Кирилл (Семенович Терлецкий) - епископ Лужский и Острожский (умер в 1607 г.). Происходя из небогатого рода православных дворян, Кирилл не получил систематического образования и занимал в молодости судебную должность. Впоследствии он принял духовное звание и в 1560-х годах был протопопом в Пинске. В 1572 г. приняв, после смерти жены, монашество, Кирилл был назначен пинским епископом. Управление его ознаменовалось заботами о неприкосновенности церковных имений и увеличением архиерейских доходов. В 1585 г. Кирилл выхлопотал себе богатейшую кафедру Лужскую и Острожскую. Стяжательность его не замедлила обнаружиться и здесь; личная жизнь его была далеко не безупречна. Неоднократно в судебном порядке его обвиняли в тяжких преступлениях. Среди церковных братств началось движение в пользу подчинения западнорусской церкви папе. Вместе с епископом Брестским Ипатием Поцеем Кирилл явился энергичным деятелем этого движения. В 1595 г. Кирилл и Поцей от лица всех епископов приняли унию. 8 марта 1596 г. уния была торжественно объявлена. Негодование православных было велико; на соборе епископы низложили Кирилла, но он получил от короля особую охранительную грамоту и в пожизненное управление Кобринский Спасский монастырь, со всеми имениями. Упрочив свое положение, Кирилл потерял интерес к унии и продолжал вести широкий образ жизни. И современники, и опубликованные в недавнее время документы рисуют Кирилла недостойнейшим пастырем и невысокой нравственности человеком. - Литература: О. Левицкий , ""Кирилл Терлецкий, епископ Лужский и Острожский"" (Киев, 1885); его же, ""Южнорусские архиереи в XVI - XVII веках"" (""Киевская Старина"", 1889, I, 49 - 100); П.Н. Жукович , ""Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией"" (Санкт-Петербург, 1901); Dr. Jul. Pelesz; ""Geschichte d. Unien d. ruthenischen Kirche mit Rom"" (Берлин, 1878).
Кирилл Семенович Терлецкий
— епископ луцкий и острожский, один из творцов унии, происходил из обедневшей отрасли некогда знатного русско-шляхетского рода, имевшего поместья в Галиции; родился, по-видимому, в Пинске, где был протопопом и сильно бедствовал. Овдовев, принял монашество и в 1572—73 гг. прямо возведен был в сан епископа пинского и туровского, не по избранию паствы, а по назначению польского правительства. В 1585 г. К. получил от Стефана Батория одну из богатейших южнорусских епархий — луцкую и острожскую. Будучи епископом, К. заботился исключительно о личном своем обогащении, о восстановлении и расширении своих владельческих прав, вел беспрестанные судебные тяжбы, весьма часто предпринимал вооруженные "наезды" на поместья своих противников, разорял села, причем нередко лично предводительствовал своими гайдуками, вообще вел жизнь не духовного лица, а богатого магната того времени, навлекая на себя обвинения в целом ряде тягчайших преступлений. Константинопольский патриарх Иеремия, прибыв в 1588 г. в южную Россию, подверг его осуждению, но хитрый и ловкий К. (митрополит Михаил Рогоза называл его "райским змеем" и "коварной лисицей") успел оправдаться перед патриархом настолько, что последний назначил его своим экзархом. Когда возбужден был вопрос об унии западнорусской православной церкви с римской, К. был одним из первых, примкнувших к видам польского правительства и папы. В 1595 г., вместе с Ипатием Поцеем (см.), он ездил в Рим, где не только присягнул на иерархическое подчинение папе, но и принял всецело учение римской церкви. Вернувшись из Рима, К. открыл в Бресте собор, которым 8 октября 1596 г. и провозглашена была уния (см.). Что К. стремился лишь к уравнению своего положения с широкими правами вельможных католических епископов, всего лучше доказывается тем, что после провозглашения унии он, в противоположность Ипатию Поцею, не принимал никаких мер к упрочению ее в народе, продолжая веселую жизнь богатого магната. † в 1607 г.
Ср. Левицкий, "Южнорусские архиереи XVI-XVII вв." ("Киевская Старина", 1882 г., кн. I).
{Брокгауз}