КИРИЛЛ
в миру Константин Илларионович Смирнов) (1863-1937), митрополит Тифлисский и Бакинский (1918). По завещанию патриарха Тихона - первый кандидат в местоблюстители патриаршего престола. С 1919 в заключении, с 1920 митрополит Казанский и Свияжский, с 1922 в ссылке. Расстрелян.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Кирилл
св., проповедник XII в., еп. Туровский.
{Венгеров}
Кирилл
митрополит киевский, † 1233.
{Венгеров}
Кирилл
препод., дух. писат., игумен Белозерск. мон., † 9 июня 1427.
{Венгеров}
Кирилл
миссионер, игумен, основат. Астраханского Троицкого мон., † 1576.
{Венгеров}
Кирилл
иеромонах церкви Имп. Акад. наук, проповедник 1771 г.
{Венгеров}
Кирилл
иеромонах, авт. проповеди (СПб., 1817).
{Венгеров}
Кирилл
архим. единоверч. Корсунск. м-ря, деятель единов. церкви, р. 1764, † 6 с. 1826.
{Венгеров}
Кирилл
епископ вятский, проповедник 1830 гг.
{Венгеров}
Кирилл
епископ Дмитровский, проповедник 1832 г.
{Венгеров}
Кирилл
историк, ключарь Астрах. собора.
{Венгеров}
Кирилл
сотр. "Яросл. епарх. вед." 1870 гг., иеромонах.
{Венгеров}
Кирилл
старообрядец, митроп. белокриницкий, † 1873.
{Венгеров}
Кирилл
архимандр., авт. повести "Злато" (СПб., 1895).
{Венгеров}
Кирилл
архимандр., сотрудн. "Известий по Казанской епархии" за 1898 г.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
КИРИЛЛ
подлинное имя – Константин, 826 – 869) – уроженец Фессалоники (Солуни), младший брат Мефодия («солунские братья»). После окончания элементарной школы в Фессалонике он приехал в Константинополь по приглашению логофета Феоктиста для продолжения образования в Магнаврской высшей школе, где его учителем был будущий патриарх Фотий. Предполагают, что Кирилл работал библиотекарем в патриаршей библиотеке, затем преподавал философию (в ряде сочинений известен как Константин Философ). Помимо греческого, он владел несколькими языками: еврейским, арабским, позднее латинским и болгарским. В составе дипломатической миссии Кирилл посетил Багдадский халифат (851 г.), в 860 г. вместе с Мефодием был отправлен в Хазарский каганат, где в Корсуни (Херсонесе) нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «рушкым письмом». По преданию, вблизи Херсонеса (Корсуни) он обнаружил мощи Климента Римского. Кирилл принимал участие в теологических дискуссиях с иконоборцами, высшим магометанским духовенством и с венецианскими «треязычниками». В 863 г. византийский император Михаил III направил братьев в Великую Моравию (см. Мефодий). Из «Жития Кирилла» и сообщений папского библиотекаря Анастасия, знавшего его лично, известно, что Кирилл написал «Похвалу Григорию Назианзину», «Слова на перенесение мощей преславного Климента» (повествование об обретении мощей и проповедь о деяниях Климента), стихотворную похвалу Клименту, изгнанному римским императором Траяном в Херсонес Таврический и принявшему там мученическую смерть. Кириллу приписывают также «Проглас» – своеобразное стихотворное предисловие (из 100 стихов ямбического характера) к Евангелию, переведенному им же. Автор призывал всех славян обратиться к этой книге, чтобы охранить душу от «мерзостного гниения». В Моравии Кирилл «сложил письмена» – азбуку для славян, как предполагают, глаголицу, которая позднее была заменена кириллицей, и закончил перевод Евангелия на славянский язык. Вместе с Мефодием он обучал «славянскому письму» в Паннонии. Кирилл скончался в Риме, его гроб был установлен в церкви св. Климента.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
КИРИЛЛ
монашеское имя Просветителя Славян (827- 869); в миру его называли Константин Философ. Был родом из города Суха близ Салоник в Византии, окончил высшую школу в Константинополе и некоторое время оставался при вей профессором философии; потом решил посвятить себя деятельной проповеди христианства, принял монашество и вместе с младшим братом Мефодием ушел а монастырь на Битинском Олимпе. Около 860 г. Византийский император Михаил III поручил братьям составить славянскую азбуку и перевести на славянский язык богослужебные книги. По биографическим данным. Кирилл тотчас же отправился в Казарию и проповедуя там христианство изучал местные славянские диалекты. Надо думать, что на Дону и на Сев. Кавказе он искал и нашел первоисточник древней речи Славян, узнал много слов, пригодившихся ему потом при переводах. Очевидно, в результате проповеди этого посланника Византии, среди Приазовских Казаровцев окончательно восторжествовала Новая Bepa. По его ходатайству, хакан разрешил восстановить в Земле Касак на Тамани епископскую кафедру.
