КИСЕЛЕВА Елена Андреевна
КИСЕЛЕВА Елена Андреевна
27(15). 10.1878 (Воронеж) - 8.10.1974 (Белград). Живописец. Дочь математика Андрея Петровича Киселева (1852-1940), автора известного школьного учебника. Училась в Воронежской рисовальной школе у Л. Г. Соловьева; окончила с золотой медалью местную Мариинскую гимназию. В 1896 поступила на математический факультет Бестужевских курсов в Петербурге. В 1898 оставила математику и поступила в АХ; с 1900 занималась в мастерской И. Е. Репина. В 1903 была привлечена им к работе над диорамами к 200-летнему юбилею Петербурга; вместе с Е. М. Малешевской выполнила диораму «Ассамблея при Петре I». В 1907 получила звание художника и - первой из женщин - заграничное пенсионерство за картину «Троицын день». В 1905-08 состояла в браке с Н. Черным-Перевертанным - сыном председателя Воронежского городского суда. В 1908-10 жила в Париже, посещала академию Р. Жюльена; в 1911 путешествовала по Италии. Писала в основном портреты, соединяя традицию русской реалистической школы с приемами постимпрессионизма: «Портрет поэтессы Гофман», «La Belle Ногtense» (оба - 1910), «Женщины в красном» (1913), «Рабыни» (1915), «Дачницы» (1916), «Деревенские девушки» (приобретена Музеем АХ). Работы воспроизводились в журналах «Аполлон», «Столица и усадьба» и «Огонек». Участвовала в выставках: отчетных академических (1904, 1907), Весенних в залах АХ (1906, 1907, 1909, 1910), Нового общества художников (1906, 1910, 1912/13), МТХ (1911), СРХ (1910-17), «Современный русский женский портрет» (1910; редакция журнала «Аполлон»), в международных выставках в Мюнхене (1909) и Риме (1911). Неоднократно получала премии конкурса им. А. И. Куинджи. В 1910 первой из женщин стала членом Общества архитекторов-художников. В 1917-20 жила в Одессе. Стала женой профессора механики, позже ректора Новороссийского университета Антона Дмитриевича Билимовича (1879-1970). В мае 1917 у них родился сын Арсений. В феврале 1920 эмигрировала в Королевство СХС, где муж получил работу в Белградском университете. В 1926 они получили югославское подданство. В 1920-30-е писала портреты (портрет П. Б. Струве), городские и сельские пейзажи, декоративные панно, иконы. В 1930 участвовала в Большой выставке русского искусства, в 1933 в Выставке Русского художественного общества, в 1937 - в 1-й Периодической русской выставке в Белграде. В 1942 единственный сын и его жена были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. В 1944, вскоре после возвращения из лагеря, сын умер. Написав «Портрет сына на смертном одре», навсегда оставила живопись. В середине 1960-х благодаря усилиям воронежского искусствоведа М. И. Луневой имя художницы вновь стало известно на родине. В 1969 в Воронеже состоялась выставка, посвященная 90-летию со дня ее рождения. Позднее Воронежский областной художественный музей приобрел ряд ее картин из частных собраний и получил несколько работ в дар от автора. В 1974, к 95-летию со дня рождения художницы, в музее был организован отдельный зал, где экспонируется 30 произведений. Представлена в ГРМ, Музее АХ и в собрании Пушкинского дома в Петербурге.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999