КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ
ок. 1130-х гг. - не позднее 1182), епископ г. Туров, писатель, проповедник. Современники называли К. Т. "русским Златоустом". Автор торжественных "Слов", поучений, молитв, канонов. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ
1130-е гг. - не позднее 1182) - древнерус. писатель, выдающийся мастер торжественного красноречия - одного из ведущих жанров древнерус. литературы, епископ Турова. Соч. К. Т. пользовались огромной популярностью; поэтому многие тексты, и не принадлежавшие ему, в древнерус. рукописной традиции надписывались его именем. Несомненно подлинными соч. К. Т. могут считаться: 8 речей, или "слов", на различные церк. праздники; "Притча о человечестей души и о телеси" (О слепце и хромце); "Повесть о беспечном царе и его мудром советнике"; "Сказание о черноризчестемь чину", а также ряд гимнографич. творений. К. Т. написал ряд посланий Андрею Боголюбскому, к-рые до нас не дошли. "Слова" К. Т. являются типичными произведениями древнерус. ораторского иск-ва. Находясь в отношении формы, а отчасти и содержания в зависимости от визант. церк.-ораторской прозы, "слова" К. Т. по своему изложению - произведения оригинальные и самостоятельные. Поэтич. характер "слов" К. Т. сближает их с др. лит. памятником 12 в. - "Словом о полку Игореве". Произведения К. Т. свидетельствуют о высоком развитии культуры Руси в 12 в.

Лит.: Виноградов В., О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского, в сб.: В память столетия Моск. духовной академии, ч. 2, Сергиев Посад, 1915; Еремин И. П., Притча о слепце и хромце в др.-рус. письменности, "Изв. ОРЯС", 1925, т. 30; его же, Лит. наследие Кирилла Туровского, ТрОДРЛ, т. 11-13, 15, М.-Л., 1955-58.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ
ок. 1130 - не позднее 1182), епископ, духовный писатель, которого современники называли "Златоустом, паче всех воссиявших на Руси". Кирилл прилежно изучал божественные книги и был начитан в них. Постригся в монахи, предавался аскезе, стал затворником, "столпником". По просьбе князя и народа в 1169 стал епископом в г. Турове. Кирилл активно участвовал в политической и идеологической борьбе своего времени, возможно, в теологических спорах. В "Сказании" (XIII в.) сообщается, что он обличал лжеучение Федора, поставленного епископом кн. Андреем Боголюбским без санкции Киевского митрополита. Толкование притчи о Слепце и Хромце ("Притча о душе и теле") является обличительным памфлетом против ростовского еп. Федора. Кроме того, Кириллу принадлежат "слова" на церковные праздники, каноны, молитвы, похвалы святым. В своих произведениях он опирался на византийские образцы знаменитых проповедников Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Симеона Логофета, Епифания Кипрского и др., в его "словах" ораторское красноречие Древней Руси достигло расцвета. Кириллу Туровскому приписываются многочисленные произведения, из которых бесспорно ему принадлежат уже упомянутая "Притча о душе и теле", "Повесть о белоризце и о мнишестве", "Сказание о черноризском чине". Наиболее известны его "слова", написанные на двунадесятые праздники и на воскресные дни пасхального цикла. Его творения, поражающие своей духовной красотой, показывают блестящее знание святителем греческого языка и святоотеческой литературы. Они составляли излюбленное чтение наших предков и были широко известны в других славянских странах. До нас дошли его двадцать четыре молитвы, покаянный канон и двенадцать проповедей, посвященных монашеской жизни и главнейшим праздникам.
За год до своей кончины он вернулся на покой в свою обитель и окончил там свою жизнь в строгих иноческих подвигах.
Память свт. Кириллу отмечается 28 апреля/11 мая и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000