Чешский профессор Францишек Прикрыл сообщает в биографии братьев Кирилла и Мефодия, что в архивах монастыря Хыландар на горе Афонской была обнаружена древняя хроника, по словам которой они оба посетили "Землю Донских Казаков". Путешествуя мимо Азовского моря, братья пришли к Казарскому Белгороду и Харькову, где в то время сосредотачивалась жизнь Казаков. Не может быть сомнении, что Казарский Белгород хроники - Белая Вежа (Саркел) на Дону. а Харьков - ничто иное, как река Харакул, о которой Константин Багрянородный сказал, что она впадает с востока в Меотийское озеро (Азовское море) и изобилует осетрами (Об управлении империей, 42, 88).
Старинный историк Татищев, убежденный, что среди Казар пребывало множество Славян, замечает в "Истории Российской": "В житии Кирилла Селунского, как римских, так и в наших, написано, что Кирилл первое козар Вере Христовой учил и для них буквы (а Нестор сказует в Моравии) сложил и потом моравом и болгаром сообсчены". Русские летописи не вспоминают посещения Козаров, но признают, что Кирилл "иде оучить Болгарскoгo языка" уже из Моравии после того, как часть кнниг была переведена на славянский язык.
Составив азбуку, братья использовали ее для переводов богослужебных книг на язык, который почему то считается древне-болгарским, но с большим правом может считаться древне-казачьим языком Приазовских Славян. Не даром в живой речи на Дону, а особенно у Некрасовцев, еще и теперь сохраняется изобилие церковно-славянизмов.
Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966
КИРИЛЛ
ум. после 1182) — епископ Туровский, знаменитый проповедник, автор многих поучений, торжественных Слов и молитвенных текстов. Материал к биографии К. дает его Житие, написанное, скорее всего, в XIII в. и включавшееся в рукописные Прологи под 28 апреля. Он родился в г. Турове, с молодых лет посвятил себя Богу, избрав подвиг столпничества; уже будучи столпником, сделался знаменит как проповедник “божественных писаний”; впоследствии был поставлен Туровским епископом (до 1169 г.) и, надо полагать, после этого в особенности много подвизался как церковный оратор и учитель. Житие сохранило свидетельство об успешном выступлении К. против ереси Владимиро-Суздальского епископа Федора, “Федорца” (о которой известно и по летописным упоминаниям). Очевидно, около 1182 г. (или раньше) К. оставил епископскую кафедру и удалился на покой в один из туровских монастырей; это ясно из того, что в 1182 г., по летописным свидетельствам, в Турове значился уже другой епископ, Лаврентий, а также из того, что молитвенный цикл (или часть его), как показывает источниковедческий анализ, создавался престарелым К. уже после оставления епископства, в одном из монастырей Турова. Житие чтит К. в первую очередь именно как выдающегося церковного проповедника, называя его вторым Златоустом. До нашего времени дошло большое число торжественных Слов и проповедей К. (Притча о душе и теле. Повесть о белоризце и мнишестве, Сказание о черноризческом чине, восемь Слов на церковные праздники — в неделю цветную, на Пасху, на Фомину неделю, в неделю жен мироносиц, о расслабленном, о слепце, на Вознесение, на собор св. отцов Никейского собора); кроме того, сохранилось Послание К. к архимандриту (с 1182 г.) Киево-Печерского монастыря Василию и целый ряд молитвенных текстов (около 30 молитв, каноны). Во всех этих произведениях К. предстает как церковный писатель высочайшего уровня. Его писания по содержанию