Кирилл (ум. 1262 г.) – епископ Ростовский, возможный автор поучений. Сведения о нем содержатся в Летописи Лаврентьевской. В 1230 г. ростовские князья Василько, Всеволод и Владимир послали в Суздаль, к отцу своему Юрию Всеволодовичу, с просьбой отпустить на опустевший с уходом в монастырь Кирилла, епископа Ростовского (ум. 1230) епископский стол игумена и архимандрита монастыря Рождества Богородицы – также К. В Ростове К. торжественно встречают князь, бояре и горожане. В 1231 г. в Софийском соборе в Киеве К. официально ставит епископом Ростову, Ярославлю и Угличу полю Кирилл (ум. 1233), митрополит Киевский; по этому случаю в Киево-Печерском монастыре происходит торжественная трапеза. Далее в летописи говорится о деятельности епископа: он освящает храмы, сочетает браком князей и княгинь, в тяжелые годы борьбы с монголо-татарским нашествием погребает великого князя Юрия Всеволодовича, погибшего в битве на р. Сити, а затем и своего духовного сына – князя Василька Константиновича, убитого татарами. Летописец подчеркивает авторитет К. и его «книжность»: народ собирался в соборную церковь в Ростове послушать «ученья его еже от святых книг». Удивляется летописец «любовному ученью же и тщанью» епископа, называет его «словесе детелем» и «учительным» (см.: Лаврентьевская летопись. – ПСРЛ, 1962, т. 1, стб. 453, 456–459, 465–469, 471–476). Эта оценка, содержащаяся в летописи, дала основания считать К. выдающимся церковным писателем и проповедником. Однако еще Е. Петухов допускал, что похвалы «книжности» К. могли быть лишь «риторической формулой», параллели которой исследователь обнаружил в греческом источнике, и что восторженная оценка могла проистекать из личных отношений летописца к епископу или из стремления «выставить и восхвалить своего епископа в противовес другим областям» (Петухов. К вопросу, с. 3). Эта догадка подтверждена: Н. К. Никольский установил, что похвала К. в летописи в «главной своей части... представляет дословный перевод начала пролога (или глав) диакона Евфалия к посланиям апостола Павла».
Сочинения, приписанные Филаретом К. епископу ростовскому и не имеющие пока убедительной атрибуции, следующие: 1) «Слово святого Кирилла епископа о том, яко не забывати учителей своих» (нач.: «Аще кто велик святитель или малых...») в рукописи XVI в., ГИМ, собр. Уварова, № 515/1788, на л. 346 об.; 2) «Поучение святого отца Кирилла архиепископа» (нач.: «Духовное убо семя в ваших душах...»). Оно входит в «Измарагд» 2-й редакции, где составляет гл. 65. В «Измаргаде» ГПБ (Солов. собр., № 259/270) это поучение приписано «Кириллу Философу, архиепископу Катанскому». Именно так именовался в некоторых списках проложного жития Кирилл Философ – создатель славянской письменности; 3) «Слово святого отца Кирилла о первозданном» (нач.: «Созда бог Адама от земля и от ребра его...»), читается в Измарагде, гл. 114; 4) «Слово святого отца Кирилла, о страсе божий» (нач.: «Всегда, любимии братие и сестры, имеем страх божий...»), там же, гл. 119; 5) «Слово святого отца Кирилла о исходе души и о двунадесяти мытарствах» (нач.: «Сея же тайны не сведят мнози...»), там же, гл. 129. В Измарагде 1-й редакции читается сходный текст под заглавием «Слово от святых книг святаго отца Кирилла (в некоторых списках добавляется – философа)» (нач.: «Понеже не всем тайна откровена бысть...»). Это же слово читается в годовом «Златоусте» в 19 неделю после недели «всех святых» с заглавием: «Слово святого отца нашего Кирилла о небесных силах и чего ради создан бысть человек» (нач.: «Понеже тайна сия не всем откровена...»). Одноименная статья, читающаяся в неделю 28 после недели «всех святых», имеет то же начало, но в дальнейшем тексты статей существенно различаются; 6) «Слово святого отца Кирилла о небесных силах» (нач.: «От небытия в бытие благий человеколюбец бог...»), читается в Измарагде 2-й редакции, гл. 164; 7) «Слово святого отца Кирилла архиепископа Киприйского о злых духах» (нач.: «Многи погании еллини, манехеи в бесы веруют диаволом прелщены, а мы суще, рекше, истинныя християне...») опубликованное в «Москвитянине» по неизвестной рукописи и «Слово святого отца нашего Кирилла о злых и неверных человецех» (нач.: «Мнози неверныя моновениям в бесы веруют и во дьяволы, прелщены, мы же, сущия крестьяне...») XVII в., опубликованное Е. В. Петуховым (по списку ГПБ, Q.I.64), представляют собой две редакции одного памятника (текст, опубликованный в Москвитянине», более полный), которые Филарет ошибочно принял за две разные статьи. 8) «Слово в неделю 6-ю (в некоторых списках – 7-ю) по пасце на собор святых отец 300 и 18, сшедшихся на Ария еретика в Никеи» (нач.: «Днесь память святых отец чтется...»). Эта статья регулярно читается под указанными днями в списках пятидесятного и годового Златоуста. Из перечисленных статей 1-я, 3-я, 4-я и 5-я были опубликованы М. И. Сухомлиновым вместе с сочинениями Кирилла, епископа Туровского.
Изд.: Слово св. Кирилла. – Москвитянин, 1844, № 1, с. 241–245; Еще одно поучение Кирилла Туровского по неизданным спискам. – ИпоРЯС, 1855, т. 4, вып. 4, стб. 177–184; Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858, т. 2, вып. 1. О сочинениях Кирилла Туровского, с. 109–119, 125–128, 130–131, 135–136; Поучения Кирилла, епископа Ростовского. – ПС, 1859, ч. 1, с. 244–258; Петухов Е. В. К вопросу о Кириллах – авторах в древней русской литературе. СПб., 1887, с. 3–4, 13–16 (СОРЯС т. 42, № 3).
Лит.: Филарет. Обзор, с. 56–58; Никольский Н. К вопросу о проповеди Кирилла II, епископа Ростовского. – Библиографическая летопись. СПб., 1914, т. 1, с. 122–124.
О. В. Творогов