисея. Существует немало изданий и исследований, связанных с изучением рукописного наследия К. По-видимому, одно из первых упоминаний о К. в историко-филологической традиции — письмо 1820 г. известного собирателя и знатока древностей К. Ф. Калайдовича к государственному канцлеру графу Н. П. Румянцеву. С именем Калайдовича связано и первое издание “Вопрошания Кирика” и заключительной части “Учения о числах”. Следует отметить, что текст “Вопрошания” до сих пор не изучен ни в текстологическом, ни в источниковедческом аспектах и исторически не прокомментирован. Это сочинение отразило самые разнообразные стороны жизни древнего Новгорода. Из него мы узнаем о существовании регламентированных уставных правил, по которым строились взаимоотношения между церковными людьми и простыми прихожанами, о том, что в Новгороде в 1-й пол. XII в. особенно остро стояли вопросы крещения, причащения, перехода из латинской веры в православие, узнаем о новгородских паломниках в Иерусалим и Царьград, о почитании в среде новгородских книжников византийских богословов — Василия Великого, Иоанна Постника, Тимофея Александрийского. К. знал и о существовании апокрифов (“ложных книг”), чтение которых осуждалось церковью. Особенно дискутировались среди новгородских книжников жизненные вопросы, связанные с рождением, браком (неверностью жены и мужа, о наследственных правах детей), смертью— например, предписывалось хоронить тело покойника до захода солнца; и если случится найти непогребенные кости — обязательно их захоронить. Мы узнаем, что в Новгороде во времена К. широко употреблялись берестяные грамоты и что порицались горожане, которые случайно на них наступали, узнаем кое-что и о пище новгородцев в XII в. (они употребляли в пищу горох, бобы, чечевицу, пшеницу, конопляное и горчичное масло; ели рыбу, мясо, овощи и т. д.). Древнейший список “Вопрошания” сохранился в Новгородской Кормчей XIII в. Второе сочинение К.— “Учение о числах”— может представить интерес для истории математической и астрономической мысли Древней Руси. К.— первый известный нам по имени русский математик. Исследователи считают, что он изложил в своем трактате систему вычисления дня Пасхи и основы теории календарного счета. Кроме того, в сочинении К. обнаруживаются космологические представления о круговой модели движения времени, ее связи с характером видимого перемещения небесных тел. Эти воззрения К. мог почерпнуть из каких-то не дошедших до нас космографических сочинений, в которых отразились представления античной науки (в частности, пифагорейской школы). Что же касается связи сочинения К. с византийской хронографической традицией, то она, безусловно, существовала, хотя этот вопрос также нуждается в более полном и тщательном доследовании. Изд.: Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в.—М., 1821.— С. 165—203; Е [вгений]. Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому // Труды и летописи ОИДР.— М., 1828.—Ч. 4, кн. 1.—С. 122—129; “Се и есть въпрошание Кюриково, неже въпраша иепископа ноугородъскаго Нифонта и инех” / Подг. А. С. Павлов // Памятники древнерусского канонического права.— СПб., 1880.— Ч. 1 (Русская историческая библиотека, т. 6).—Стб. 21- 62; Степанов Н. В. Заметки о хронологической статье Кирика (XII век) // ИОРЯС.— 1910.—Т. 15, кн. З.—С. 129—150; Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины.—М., 1912.—С. 1-27; Зубов В. П. Примечание к “Наставлению, как человеку познать счисление лет” Кирика Новгородца // Историко-математические исследования.—М., 1953.—Вып. 6.—С. 173—212 (Фотографическое воспроизведение текста “Учение о числах”). Лит.: К[алайдович] К. Ф. Прибавление к статье “О времени перевода нашей Библии” // Труды ОЛРС.—М., 1823.—Ч. З.—С. 169— 173; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение.—М.; Л., 1947.— С. 203—204, 211—212, 442; Щ а п о в Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси XI—XII вв.—М., 1978.—С. 179— 180; Симонов Р. А. Кирик Новгородец ученый XII века.— М., 1980; ПиотровскаяЕ. К. Кирик Новгородец // Словарь книжников.— Вып. 1.—С. 215—217; Об одном списке “Учения о числах” Кирика Новгородца из собрания архива ЛОИИ СССР АН СССР// ТОДРЛ.- 1985. -Т. 40.— С. 379—384. Е. К. Пиотровская
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996