КИРИЛЛ

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Кирилл (Шумлянский)

еп. переяславский, † 1726.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Флоринский, Флиоринский)

р. 1729, еписк. севский, † 24 с. 1795.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Терлецкий)

р. в двор. семье, еписк. Луцкий, † 1607.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл, -

игумен Костромского Николаевск. мон., † 1697 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Ляшевецкий)

проповедн., с. свящ., еп. черниговский, † 14 мая 1770.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Киприанов)

р. 1762, архим., рект. Арханг. семин., † 15 июня 1817.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Константин Смирнов)

еписк. тамбовский и шацкий, р. 26 апр. 1863 в СПб. губ.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Константин)

Кирилл (Константин) - см. в статье Кирилл и Мефодий (Константин и Мефодий) .

Источник: Биографический словарь. 2008

Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий-Безбородый)

дух. писат., иеромонах Киево-Печерск. м-ря, † после 1646.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (мыльник)

1546 г. строит. храма во Пскове, "на скудельницах".


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Лопатин)

писат.-богослов, архимандр., уроженец Вятской епархии, † 1900.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (псевд.)

автор воспом. "Одиннадцать дней на Потемкине" (1907).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Василий Ник. Наумов)

р. 15 д. 1823 в г. Калуге, с. дьякона, еписк. мелитопольский, † 10 ф. 1866.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Дионисий Алексеев. Куницкий)

проф. и рект. Киевск. акад., р. 1783, с. свящ. Киевск. у., еписк. чигиринский, † 16 апр. 1836.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Ал-др Ал-др. Орлов)

дух. писат., р. 5 июня 1837 в с. Каринском, Моск. губ., с. дьякона, еп. ковенский, † 26 дек. 1890.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Флоринский)

пропов., р. в начале XVIII ст. в г. Харькове, ректор и архимандрит Заиконоспасск. уч. м-ря, арх. Троице-Серг. лавры, † 9 янв. 1744.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Констант. Лукьянович Богословский-Платонов)

проповедн. и дух. писат., р. 14 мая 1788 в с. Воздвиженском, Моск. губ., с. свящ., архиеп. Камен.-Подольский, † 28 мар. 1841 в СПб.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Лопатин)

Кирилл (Лопатин) - архимандрит (1868 - 1900), воспитанник Казанской духовной академии, ректор казанской и астраханской семинарий. Главная работа: ""Учение святого Афанасия Александрийского о Святой Троице"" (Казань, 1894).

Источник: Биографический словарь. 2008

Кирилл (Наумов)

Кирилл (Наумов) - епископ Мелитопольский (1823 - 1866), настоятель миссии в Иерусалиме. Из трудов его более известны: ""Пастырское Богословие"", ""Минуты уединенных размышлений"", ""Жизнь Александра Невского"" и ""Акафист"" ему же.

Источник: Биографический словарь. 2008

КИРИЛЛ
в миру Константин Илларионович Смирнов) (1863-1937), митрополит Тифлисский и Бакинский (1918). По завещанию патриарха Тихона - первый кандидат в местоблюстители патриаршего престола. С 1919 в заключении, с 1920 митрополит Казанский и Свияжский, с 1922 в ссылке. Расстрелян.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Кирилл (преподобный Новоезерский)

Кирилл - преподобный Новоезерский, уроженец Галича, основатель Кириллова Новоезерского монастыря (Новгородской губернии, Белозерского уезда). Умер в 1532 г. Память 4 февраля. - См. Е. Голубинский , ""История канонизации святых"" (издание 2-е); Барсуков , ""Источники русской агиографии"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Кирилл (Константин Богословский-Платонов)

Кирилл (в миру Константин Богословский-Платонов) - церковный проповедник (1788 - 1840). Окончил курс в Санкт-Петербургской духовной академии; был ректором Московской духовной академии, епископом в Вятке и в Каменец-Подольске. От него остались три части речей и слов, изданных в Москве, в 1854 г.

