[1889—] — современный поэт. Род. в крестьянской семье, в течение года учился в начальной школе, с 10 лет — ученик сапожной мастерской, с 1903 — матросский ученик на пароходе торгового флота, плавал в Турцию, Грецию, Египет. В революцию 1905—1906 участвовал в революционном движении черноморских моряков, за что был сослан на 3 года в Усть-Сысольск. В 1911 уехал в Америку, через год вернулся. В войну 1914 мобилизован в армию. Активный участник Февральской и Октябрьской революций. В 1918—1920 работал в ленинградском, московском и тамбовском пролеткультах. В 1920—1923 — один из руководителей группы "Кузница" (см.).
К. начал писать стихи и рассказы в ссылке в 1910; первое стихотворение напечатано в 1913 в "Народном журнале". В дореволюционных стихах К. о придавленных нуждой жильцах городских подвалов, бедняках-одиночках, "не видно классовой борьбы" (Вал. Полянский). К. то приходит в отчаяние от нужды и одиночества, то стремится уснуть и забыться от больных тревог на лоне природы, то — уйти в "голубые мечты". Стихи периода империалистической войны проникнуты мечтательным, расплывчатым пацифизмом.
Революция 1917 совершенно перестраивает поэзию К. Наряду с М. Герасимовым (см.) он — один из самых характерных и выдающихся пролетарских поэтов эпохи военного коммунизма. Его лучшие стихи — "Железный мессия", "Мы", "Матросам", "25 Октября", "Я подслушал эти песни", "К нам. кто сердцем молод" — представляют собой яркие поэтические памятники эпохи гражданской войны. В лучших стихотворениях этого времени Кириллов поднялся до высокой и волнующей гражданской патетики. К. сумел запечатлеть специфическую атмосферу первых дней Октябрьского восстания: бурный Смольный с жужжаньем улья, пламя слов и костер патруля, открытые лица и широкие плечи матросов, наконец, самое настроение тех дней, когда каждый был на голову выше и было новое даже в походке. Однако эта патетика не смогла заглушить вскормленной подвальным прошлым грустной мечтательности. В одном из самых удачных стихотворений К. "Юность" не случайно сплетаются темы революции и мечты.
Стиль поэзии К. времен гражданской войны отражает все особенности поэзии того времени. Революционные и урбанистические мотивы разработаны абстрактно-романтически. Господствует гиперболизм, часто проявляющийся в космических образах ("нашей планете найдем мы иной, ослепительный путь", "звезды в ряды построим, в вожжи. впряжем луну"). Чувствуется сильнейшее влияние символистской поэтики, особенно Бальмонта: напевные ритмы, эпитеты "бесконечный" и "сказочный", нередкие — даже в лучших стихах — мистические образы.
К. не выдержал перехода от гражданской войны к нэпу и не сумел справиться с новыми задачами, вставшими перед пролетарской поэзией. Порвав в 1923 с организованным пролетарским литературным движением, К. и в творчестве все дальше отходит от позиций пролетарской поэзии. Его творчество времен нэпа — сплошное отречение от основных мотивов предшествующего периода. Свои лучшие стихи он называет "пустыми сочиненьями, где все мечты, мечты и ложь". Когда-то любимый город стал "злым вассалом". К. ратует за розы, против стали, доходя до реакционнейших нападок на индустриальную культуру, якобы заменившую сердце бездушным механизмом ("Современность"), перекликаясь так. обр. с С. Клычковым (см.). За последнее время выступает со стихами очень редко.
Библиография
: I. Автобиографию К. см. в антологии С. Родова, Пролетарские писатели, М., 1925. Книги К.: Стихотворения, П., 1918; Зори грядущего, П., 1919; Паруса, М., 1921; Железный мессия, М., 1921; Отплытие, М., 1923; Стихотворения, кн. I, М., 1924; Рабочие шаги, М., 1924; Море, М., 1925; Кровь и снег, М., 1925; Праздник жизни, Рассказы (совместно с М. Герасимовым), М., 1925; Избранные стихи, М., 1926; О детстве, море и красном знамени, М., 1926; Голубая страна, Вторая книга стихов, Л., 1927; Вечерние ритмы, М., 1928; Весенний свет, Стих., кн. I, 1913—1922, изд. 2-е, М., 1928.II. Бессалько П., Пролетарские поэты, в кн. Бессалько и Ф. Калинина, Проблемы пролетарской культуры, П., 1919; Фриче В. М., Пролетарская поэзия, М., 1919; Ингулов С., На ущербе, "На посту", 1923, № 1; Его же, О живом человеке, там же, 1923, № 4; Лелевич Г., Под знаком декаданса, в кн. "На литературном посту", Тверь, 1924; Воронский А. К., О группе писателей "Кузница", в кн. "Искусство и жизнь", М., 1924; Коган П. С., Пролетарская литература, Иваново-Вознесенск, 1926; Лелевич Г., О формальных влияниях в пролетарской поэзии, "Печать и революция", 1927, № 5; Полянский Вал., Этапы творчества В. Кириллова, в кн. "Вопросы современной критики", М. — Л., 1927.
III. Мандельштам Р. С., Художественная литератуpa в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, под ред. Б. П. Козьмина, т. I, изд. ГАХН, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.
Г. Лелевич.
{Лит. энц.}
Кириллов,
Владимир ТимофеевичРод. 1890, ум. 1937. Советский поэт, автор сборников "Железный Мессия" (1921), "Огни Октября" (1930), поэм и др. Участник объединения поэтов "Кузница", работал в Пролеткульте. Репрессирован.