КИТАЙСКОЕ ИСКУССТВО

Найдено 1 определение
КИТАЙСКОЕ ИСКУССТВО
искусствоодного из древнейших государств Центральной и Восточной Азии. В истории искусства Древнего Китая выделяют периоды неолитических культур Яншао (5–3-е тыс. до н. э.) и Луншань (3-е – нач. 2-го тыс. до н. э.); царства Шан (или Инь; нач. 2-го тыс. до н. э. – 1122 г. до н. э.); царства Чжоу (1122 – 403 гг. до н. э.); эпоху Чжаньго («Воюющих царств»; 403–221 гг. до н. э.); периоды правления династий Цинь (221–206 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Развитие китайского искусства в эпоху Средневековья (3 – сер. 19 в.) подразделяют на периоды: Вэйского царства (4–6 вв.); правления династий Тан (618–907); Сун (960–1279); монгольской династии Юань (1280–1368); Мин (1368–1644); Цин (1644–1911).
Древнейшие памятники искусства, обнаруженные на территории Китая, – расписные глиняные сосуды Яншао, украшенные геометрическим орнаментом. Керамика культуры Луншань представлена черными блестящими котелками, кубками, кружками без узоров.
В царстве Шан появились первые города, защищенные глинобитными стенами. В верованиях китайцев главную роль играл культ обожествлявшихся предков. Гробницы этого времени состояли из наземной и подземной погребальных камер, входы в которые охраняли мраморные «стражи могил» (изваяния фантастических полулюдей-полуживотных). Умерших сопровождала в загробный мир драгоценная утварь из нефрита и бронзовые изделия. Мастера эпохи Шан умели отливать из бронзы огромные чаны для варки жертвенного мяса (весом до 600 кг), небольшие изящные кувшинчики «юй» и высокие кубки «гу» с конусообразными чашами. Сосуды покрывали узорной резьбой и выпуклыми литыми украшениями в виде звериных голов.
Во время правления династии Чжоуразвивалась иероглифическая письменность, процветало производство изделий из нефрита. Города возводились по строгим правилам, которым продолжали следовать и в последующие эпохи. Прямоугольный в плане город с широкими прямыми улицами окружался крепостными стенами. В центре выделялась особая зона, также обнесенная стеной, где располагались императорский дворец и храмы («Запретный город»).
В эпоху Чжаньго («Воюющих царств») художники впервые стали создавать с помощью кисти и туши живописные изображения на свитках шелковой ткани. Была изобретена техника лаковой росписи мебели, посуды, шкатулок и т. д. (окрашенным соком лакового дерева).
Грандиозные памятники были созданы в правление основателя династии Цинь императора Цинь Шихуанди (буквально «первый властитель-император»). Началось строительство Великой Китайской стены. Был проложен караванный Великий шелковый путь на Запад. Даже погребальный комплекс Шихуанди в окрестностях г. Сиань представлял собой мавзолей императора, в котором находились более 6000 терракотовых статуй воинов и коней (в натуральную величину) из его гробницы.
Погребения династии Хань состояли из обширных подземных комплексов, к которым вела длинная «аллея духов», обрамленная каменными крылатыми львами. У дверей стояли «стражи входа» – изваяния чиновников в длинных халатах. Глиняные модели усадеб, обнаруженные в захоронениях, позволяют представить облик жилых зданий с многоярусными черепичными крышами и башенками. Керамические фигурки слуг, лошадей, музыкантов и танцовщиц должны были обеспечить умершему роскошную жизнь в ином мире. Стены гробниц были сплошь покрыты рельефами с мифологическими сценами. Во 2 в. Цай Лунь открыл способ производства бумаги.