Источник: Биографический словарь. 2008

Кирилл (Кузьма)

Кирилл (в миру Кузьма) - преподобный Белозерский, родился в Москве в 1337 г. Юношей был пострижен в монахи. В Белозерской области, верстах в 7 от реки Шексны, основал известную обитель (см. Кирилловские монастыри). Умер в 1427 г. Сохранились три его послания к трем братьям-князьям - московскому Василию Дмитриевичу , можайскому Андрею Дмитриевичу и звенигородскому Юрию Дмитриевичу . Мощи Кирилла покоятся в церкви, во имя его построенной. - Ср. составленное Пахомием ""Житие Кирилла"" (в половине XV века). - См. Барсуков , ""Источники русской агиографии""; Е. Голубинский , ""История канонизации"" (издание 2-е).

Источник: Биографический словарь. 2008

Кирилл (архимандрит грузинский)

Кирилл - архимандрит грузинский. В 1586 г. он приезжал в Москву от имени своего царя просить Федора Иоанновича принять Иверию под свое покровительство; через два года извещал нашего царя о принятии грузинами подданства и привез ему подарки. В 1603 г. Кирилл вновь явился в Москву и посоветовал царю Борису построить каменную крепость в Тарках и еще две другие на реках Тузлуке и Буйнаке. С этой целью были посланы в 1603 г. окольничие, Бутурлин и Плещеев , с которыми поехал и Кирилл, имея поручение от Бориса устроить брак грузинского царевича Теймураза с Ксенией Борисовной и карталинской царевны Елены с Федором Борисовичем. В. Р-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

Кирилл

св., проповедник XII в., еп. Туровский.


{Венгеров}





Кирилл


митрополит киевский, † 1233.


{Венгеров}





Кирилл


препод., дух. писат., игумен Белозерск. мон., † 9 июня 1427.


{Венгеров}





Кирилл


миссионер, игумен, основат. Астраханского Троицкого мон., † 1576.


{Венгеров}





Кирилл


иеромонах церкви Имп. Акад. наук, проповедник 1771 г.


{Венгеров}





Кирилл


иеромонах, авт. проповеди (СПб., 1817).


{Венгеров}





Кирилл


архим. единоверч. Корсунск. м-ря, деятель единов. церкви, р. 1764, † 6 с. 1826.


{Венгеров}





Кирилл


епископ вятский, проповедник 1830 гг.


{Венгеров}





Кирилл


епископ Дмитровский, проповедник 1832 г.


{Венгеров}





Кирилл


историк, ключарь Астрах. собора.


{Венгеров}





Кирилл


сотр. "Яросл. епарх. вед." 1870 гг., иеромонах.


{Венгеров}





Кирилл


старообрядец, митроп. белокриницкий, † 1873.


{Венгеров}





Кирилл


архимандр., авт. повести "Злато" (СПб., 1895).


{Венгеров}





Кирилл


архимандр., сотрудн. "Известий по Казанской епархии" за 1898 г.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кирилл (Семенович Терлецкий)

