одна из древней-ших культур, принадлежащая к кругу великих речных цивилизаций, возникшая на рубеже III–II тыс. до н.э. и существующая до настоящего времени. Периодизацию истории и культуры Китая обычно дают по правящим династиям китайских императоров. Эпоха Древнего Китая обычно начинается с периода правления пяти легендарных китайских императоров, но у историков их существование вызывает сомнение. Позднее, когда появилась письменность, периодизация дается с большой точностью. Выделяют периоды — Шан-Инь (ХVIII–ХII вв. до н.э.), Чжоу (ХI–V вв. до н.э.), Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.). В это время сформировались все основные элементы, идеалы и ценности ки-тайской культуры. Затем выделяется эпоха Средневекового Китая — периоды южных и северных династий (III–VI вв.), Тан (VII–IХ вв.), Сун (Х–ХIII вв.), Юань (ХIII–ХIV вв.), Мин (ХIV–ХVII вв.), Цин (ХVII–ХIХ вв.). В это время практически не появилось принципи-ально новых культурных явлений, лишь развивались тенденции, заложенные в Древнем Китае.
Характерной чертой китайской культуры является ее замкнутость, основанная на убеждении в исключительности всего китайского, о том, что страна является центром мироздания (отсюда — одно из ее названий - Срединная империя). Населявшие целостный геогра-фический регион, китайцы, представлявшие множество родственных племен, очень рано осознали свое единство, стали считать себя единственным цивилизованным народом перед лицом всех прочих — варваров. При этом они вовсе не ставили своей целью просве-щение этих варваров, не занимались распространением своей культуры. Чтобы получить знания, другие народы должны были сами прийти в Китай, как произошло с японцами и корейцами, культура которых считается дочерней по отношению к китайской. Сама же китайская культура практически ничего не брала у других народов, приходивших сюда как учениками, так и завоевателями. Ее адаптационная мощь всегда была велика. И даже если варвары захватывали Китай, через дватри поколения они полностью растворялись среди китай-цев.
Замкнутость китайской культуры стала одной из причин ее стабильности, самодостаточности, консерватизма, любви к строгой организации и порядку, предопределила исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. Не случайно возникло выражение «китайские церемонии» — ни в какой дру-гой стране их не было так много. Только в Китае этикоритуальные принципы и нормы поведения были настолько гипертрофированы, что заменили во многом религию и мифологию. Существовала специальная Палата церемоний, строго следившая за их исполнени-ем. Ведь существовало триста видов церемоний и три тысячи правил достойного поведения. Они регламен-тировали всю жизнь китайца. Статус человека в Китае мог меняться. Но нормы поведения, характерные для определенного статуса, не менялись никогда.
Одним из главных факторов, обеспечивших спе-цифику китайской культуры, стал язык, создающий особое (по сравнению с европейским) семантическое пространство. Значение слова в китайском языка зависит от тона, которым оно произносится, поэтому одно слово может означать совершенно разные вещи. Эти слова записываются с помощью иероглифов, возник-ших после упрощения пиктографического (рисуночного) письма в эпоху Шан-Инь. Постепенно шла уни-фикация знаков, и к концу I тыс. до н.э. они приняли современный вид. Их количество доходит до 80 тысяч, хотя для того, чтобы читать современные тексты, достаточно 3 тысяч. Поэтому Китай всегда по преимуществу был неграмотной страной, но уважение к грамотности и письменному слову было очень велико. Но вне зависимости от грамотности человека, иероглифическое мышление обусловило специфическое видение мира, основанное на символизме.