В эпоху Средневековья были изобретены фарфор, компас, порох. В 3 в. из Индии пришел буддизм, быстро завоевавший популярность в Китае. По всей стране начали возводить многоярусные башни-пагоды (пагода Сунъюэсы в провинции Хэнань, ок. 520 г.; Даяньта в Чанъани, 652–704) и скальные храмы: Юньган («Храм заоблачных высей», 4–6 вв.); Лунмэнь («Ворота дракона», 6–9 вв.). В центре храмов возвышались 15–17-метровые изваяния Будды. В 15 в. столицей Китая стал Пекин. В 1420–1530 гг. здесь был возведен величественный ансамбль храма Неба (два храма и ступенчатый алтарь из белого мрамора; перестроены в 18–19 вв.). Круглая форма ступеней алтаря, главного храмового здания с тремя ярусами конусообразных крыш, покрытых синей черепицей, символизировала Небо, а квадратная в плане священная территория комплекса – Землю. Ядром Пекина был Императорский город с парками, водоемами, храмами и пагодами, защищенный мощными крепостными стенами. В центре императорской резиденции находился окруженный стенами и водным каналом Запретный город, куда могли попасть лишь избранные. Императорский дворец увенчан плавно изогнутыми, подобно крыльям птиц, двухъярусными крышами, покрытыми желтой черепицей. Крыши поддерживают окрашенные красным лаком колонны, стоящие на высокой мраморной террасе. Главный тронный покой назывался Залом высшей гармонии.
В средневековой китайской живописи появились первые в мире пейзажи. Развивалось искусство каллиграфии. В 4–6 вв. создавались иллюстрированные повести на горизонтальных свитках шелка (художник Гу Кайчжи. «Фея реки Ло», кон. 4 – нач. 5 в.). В 7–10 вв. сформировались основные жанры живописи: «люди» (портрет и бытовой жанр); «цветы-птицы»; «гО ры-вО ды» (пейзаж). Горизонтальные свитки рассматривали на столе, постепенно разворачивая. Вертикальные – вывешивали на стенах. Китайские картины природы – своего рода модель Вселенной, где Небо и Земля связаны горами. Пространство в пейзажах живописцы воссоздавали с помощью т. н. параллельной перспективы. Увиденный с высоты мир представал необъятным; ближние и дальние планы, переданные параллельными, без перспективных сокращений, плавными линиями, связывались между собой полоской водной глади или туманной дымкой облаков. Прославленными художниками были Янь Либэнь (7 в.), создавший портретную серию китайских императоров; пейзажисты Ли Сысюнь (651–730), Ван Вэй (701–761), Ли Чжень (ок. 919–967), Фан Куань (кон. 10 – нач. 11 в.), Го Си (11 в.), Ли Ди (12 в.), Ся Гуй (1190–1225), Ван Мэн (14 в.). В 10–11 вв. приобрели популярность, наряду со свитками, миниатюрные композиции: птица или стрекоза, опустившиеся на ветку; распустившийся цветок (Сюй Си, Цуй Бо). Воссоздавая красоту мира, эти изображения содержали в себе также символическое пожелание процветания и удачи. В 15–16 вв. активно развивался повествовательный жанр «люди» (Тан Инь, Чоу Ин).
С 7 в. создавались фарфоровые статуэтки и посуда, покрытые серо-синей или многоцветной глазурью. С 15 в. изготовление фарфоровых ваз достигло высшего совершенства, их белоснежные стенки украшали изысканными узорами и сложными композициями. Приобрели популярность также ярко-синие подглазурные росписи кобальтом.
Кон. 19 – нач. 20 в. – период упадка китайского искусства. С сер. 20 в. в Китае развивается стиль Гохуа (национальная живопись). Художники, работающие на шелковых и бумажных свитках (Жэнь Бо-нянь, У Чан-ши и др.), возродили и обновили древние традиции.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
96.86 кб