Кирилл (Семенович Терлецкий) - епископ Лужский и Острожский (умер в 1607 г.). Происходя из небогатого рода православных дворян, Кирилл не получил систематического образования и занимал в молодости судебную должность. Впоследствии он принял духовное звание и в 1560-х годах был протопопом в Пинске. В 1572 г. приняв, после смерти жены, монашество, Кирилл был назначен пинским епископом. Управление его ознаменовалось заботами о неприкосновенности церковных имений и увеличением архиерейских доходов. В 1585 г. Кирилл выхлопотал себе богатейшую кафедру Лужскую и Острожскую. Стяжательность его не замедлила обнаружиться и здесь; личная жизнь его была далеко не безупречна. Неоднократно в судебном порядке его обвиняли в тяжких преступлениях. Среди церковных братств началось движение в пользу подчинения западнорусской церкви папе. Вместе с епископом Брестским Ипатием Поцеем Кирилл явился энергичным деятелем этого движения. В 1595 г. Кирилл и Поцей от лица всех епископов приняли унию. 8 марта 1596 г. уния была торжественно объявлена. Негодование православных было велико; на соборе епископы низложили Кирилла, но он получил от короля особую охранительную грамоту и в пожизненное управление Кобринский Спасский монастырь, со всеми имениями. Упрочив свое положение, Кирилл потерял интерес к унии и продолжал вести широкий образ жизни. И современники, и опубликованные в недавнее время документы рисуют Кирилла недостойнейшим пастырем и невысокой нравственности человеком. - Литература: О. Левицкий , ""Кирилл Терлецкий, епископ Лужский и Острожский"" (Киев, 1885); его же, ""Южнорусские архиереи в XVI - XVII веках"" (""Киевская Старина"", 1889, I, 49 - 100); П.Н. Жукович , ""Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией"" (Санкт-Петербург, 1901); Dr. Jul. Pelesz; ""Geschichte d. Unien d. ruthenischen Kirche mit Rom"" (Берлин, 1878).

Источник: Биографический словарь. 2008

КИРИЛЛ
подлинное имя – Константин, 826 – 869) – уроженец Фессалоники (Солуни), младший брат Мефодия («солунские братья»). После окончания элементарной школы в Фессалонике он приехал в Константинополь по приглашению логофета Феоктиста для продолжения образования в Магнаврской высшей школе, где его учителем был будущий патриарх Фотий. Предполагают, что Кирилл работал библиотекарем в патриаршей библиотеке, затем преподавал философию (в ряде сочинений известен как Константин Философ). Помимо греческого, он владел несколькими языками: еврейским, арабским, позднее латинским и болгарским. В составе дипломатической миссии Кирилл посетил Багдадский халифат (851 г.), в 860 г. вместе с Мефодием был отправлен в Хазарский каганат, где в Корсуни (Херсонесе) нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «рушкым письмом». По преданию, вблизи Херсонеса (Корсуни) он обнаружил мощи Климента Римского. Кирилл принимал участие в теологических дискуссиях с иконоборцами, высшим магометанским духовенством и с венецианскими «треязычниками». В 863 г. византийский император Михаил III направил братьев в Великую Моравию (см. Мефодий). Из «Жития Кирилла» и сообщений папского библиотекаря Анастасия, знавшего его лично, известно, что Кирилл написал «Похвалу Григорию Назианзину», «Слова на перенесение мощей преславного Климента» (повествование об обретении мощей и проповедь о деяниях Климента), стихотворную похвалу Клименту, изгнанному римским императором Траяном в Херсонес Таврический и принявшему там мученическую смерть. Кириллу приписывают также «Проглас» – своеобразное стихотворное предисловие (из 100 стихов ямбического характера) к Евангелию, переведенному им же. Автор призывал всех славян обратиться к этой книге, чтобы охранить душу от «мерзостного гниения». В Моравии Кирилл «сложил письмена» – азбуку для славян, как предполагают, глаголицу, которая позднее была заменена кириллицей, и закончил перевод Евангелия на славянский язык. Вместе с Мефодием он обучал «славянскому письму» в Паннонии. Кирилл скончался в Риме, его гроб был установлен в церкви св. Климента.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