всегда направлены к толкованию евангельских истин (будь то “Слово на Фомину неделю”, в котором автор, напоминая смысл праздника, объясняет пастве, как следует применять к себе пример апостола Фомы и поучаться от слов Христа, обращенных к нему, или же Сказание о черноризческом чине, рассказывающее о смирении, терпении, внимании к своей душе, которым проповедник стремится научить своих слушателей и читателей). Форма сочинений К. исполнена большого мастерства; он был искусным ритором, владевшим сложными уподоблениями, тонкими реминисценциями, всеми риторическими правилами украшения речи. Он писал как прямой преемник школы византийских проповедников, недаром в различных сборниках и Торжественниках его Слова помещались рядом с произведениями Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофилакта Болгарского и других знаменитых христианских учителей. Молитвы К., так же как и его слова и проповеди, органично вписываются в церковную традицию; и по содержанию, и по форме они соответствуют лучшим образцам этого жанра. В “Слове на новую неделю по Пасхе” К. так восхваляет праздник, уподобляя ликование верующих о воскресении .Христа весеннему пробуждению природы (текст в переводе): “Ныне весна красуется, оживляя все сущее на земле: бурные ветры, тихо вея, умножают плоды, и земля, семена питая, рождает зеленую траву. Весна же прекрасная — это вера Христова, которая через крещение к жизни пробуждает человеческую природу, бурные же ветры — греховные помыслы, которые покаянием обращаются в добродетели и душеполезные плоды умножают; земля же естества нашего, слово божье как семя приняв и блюдя в себе страх перед ним, всегда дух спасения рождает. Ныне новорожденные ягнята и тельцы, быстро тропы пробегая, скачут и тут же, к матерям вернувшись, радуются, да и пастухи, на свирелях играющие, с весельем Христа славят! Ягнятами именую кротких людей из язычников, а тельцами — жрецов из неверных (т. е. не христианских) стран, которые, видя воплощение Христа и (слыша) апостольское учение и чудеса, к святой церкви поспешно обратившись, молоко учения ее сосут, и учителя стада Христова, о всех молясь, Христа Бога славят, собравшего в единое стадо волков и ягнят”. Изд.: Памятники российской словесности XII в., изданные... К. Калайдовичем.—М., 1821.— С. X—XII, 3—152; Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ.— 1955.—Т. 11.—С. 342—367; 1956.—Т. 12.-С. 340—361; 1957.—Т. 13.—С. 409—426; 1958.— Т. 15.—С. 331—348; Из “Притч” и “Слов” Кирилла Туровского / Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР: XII век.—М., 1980.— С. 291—324, 660—669; Кирилл Туровский. Торжественные слова / Подг. текста и перевод Т. В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси.— С. 70—99, 396—399; Послание Кирилла Туровского к игумену Киево-Печерского монастыря Василию // Эпистолярное наследие Древней Руси.—С. 155—170. Лит.: Сухомлинов М. И. О сочинениях Кирилла Туровского // СОРЯС.— 1908.— Т. 85.— С. 273—349; Еремин И. П. 1) Притча о слепце и хромце в древнерусской письменности // ИОРЯС.— 1925.— Т. 30.— С. 323—352; 2) Ораторское искусство Кирилла Туровского // Еремин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.—М.; Л., 1968.—С. 132—143; Колесов В. В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского//ТОДРЛ.—1981.— Т. 36.— С. 37—49; Творогов О. В. Кирилл // Словарь книжников.—Вып. 1.—С. 217—221. Н. В. Понырко
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996