р. в двор. семье, еписк. Луцкий, † 1607.
{Венгеров}
р. в двор. семье, еписк. Луцкий, † 1607.
{Венгеров}
(Семенович) — епископ лужский и острожский, ум. в 1607 г. Происходил из небогатого рода православных дворян. Он не прошел правильного школьного образования, а, по-видимому, по примеру многих других дворян того времени, упражнялся в письмоводстве, знакомился с делами в какой-нибудь канцелярии городского или земского суда: латинского языка он и впоследствии не знал, но был очень опытен в юридических делах. В 1560-х годах занимал должность "протопопа" соборной церкви в г. Пинске и в 1572 г. был назначен пинским епископом. Управление свое этою епархиею Кирилл ознаменовал главным образом стараниями приобрести имущество лично для себя или по крайней мере для своей кафедры. В 1585 г. он испросил себе у короля сделавшуюся вакантною кафедру лужской и острожской епархии. Эту епархию, принадлежавшую к числу богатейших, Кирилл нашел в очень расстроенном положении; он ревностно принялся водворять в не и порядок и первое время пользовался большим уважением со стороны кн. Константина Острожского, который думал, что в лице нового епископа он нашел деятельного и истинного пастыря церкви. Но вскоре Острожский лишил Терлецкого своего расположения: не только обнаружилась крайняя стяжательность епископа, который не затруднялся прямо вооруженною силою отнимать у других то, что почитал принадлежащим себе, но раскрылось множество фактов, свидетельствовавших о крайне недостойном образе личной жизни этого иерарха. По своему образу жизни Кирилл Терлецкий являлся типичным представителем тех, к сожалению многочисленных, иерархов западно-русской церкви, которые своею безнравственностью и полным нерадением о своих пастырских обязанностях совершенно подорвали в своей православной пастве всякое доверие и уважение к своим иерархам. В виде протеста против этого возникли многочисленные церковные "братства", которые и получили от патриарха право наблюдать за жизнью и нравственностью не только светских, но и духовных, и даже противиться епископу "как врагу истины", если он станет нарушать церковные правила. Деятельность этих братств в значительной степени стесняла епископов. У некоторых из них являлась мысль подчиниться римскому папе, чтобы избавиться от подчинения и подсудности константинопольскому патриарху, который оказывал всегда большее доверие и поддержку братствам в их столкновениях с епископами, и чтобы приобрести лучшее положение пред светскою католическою властью Польши. В июне 1591 г. на съезде в Бресте четырьмя епископами была составлена грамота о готовности их на некоторых условиях, подчиниться римскому престолу; хлопотать о приведении этого в исполнение поручено было Терлецкому. После продолжительных хлопот в 1594 г. составлены были "артикулы", на основании которых должна была быть заключена уния. Одинаковое участие с Терлецким принимал в том деле и епископ брестский Ипатий Потей. В конце сентября следующего года Кирилл и Ипатий выехали в Рим; 23 декабря 1595 г. в заседании священной коллегии эти епископы изложили свое дело и от лица всех остальных архиереев присягнули на вечное единение с римскою церковью. 3 марта 1596 г. они возвратились в Луцк и уния была торжественно объявлена. Известно, какое негодование вызвала она в большей части православного общества. Многие епископы составили собор и постановили низложение Терлецкого. Но он, добившись того, чего собственно он искал — обезопасив себя защитою и покровительством папы, не принимал более почти никакого активного участия в разгоревшихся спорах и волнениях; он жил на доходы своей теперь богатой епархии, возмущая по-прежнему лучшую часть своей паствы своим образом жизни, вовсе недостойным духовного лица.
Левицкий, О., "Кирилл Терлецкий, еп. лужский и острожский", Киев, 1885; его же "южно-русские архиереи в XVI — XVII в., "Киев. Стар.", 1889, 1, 49—100; Коялович, "Литов. церк. уния"; Жукович, "Борьба против унии", 1897.
{Половцов}
Кирилл Терлецкий
— епископ Луцкий и Острожский.
Происходил из небогатого рода западнорусских дворян.
Школьного образования не получил.
С 1560 года занимал должность протопопа в городе Пинске. Овдовев, принял монашество и в 1572—1573 годах возведен был в сан епископа не по избранию паствы, а по назначению польского правительства.
С 8 июля 1576 года — епископ Туровский и Пинский.
В 1585 году испросил себе у короля освободившуюся Луцкую кафедру. Будучи епископом, Кирилл заботился исключительно о личном своем обогащении, о восстановлении и расширении своих владельческих прав, вел беспрестанные судебные тяжбы, часто предпринимал вооруженные наезды на поместья своих противников, вообще вел жизнь не духовного лица, а богатого магната того времени, навлекая на себя обвинения многих лиц.
Константинопольский патриарх Иеремия, прибывший в 1588 году в южную Россию, предал Кирилла суду. Но хитрый и ловкий Кирилл (митрополит Михаил (Рагоза, † 1599) называл его "райским змием" и "коварной лисицей") сумел оправдаться перед патриархом. Он завладел грамотами, которые патриарх послал митрополиту Киевскому и епископу Мелетию Владимиро-Волынскому, поручая им собрать Собор по этому делу. Таким образом, Собор не состоялся. Епископ Кирилл был явным сторонником унии. В 1590 году на Соборе в Бресте он успел получить чистые бланки с печатями епископов, выданные для ходатайства перед королем о защите Православной Церкви. Около этого же времени постриг в монашество Ипатия (Поцея, 11613).
В июне 1591 года на униатском съезде в Бресте участвовал в составлении грамоты о готовности подчинения Римскому престолу.
12 июня 1595 года вместе с Ипатием (Поцеем) написал на полученных ранее чистых бланках с подписями и печатями епископов прошение королю и папе с согласием на принятие унии всем духовенством и народом.
В том же году он вместе с Ипатием (Поцеем) ездил в Рим, где не только присягнул на иерархическое подчинение папе, но и принял всецело учение Римской Церкви. Вернувшись из Рима, Кирилл открыл в Бресте Собор, на котором 8 октября 1596 года и провозглашена была уния.
Во время поездки в Рим православными иерархами Кирилл был лишен сана и кафедры.
Скончался в 1607 году. Архимандрит Захария (Копыстенский) писал в "Палинодии" о странной судьбе, постигшей предателей Православия. О Кирилле Терлецком сказано следующее: "Украшенный смертоубийством, блудодеянием и многими подобными делами и еще при жизни лишившийся носа от нечистой болезни, напился пьян, и как изверг душу, не видали".
Литература:
Левицкий О. И. Кирилл Терлецкий, епископ Луцкий и Острожский. — СПб., 1885. Левицкий О. И. Южно-русские архиереи в XVI— XVII вв.
Литовская церковная уния. Исследования М. Кояловича: в 2 т. — СПб., 1859—1861. Жукович П. Н. Борьба против унии на современных ей литовско-польских сеймах (1595— 1600 гг.). — СПб., 1897.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 412—416. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 1044,1046.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 30, 43.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 618.
Исторический вестник. — СПб., 1886, январь, с. 224.
Русская старина. — СПб., 1886, февраль, с. 504.
Русский паломник. — 1914, № 12, с. 181—186. Журнал Московской Патриархии. — М., 1954, № 5, с. 32.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 10, с. 401. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1306. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 15 (кн. 29), с. 121.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 645—662. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. — М., 2001, с. 532.
Кирилл Терлецкий
епископ Лугский и Острожский 1585—97 г., писатель, 16-й еп. Туровской 1576—85 г.
{Половцов}