КИРИЛЛ
монашеское имя Просветителя Славян (827- 869); в миру его называли Константин Философ. Был родом из города Суха близ Салоник в Византии, окончил высшую школу в Константинополе и некоторое время оставался при вей профессором философии; потом решил посвятить себя деятельной проповеди христианства, принял монашество и вместе с младшим братом Мефодием ушел а монастырь на Битинском Олимпе. Около 860 г. Византийский император Михаил III поручил братьям составить славянскую азбуку и перевести на славянский язык богослужебные книги. По биографическим данным. Кирилл тотчас же отправился в Казарию и проповедуя там христианство изучал местные славянские диалекты. Надо думать, что на Дону и на Сев. Кавказе он искал и нашел первоисточник древней речи Славян, узнал много слов, пригодившихся ему потом при переводах. Очевидно, в результате про­поведи этого посланника Византии, среди Приазовских Казаровцев окончательно восторжествовала Новая Bepa. По его ходатайству, хакан разрешил восстановить в Земле Касак на Тамани епископскую кафедру.
Чешский профессор Францишек Прикрыл сообщает в биографии братьев Кирилла и Мефодия, что в архивах монастыря Хыландар на горе Афонской была обнаружена древняя хроника, по словам которой они оба посетили "Землю Донских Казаков". Путешествуя мимо Азовского моря, братья пришли к Казарскому Белгороду и Харькову, где в то время сосредотачивалась жизнь Казаков. Не мо­жет быть сомнении, что Казарский Белгород хроники - Белая Вежа (Саркел) на Дону. а Харьков - ничто иное, как река Харакул, о которой Константин Багрянородный сказал, что она впадает с востока в Меотийское озеро (Азовское море) и изобилует осетрами (Об управлении империей, 42, 88).
Старинный историк Татищев, убежденный, что среди Казар пребывало множество Славян, замечает в "Истории Российской": "В житии Кирилла Селунского, как римских, так и в наших, написано, что Кирилл первое козар Вере Христовой учил и для них буквы (а Нестор сказует в Моравии) сложил и потом моравом и болгаром сообсчены". Русские летописи не вспоминают посещения Козаров, но признают, что Кирилл "иде оучить Болгарскoгo языка" уже из Моравии после того, как часть кнниг была переведена на славянский язык.
Составив азбуку, братья использовали ее для переводов богослужебных книг на язык, который почему то считается древне-болгарским, но с большим правом может считаться древне-казачьим языком Приазовских Славян. Не даром в живой речи на Дону, а особенно у Некрасовцев, еще и теперь сохраняется изобилие церковно-славянизмов.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Кирилл (святой Туровский)