Другим фактором, лежащим в основе китайского мировоззрения и культуры стало изложенное в «Книге перемен» представление о двух началах мира — инь и ян — светлых, небесных, мужских частицах и темных, земных, женских. Все предметы, явления мира, сам человек произошли от сочетания этих двух начал. Поэтому они необходимы оба, переходят друг в друга. Теоретическим изложением основ китайского мировоззрения ста-ли идеи древнейших философских школ Китая, сложившихся в середине I тыс. до н.э. — конфуцианства и даосизма. Они в качестве своей приоритетной цели поставили достижение гармонии общества и природы на основе социо-этико-политического порядка, санкционированного великим Небом (Верховным божеством Ки-тая), для чего нужно не вмешиваться в жизнь, а само-устраниться, не мешать осуществлению природной гармонии. Так китайская культура ориентирует не на деятельностное начало, а призывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом. Конфуцианство и даосизм закрепили выше упоминавшиеся особенности китайской культуры. Конфуцианство — роль церемоний, почитание старших, стремление построить отношения в государстве по типу семейных (император — отец своих подданных), ориентацию на стабильность и неизменность (реформа «исправления имен»). Даосизм — особое отношение к природе, стремление к гармонии с ней, невмешательство в течение природных процессов. В рам-ках этих философских школ сформировался также и образ идеального человека в китайской культуре, сохранившийся до сегодняшнего дня. Это — «благородный муж» конфуцианства и «совершенномудрый» человек даосизма. Значение конфуцианства и даосизма было настолько велико, что постепенно они стали не только философскими, но и религиозными системами. Соединившись с буддизмом, проникшим в Китай в начале новой эры, они и стали основой классической китайской культуры.
Нормы и ценности китайской культуры весьма своеобразно преломились в китайском искусстве. Оно также основывается на иероглифичности мышления. Но поскольку письменность появилась лишь во II тыс. до н.э., в ранние периоды истории и культуры Китая особое значение имели блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины, которые вначале делались из глины, а в период Шан-Инь — из бронзы. Они были покрыты рисунками, имевшими глубокое символическое значение. Из этих рисунков можно было узнать о картине мира китайца. Не случайно сами китайцы ценят эти бронзовые сосуды выше остальных своих творений в области художественного творчества.
В середине I тыс. до н.э. складываются основные принципы китайской архитектуры, зафиксированные в трактатах «Чжоу ли» III в. до н.э. Там были указаны расположение зданий, длины стен, ширина улиц и т.д. Города строились как крепости, обнесенные стенами, обведенные рвами, имеющими ряд ворот и дозорных башен. Планировка городов отличалась прямоугольной точностью и прямыми магистралями, на которых размещались дворцовые комплексы. Самыми извест-ными из них были дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км) и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км, состоял из 43 зданий). Существовало несколько типов зданий — «дянь» (прямоугольный в плане павильон), «лоу» (многоэтажное здание с обходными галереями), «тай» (небольшая беседка на высоком каменном основании), «тин» (беседка в парке), «лян» (галерея). Их сочетание создавало основу любого здания. При этом стены там не являлись несущими элементами. Ими были система покрытых лаком столбов, балок и перекрытий, на которых держалась изогнутая по краям крыша.
Особым явлением в китайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати — их погребальные склепы. Покойник должен был получить после смерти то же, что ему полагалось при жизни. Поэтому погре-бения составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных по сторонам света. К ним подводила наземная «аллея духов» — охранителей могилы, обрам-ленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами. Самым известным погребальным сооружением является гробница императора Цинь Шихуанди (III в. до н.э.). Сама она до сих пор не обнаружена, найдены лишь подходы к ней — обнаружено шесть тысяч глиняных воинов в натуральную величину, охраняющих своего императора, при этом каждая статуя отличается индивидуальными чертами. В этом отчетливо проявляется такая характерная черта китайского искусства, как его достоверность, стремление от-разить мир не как видится художнику, а как есть.
