Кившенко Алексей Данилович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КИВШЕНКО Алексей Данилович
[ 10(22).3.1851, ныне Веневский район Тульской области — 2(14). 10.1895, Гейдельберг, Германия], живописец и рисовальщик, академик Академии художеств России (1884), профессор (1893). Учился в Петербурге в Рисовальной школе (1860-1867) у И. Н. Крамского и в Академии художеств (1867-1877) у К. Ф. Гуна. Большое место в творчестве Кившенко занимала батальная живопись. Широкую известность получило его историческое полотно «Военный совет в Филях в 1812 г.» (1880; повторение — 1882). Выполнил ряд картин на тещ русско-турецкой войны 1877-1878, среди них — «Штурм Ардагана» (1886), «Взятие штурмом укрепленных Горгохотанских высот» (1886), «Поражение армии Мухтара-паши на Аладжинских высотах» (1887), «Поражение турецких войск при Деве-Бойне» (1891), «Последний Шипкинский бой» и другие. В своих батальных произведениях достоверно изобразил военные события, правдиво показал тяжелый ратный труд солдат. Автор многочисленных акварелей, в том числе композиции для альбома «Отечественная история в картинах» (1880). Выполнил иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова. По характеру творчества Кившенко близок к передвижникам.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Кившенко Алексей Данилович

Кившенко (Алексей Данилович) - живописец бытовых, охотничьих и баталических сцен. Поступил в Императорскую Академию Художеств в 1867 г. В бытность свою в ней заслужил несколько серебряных медалей, в 1876 г. получил золотую медаль за картину: ""Самсон и Далила"", а в следующем затем году окончил курс с большой золотой медалью, за ""Брак в Кане Галилейской"". Но так как эта картина была не вполне окончена, то художнику было предложено, для приобретения права на поездку в чужие края на казенный счет, написать другую картину, на тему по его собственному выбору. Вследствие этого, в 1879 г., явился его ""Военный совет в деревне Филях"" - самое удачное произведение Кившенко, если не с технической стороны исполнения, то в отношении замысла, композиции и экспрессивности (находится в музее Академии Художеств; повторение - в Третьяковской галерее, в Москве). Отправившись за границу в 1880 г., Кившенко 4 года провел в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, и исполнил в это время ряд картин различного содержания, упрочивших его известность. Эти работы, в особенности же картина: ""Псарный двор"" (в Академии Художеств), доставили ему, по его возвращении в Санкт-Петербург, звание академика (в 1884 г.). Летом 1884 г. он сделал поездку в Закавказский край с целью собрать материалы для заказанных ему императором Александром III картин, изображающих некоторые достопамятные эпизоды турецкой войны 1877 - 78 годов. В 1891 г. он сопровождал археологическую экспедицию Н. Кондакова в Палестину и Сирию, откуда вывез немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт этих стран. Многие из этих этюдов были потом изданы в политипажах. Кроме живописи масляными красками, Кившенко прекрасно работает акварельной кистью и карандашом; его рисунки, изображающие преимущественно сцены деревенского быта и охотничьей жизни, в значительном числе появлялись в различных иллюстрированных изданиях. В 1894 г. Кившенко назначен, по новому временному уставу Академии Художеств, профессором-руководителем баталической мастерской ее высшего художественного училища. Умер в 1895 г. Главными произведениями Кившенко, сверх вышеупомянутых, надо признать: ""Съезд на ярмарку, в Малороссии"" (1882; принадлежит г. Лихтенштейну, в Санкт-Петербург), ""Охоту на зайца"" и ""Охоту на лисицу"" (обе 1882 г.; собственность великого князя Владимира Александровича ), ""Штурм Ардагана"" (1886 г.; в Зимнем дворце), ""Штурм Горгохотанских высот, 1 января 1878 г."" (1887, там же), ""Поражение армии Мухтара-паши на Аладжинских высотах"" (1888, там же), ""Зевинский бой"" (1889, там же); ""Принимает волка живьем"" (1889; в Академии Художеств) и ""Сортировку перьев"" (1891). А. С-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