Кирилл, святой Туровский - знаменитый проповедник и писатель XII века (1130 - умер около 1182). Родился в городе Турове (в нынешней Минской губернии); приняв пострижение, выказал основательное знакомство с творениями святых отцов и приобрел большой авторитет среди братии, ""уча и научая"" словом и примером своей жизни. Удаляясь от общежития, Кирилл заключился в столпе (башне), куда перенес и свою библиотеку. Здесь, может быть, создались некоторые из его произведений, исполненных высокого аскетического одушевления и стремления к познанию Божества в созерцании его творения - мира. Результатом этого периода в жизни Кирилла Туровского явилось его сочинение: ""Сказание о черноризчестем чину от ветхого закона и нового"" и, может быть, поучение ""О подвиге иноческого жития"" и ""Последние к печорскому игумену Василию"", с большей или меньшей вероятностью приписываемые святому Кириллу. Своей подвижнической жизнью Кирилл стяжал себе известность и, по просьбе князя и граждан, был посвящен митрополитом Киевским в епископы города Турова. Ко времени епископства святого Кирилла относятся нелады великого князя Андрея Боголюбского с епископом Феодором. Кирилл принял сторону князя и предал епископа Феодора анафеме за ересь. Кириллу Туровскому бесспорно принадлежат, из дошедших до нас памятников XII века, восемь проповедей; ему же приписываются два поучения. Он написал также значительное число молитв (до двадцати), из которых наиболее замечательны ""Молитвы на всю седмицу"". Произведения его были очень распространены в сборниках, а с появлением книгопечатания издавались не раз, вместе с творениями И. Златоуста и других выдающихся проповедников. Лучшие издания: Сухомлинова , ""Рукописи графа Уварова"" (том II, выпуск I, Санкт-Петербург, 1858); К. Калайдовича : ""Памятники русской словесности XII века"" (Москва, 1821); в ""Памятниках древне-русской церковно-учительной литературы"" (выпуск I, издание журнала ""Странник"", 1894). В переводе на русский современный язык все творения Кирилла туровского изданы преосвященным Евгением Минским и Туровским (Киев, 1880). Взгляды на достоинство произведений Кирилла Туровского весьма различны. С одной стороны - в нем видят народного аллегоризатора в стиле современных ему византийцев; с другой - превозносят его за возвышенность его идеалов, за красноречие и за изящество формы его произведений. Кирилл Туровский был вполне сыном своего века и, имея от природы большой поэтический талант, развившийся в обстановке монашеской и затем затворнической жизни, не мог не подчиняться влиянию И. Златоуста и других проповедников. В его поучениях преобладает красноречие, торжественное над учительным; образы, теснящиеся в его воображении, затемняют логическую схему; порыв от прозы жизни в область отвлеченного лишает его проповедь практической применимости. Богатое воображение и одушевление, соединенное с восторженно-радостным настроением - вот характеристические черты проповедей Кирилла Туровского. Что касается зависимости его от византийских образцов, то, как справедливо замечает профессор Пономарев , ""прямых и буквальных заимствований из них в поучениях Кирилла Туровского нет, хотя каждую его страницу можно было бы иллюстрировать соответственными местами из святоотеческих поучений"". Насколько поучения Кирилла поражают подчас обилием образов и сравнений, настолько просты, но вместе с тем проникнуты одушевлением его молитвы. По форме они состоят из обращения и моления, заканчивающегося кратким славословием, но по содержанию представляют значительное разнообразие. Главным их предметом является человек, обремененный ношей грехов. Тяжелые думы о слабости и ничтожестве человека, скорбь о его греховности и немощности, проходящие через все молитвы Кирилла, являются ярким контрастом тому бодрому и жизнерадостному настроению, которым проникнуты все его ораторские произведения, в виду чего молитвы только приписываются Кириллу предположительно. По своей учености и богатству сведений в области греческой поучительной литературы, Кирилл Туровский - один из крупнейших писателей XII века. Ср. Сухомлинов, ""Рукописи графа Уварова""; профессор Пономарев, ""Памятники древнерусской учительной литературы"" (выпуск I); Макарий , ""История Церкви"" (том I, III); Голубинский , ""История церкви"" (1880). В. П.