Наивысшего расцвета китайская художественная культура достигла в период средневековья, особенно, в периоды Тан и Сун. Своеобразием китайского искусства является то, что в нем живопись, поэзия, каллиграфия не знают тех границ, которые обычно разделяют эти виды искусства. Они вдохновляются и определяются природой одного и того же инструмента — кисти. С его по-мощью китайские художники отражают глубину бытия, гармонию и единство мира в отдельном предмете или явлении (ветке дерева, птице, цветке) — выразить великое в малом. Это требования даосизма, которые и пред-определили развитие китайского искусства. Отсюда же — и символизм китайского искусства. Из этих трех видов искусств особое место принадлежало каллигра-фии, ценящейся даже выше живописи. Ведь она изобра-жала иероглифы, бывшие идеальной структурной моде-лью мира, своеобразной душой китайской культуры. Не случайно иероглифические формы угадываются и в ар-хитектуре, и в изделиях прикладного искусства, и даже в самой китайской природе. Главным для художника и каллиграфа было не техническое мастерство, а сила духа (ци), которая воплощалась в его творениях, вкладывая туда душу автора. Это умение приходило уже в зрелом возрасте, что подтверждало ориентацию китайской культуры на зрелость, а не на молодость.
Живописное искусство Китая проявляло себя в различных формах — в настенной живописи дворцов и храмов, в миниатюрной живописи на веерах, но глав-ным его видом была свитковая живопись. Работы выполнялись на шелковых свитках, которые могли быть как вертикальными (такие свитки были удобны для пейзажа), так и горизонтальными (ручными) — много-метровыми живописными книгами, куда художник мог вписать огромное множество впечатлений и деталей. Художники пользовались прозрачными и плотными красками минерального или растительного происхож-дения (типа акварели или гуаши), но все чаще (с VIII в.) стали применять богатую оттенками черную тушь. При этом они почти не пользовались светотенью, достигая объемности изображения за счет выразительности линий контура и рисунка, а также членением композиции на ряд планов. Обычно картины не мыслились без сти-хотворной надписи на полотне или свитке. Поэтому язык художников и поэтов стал почти единым. Не слу-чайно крупнейшие живописцы и каллиграфы были еще и поэтами. Таким крупнейшим мастером был поэт, музыкант и художник Ван Вэй (699–759). Китайская поэзия неотделима от живописи и от му-зыки, на этическое воздействие которой специально об-ращал внимание Конфуций. Поэзия преобразовывала начертанные знаки в звук, она так же стремилась про-никнуть в реальность дао, передать со всей остротой дух жизни, чему способствовала музыкальность, присущая многотональному китайскому языку. Древнейшие образцы китайской поэзии дошли до нас в «Ши-цзин» («Книге песен»), относятся к ХI–VI вв. до н.э. и закрепили исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт китайской культуры, накопленный в предшествующие этапы развития. Устное предание отобрало и передавало из поколения в поколение свод произведений, составивших основу древнекитайского образования. Так появилось «Пятикнижие» (кроме «Ши-цзин» туда входят «Ли-цзы» («Книга ритуала»), составившая основу «китайских церемоний»; «Шу-цзин» («Книга истории»), в ней ритмической прозой излагается история Китая от легендарного правителя Яо до эпохи Чжоу; «И-цзин» («Книга перемен»), «Чунь-цю» («Книга весны и осени») — летопись событий на родине Конфуция с VIII до V в. до н.э.). «Четырехкнижие» содержит канонические книги, в которых изложены взгляды Конфуция, ставшие официальной идеологией Китая. Эти книги легли в основу классического китайского образования. Индивидуальная поэзия, описывающая мир человеческих чувств, появилась в IV–III вв. до н.э. Постепенно сложились основные литературные жанры: цы — стихи песенного типа (вначале они и были песнями), фу — стихотворения в прозе, сун — короткие оды, cюй —предисловие к стихам и одам, цзацзуань — вид художественной литературы, метко и образно повествующий о различных жизненных ситуациях и поступках человека. Важное место в китайской литературе также занимает афористическая словесность, излагающая в отточенной форме оригинальную мысль, уходящая еще к изречениям Конфуция. Глубина, тонкость и изящество китайской культуры, основные черты которой сохранились без особых изменений до наших дней, сделали ее ведущей в азиатско-тихоокеанском регионе. Вьетнамская, корейская, японская культуры были ее прилежными учениками. Европа, познакомившись с этой культурой в Новое время, также высоко оценила ее.