ИСКУССТВО СТАРЕТЬ: КИТАЙСКИЙ ОПЫТ

Казеннова Е.
Читать PDF
1.18 мб

Искусство традиционного китайского сада

Голосова Е. В.
Рассматривается тесная взаимосвязь четырёх видов китайского искусства садоводства, литературы и поэзии, живописи и каллиграфии.
Читать PDF
143.35 кб

Краткий анализ «Авангарда» в китайском искусстве

Сяо Чжоу
Развитие китайского авангарда делится на два основных этапа: изучение западного стиля в восьмидесятых и постепенное развитие собственного стиля китайского авангардизма.
Читать PDF
1.85 мб

Инсталляция в китайском искусстве: истоки традиции

Неглинская Марина Александровна
Инсталляциям в современном искусстве предшествуют традиционные виды китайских «инсталляций» например, бытовавшие в храмах алтарные наборы угун или кабинетные экспозиции, использующие специальное музейное «оборудование» шкафы-этаже
Читать PDF
176.78 кб

Китайско-буддийское культовое изобразительное искусство

Абулайти Махэсути Абулайти Махэсути
В статье проводится анализ памятников, служащих доказательством того, что уже на начальной стадии формирования китайского-буддийского искусства и в рамках одного культурно-географического ареала обозначилось несколько региональных
Читать PDF
277.90 кб

Искусство и идеология. Духовная идеология китайской живописи

Ли Дэцзя
Автор доказывает, что «идеология искусства», прежде всего, заключает в себе требования людей по отношению к теме, выражаемой произведением искусства, к форме и стилю произведения, к идейной оценке, к наслаждению результатами творч
Читать PDF
170.56 кб

Из истории китайского фортепианного искусства середины XX века

Хоу Юз Хоу Юз
Статья рассказывает о становлении и развитии китайского фортепианного искусства в период после образования КНР (1949) и до так называемой культурной революции (1966).
Читать PDF
790.46 кб

ШКОЛА КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА ЧАНЬ, ТИБЕТСКАЯ ВАДЖРАЯНА И БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

Абаев Николай Вячеславович
Статья посвящена вопросу общности философско-методологических и психотехнических принципов чань (дзэн)-буддизма и тантрического буддизма ваджраяны в эзотерической традиции дзогчэн, оказавших влияние на методы психофизической трени
Читать PDF
3.58 мб

Системы обучения рисованию портрета в европейском и китайском искусстве

Сурина Мариэтта Олеговна, Сурин Александр Александрович
Авторы статьи обращаются к такому аспекту мировой художественной культуры, как портре-тистика.
Читать PDF
189.78 кб

"Природные" мотивы в жанровых композициях китайского традиционного искусства

Благодер Юлия Гариевна
Представлены фрагменты документальных материалов и научных исследований, составленных российскими и европейскими путешественниками XIX нач. XX вв.
Читать PDF
59.49 кб

Древнекитайская философия – базис китайской культуры (философия – искусство)

Булицина Надежда Игоревна
В статье рассматривается роль древнекитайской философии в качестве базиса ее искусства.
Читать PDF
358.51 кб

Китайское современное искусство после культурной революции: биеннальное движение

Гомес К.-Д.
Статья посвящена состоянию современной китайской художественной сцены после культурной революции на примере биеннального движения. Анализируются и сравниваются биеннале в различных городах Китая
Читать PDF
353.13 кб

Китайское лаковое искусство: преемственность в развитии от традиции к современности

Чжан Хунвэй
Темой статьи является проблематика преемственности и перехода лакового ис кусства Китая от традиции к современности.
Читать PDF
168.73 кб

Китайская комната Дж. Р. Серля в контексте проблем философии искусственного интеллекта

Нечаев Станислав Юрьевич
Читать PDF
4.95 мб

Метафизика природы: искусствоведческий анализ Т. Буркхардта китайской пейзажной живописи

Фотиева Ирина Валерьевна, Шишин Михаил Юрьевич
Статья посвящена наследию еще недостаточно известного в России философа, культуролога, искусствоведа Титуса Буркхардта. Дается обзор раздела одной из его ведущих работ «Сакральное искусство Востока и Запада.

Найдено книг по теме — 16