(в миру Константин Лукьянович) — сын священника, род. в с. Воздвиженском (возле Троице-Сергиевой Лавры), 14 мая 1788 г.; ум. в С.-Петербурге 28 марта 1841 г.; погребен в лавре. Учился в лаврской духовной семинарии, причем по смерти отца (в 1806 г.) состоял стипендиатом митрополита Платона; в 1809 г, поступил в С.-Петербургскую духовную академию; по окончании в ней курса со степенью магистра богословия (1814) оставлен при ней бакалавром; 28 августа 1814 г. пострижен в монашество; в 1817 г. назначен ректором Полтавской духовной семинарии и настоятелем Лубенского монастыря, — а в 1819 г. определен ректором Московской духовной академии и настоятелем московского Новоспасского монастыря; в 1822 г. возведен в степень доктора богословия за "Толкование послания к евреям" (осталось в рукописи); в 1824 г. возведен в сан епископа дмитровского, викария московской епархии; 26 марта 1827 г. назначен епископом вятским; в Вятке особенно заботился о христианской миссии среди язычников-инородцев; 24 января 1832 г. назначен архиепископом подольским; заботился об исправлении разных нестроений епархиальной жизни, об улучшении быта крепостных крестьян и т. п. Несмотря на непродолжительное управление обеими епархиями оставил по себе самую добрую память, сохраняющуюся и доныне. Преосвященный Кирилл находился в самых близких отношениях к митрополиту московскому Филарету и пользовался большим расположением знаменитого святителя. Памятником этих отношений остались письма к нему митрополита Филарета за время с 1817 г. по 1840 г., числом до 40; митрополит Филарет сам составил "чин" для отпевания преосвященного Кирилла и сам исправил краткое жизнеописание Кирилла, составленное его племянником, профессором Московской духовной академии П. С. Казанским — жизнеописание это напечатано при первом томе его "Полного собрания слов и учений", вышедшего в Москве в 1854 г. в 3-х частях; отдельные сборники проповедей преосвященного Кирилла вышли в Москве в 1832, 1833, 1835, 1837 и 1840 гг. и в Петербурге в 1835 и 1837 г. Преосвященный Кирилл был замечательный проповедник; на Волыни его проповеди привлекали целые массы слушателей; и в числе их бывали не только католики, представители местного польского общества, но даже и евреи. Умер в Петербурге, куда был вызван для присутствования в Св. Синоде.
"Христианское Чтение", 1888, №№ l, 10—12: "Собрания мнениц и отзывов митрополита Филарета", т. I — по указателю; Геннади, "Словарь"; Батюшков, "Подолия".
{Половцов}