Кившенко, Алексей Данилович

Кившенко Алексей Данилович


— живописец бытовых, охотничьих и батальных сцен. Поступил в Императорскую академию художеств в 1867 г. В бытность свою в ней заслужил несколько серебряных медалей, в 1876 г. получил золотую медаль за картину "Самсон и Далила", а в следующем за тем году окончил курс с большой золотой медалью (за "Брак в Кане Галилейской"). Но так как эта картина была не вполне окончена, то художнику было предложено, для приобретения права на поездку в чужие края за казенный счет, написать другую картину, на тему по его собственному выбору. Вследствие этого в 1879 г. появился его "Военный совет в Филях" — самое удачное произведение К., если не с технической стороны исполнения, то в отношении замысла, композиции и экспрессивности (находится в музее академии художеств; повторение — в Третьяковской галерее, в Москве). Отправившись за границу в 1880 г., К. 4 года провел в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, и исполнил в это время ряд картин различного содержания, упрочивших его известность. Эти работы, в особенности же картина "Псарный двор" (в академии художеств), доставили ему, по его возвращении в СПб., звание академика (в 1884 г.). Летом 1884 г. он сделал поездку в Закавказский край с целью собрать материалы для заказанных ему императором Александром III картин, изображающих некоторые достопамятные эпизоды турецкой войны 1877—78 гг. В 1891 г. он сопровождал археологическую экспедицию Н. Кондакова в Палестину и Сирию, откуда вывез немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт этих стран. Многие из этих этюдов были потом изданы в политипажах. Кроме живописи масляными красками, К. прекрасно работает акварельной кистью и карандашом; его рисунки, изображающие преимущественно сцены деревенского быта и охотничьей жизни, в значительном числе появлялись в различных иллюстрированных изданиях. В 1894 г. К. назначен, по новому временному уставу академии художеств, профессором-руководителем батальной мастерской ее высшего художественного училища. Главными произведениями К., сверх вышеупомянутых, надо признать: "Съезд на ярмарку, в Малороссии" (1882; принадлежит г-ну Лихтенштейну, в СПб.), "Охоту на зайца" и "Охоту на лисицу" (обе 1882 г.; собственность великого князя Владимира Александровича), "Штурм Ардагана" (1886 г.; в Зимнем дворце), "Штурм Горгохотанских высот, 1 января 1878 г." (1887, там же), "Поражение армии Мухтара-паши на Аладжинских высотах" (1888, там же), "Зевинский бой" (1889, там же); "Принимает волка живьем" (1889; в академии художеств) и "Сортировку перьев" (1891).


А. С—в.


{Брокгауз}





Кившенко, Алексей Данилович (дополнение к статье)


— живописец бытовых, охотничьих и баталических сцен; умер в 1895 г.


{Брокгауз}





Кившенко, Алексей Данилович


(1851—1895) — художник-баталист. Ученик историч. живописца Гуна, он не был подготовлен спец-но к батал. живописи, но еще в академии выбрал самостоятельно темой для своей изв. картины военный совет в Филях. Живой, разнообразный художник, он с успехом работал по жанру, охоте и пейзажу. После войны 1877 г. К. объехал Закавказье, потом Болгарию и стал баталистом; не видав наст. боя, он сумел все же просто и правдиво его передать. Гл. обр., им изображены воен. события на Кавказ. театре: "Штурм Ардагана", "Штурм Горгохотанских высот", "Зевинский бой", "Поражение при Деве-Бойну", "Преслед-ние турок к Карсу"; особенно удачно схватил К. характер современ. "невидимого" боя в картине "Поражение Мухтара на Аладжин. высотах". Из воен. событий на Дунайск. театре им изображены: "Третий день боя на Шипке", "Последний Шипкин. бой", "Горный Дубняк". Недолгое время перед смертью К. руководил батал. классами Имп. академии художеств.


{Воен. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008