Источник: Биографический словарь. 2008

КИРИЛЛ
ум. после 1182) — епископ Туровский, знаменитый проповедник, автор многих поучений, торжественных Слов и молитвенных текстов. Материал к биографии К. дает его Житие, написанное, скорее всего, в XIII в. и включавшееся в рукописные Прологи под 28 апреля. Он родился в г. Турове, с молодых лет посвятил себя Богу, избрав подвиг столпничества; уже будучи столпником, сделался знаменит как проповедник “божественных писаний”; впоследствии был поставлен Туровским епископом (до 1169 г.) и, надо полагать, после этого в особенности много подвизался как церковный оратор и учитель. Житие сохранило свидетельство об успешном выступлении К. против ереси Владимиро-Суздальского епископа Федора, “Федорца” (о которой известно и по летописным упоминаниям). Очевидно, около 1182 г. (или раньше) К. оставил епископскую кафедру и удалился на покой в один из туровских монастырей; это ясно из того, что в 1182 г., по летописным свидетельствам, в Турове значился уже другой епископ, Лаврентий, а также из того, что молитвенный цикл (или часть его), как показывает источниковедческий анализ, создавался престарелым К. уже после оставления епископства, в одном из монастырей Турова. Житие чтит К. в первую очередь именно как выдающегося церковного проповедника, называя его вторым Златоустом. До нашего времени дошло большое число торжественных Слов и проповедей К. (Притча о душе и теле. Повесть о белоризце и мнишестве, Сказание о черноризческом чине, восемь Слов на церковные праздники — в неделю цветную, на Пасху, на Фомину неделю, в неделю жен мироносиц, о расслабленном, о слепце, на Вознесение, на собор св. отцов Никейского собора); кроме того, сохранилось Послание К. к архимандриту (с 1182 г.) Киево-Печерского монастыря Василию и целый ряд молитвенных текстов (около 30 молитв, каноны). Во всех этих произведениях К. предстает как церковный писатель высочайшего уровня. Его писания по содержанию всегда направлены к толкованию евангельских истин (будь то “Слово на Фомину неделю”, в котором автор, напоминая смысл праздника, объясняет пастве, как следует применять к себе пример апостола Фомы и поучаться от слов Христа, обращенных к нему, или же Сказание о черноризческом чине, рассказывающее о смирении, терпении, внимании к своей душе, которым проповедник стремится научить своих слушателей и читателей). Форма сочинений К. исполнена большого мастерства; он был искусным ритором, владевшим сложными уподоблениями, тонкими реминисценциями, всеми риторическими правилами украшения речи. Он писал как прямой преемник школы византийских проповедников, недаром в различных сборниках и Торжественниках его Слова помещались рядом с произведениями Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофилакта Болгарского и других знаменитых христианских учителей. Молитвы К., так же как и его слова и проповеди, органично вписываются в церковную традицию; и по содержанию, и по форме они соответствуют лучшим образцам этого жанра. В “Слове на новую неделю по Пасхе” К. так восхваляет праздник, уподобляя ликование верующих о воскресении .Христа весеннему пробуждению природы (текст в переводе): “Ныне весна красуется, оживляя все сущее на земле: бурные ветры, тихо вея, умножают плоды, и земля, семена питая, рождает зеленую траву. Весна же прекрасная — это вера Христова, которая через крещение к жизни пробуждает человеческую природу, бурные же ветры — греховные помыслы, которые покаянием обращаются в добродетели и душеполезные плоды умножают; земля же естества нашего, слово божье как семя приняв и блюдя в себе страх перед ним, всегда дух спасения рождает. Ныне новорожденные ягнята и тельцы, быстро тропы пробегая, скачут и тут же, к матерям вернувшись, радуются, да и пастухи, на свирелях играющие, с весельем Христа славят! Ягнятами именую кротких людей из язычников, а тельцами — жрецов из неверных (т. е. не христианских) стран, которые, видя воплощение Христа и (слыша) апостольское учение и чудеса, к святой церкви поспешно обратившись, молоко учения ее сосут, и учителя стада Христова, о всех молясь, Христа Бога славят, собравшего в единое стадо волков и ягнят”. Изд.: Памятники российской словесности XII в., изданные... К. Калайдовичем.—М., 1821.— С. X—XII, 3—152; Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ.— 1955.—Т. 11.—С. 342—367; 1956.—Т. 12.-С. 340—361; 1957.—Т. 13.—С. 409—426; 1958.— Т. 15.—С. 331—348; Из “Притч” и “Слов” Кирилла Туровского / Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР: XII век.—М., 1980.— С. 291—324, 660—669; Кирилл Туровский. Торжественные слова / Подг. текста и перевод Т. В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси.— С. 70—99, 396—399; Послание Кирилла Туровского к игумену Киево-Печерского монастыря Василию // Эпистолярное наследие Древней Руси.—С. 155—170. Лит.: Сухомлинов М. И. О сочинениях Кирилла Туровского // СОРЯС.— 1908.— Т. 85.— С. 273—349; Еремин И. П. 1) Притча о слепце и хромце в древнерусской письменности // ИОРЯС.— 1925.— Т. 30.— С. 323—352; 2) Ораторское искусство Кирилла Туровского // Еремин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.—М.; Л., 1968.—С. 132—143; Колесов В. В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского//ТОДРЛ.—1981.— Т. 36.— С. 37—49; Творогов О. В. Кирилл // Словарь книжников.—Вып. 1.—С. 217—221. Н. В. Понырко

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996