Классическая филология
Классическая филология
наука, исследующая лит. памятники греко-рим. культуры с целью воссоздания достоверной картины античного мировоззрения. Используя различные приемы и методы исследования (палеографич., текстологич., грамматич. и т. д.), филологи стремятся как можно точнее восстановить первоначальный текст, пострадавший от времени или искаж. рукописной традицией. При этом текст помогают осветить и внелит. свидетельства, привлекаемые из различных сфер жизни античной эпохи. Следует различать К. ф. в узком смысле — классич. науку об античности (kl. Altertumswissenschaft), до которой расширилась филология в эпоху романтизма в непосредств. связи с процессом формирования историч. науки. Начало филологич., так же как и философской, деятельности положили ионийские философы, обратившиеся к толкованию текстов Гомера и Гесиода и критике их представлений о богах. Использование гомеровских текстов в процессе школьного обучения стало предпосылкой дальнейшего становления филологии. Ее собств. основы были заложены в 5 — 4 вв. до н. э. софистами, которые уделяли особое внимание стилистике, синонимике, ритмич. организации текста, отчасти исходя при этом из насущных потребностей политич. красноречия. Аристотель и его школа накапливали свидетельства, связанные со всеми аспектами словесности; этот материал был обобщен в «Риторике» и, главное, в «Поэтике», существенно влиявшей на европ. литературу в течение более чем полутора тысячелетий. Самостоятельной наукой филология становится в эпоху эллинизма, когда в 3 — 2 вв. в Александрии и Пергаме появляются библиотеки и возникают школы — александрийская и пергамская. В Риме филология первоначально целиком находилась под влиянием греков. Ее первый выдающийся представитель — Элий Стилон. С именем его ученика Т. Варрона связывается появление в александрийской школе утонч. методов интерпретации текста. Однако старания Варрона были направлены прежде всего на собирание и обобщение реалий. Со 2 в. н. э. начинается эпоха компиляторов, прежде всего в области грамматики и комментирования поэтич. произведений. Компиляторы сыграли роль посредников между античностью и средневековьем, передав последнему античную образованность. Ср.-век. монахи сделали важный вклад в филологич. науку: учитывая дидактич. полезность и стилевые достоинства произведений, они переписывали их во множестве, благодаря чему античные тексты и сохранились. В Зап. Европе лат. яз. продолжал существование как язык церкви, науки, юриспруденции, деловой письменности и рассматривался с практич., а не филологич. точки зрения даже при чтении тех или иных классич. текстов. Греч, яз., забытый в Зап. Европе, был официальным языком в Византийской империи. Кроме того, греч. словесность сохранялась в рукописях и сборниках произведений античных авторов. Новый расцвет филологии в гуманистич. эпоху Возрождения вызвал постеп. подъем интереса к изучению греч. яз. в Европе после падения Византии (1453). Кроме того, итал. гуманизм поднял интерес к памятникам материальной культуры древности (к надписям, монетам, геммам, архитектурным сооружениям), а также историко-филологич. деятельности. В 16 в. ведущую роль в развитии филологич. науки играет Франция (полигисторский период в истории филологии), где ученые — представители различных наук, и особенно юристы, — всячески способствовали составлению реальных комментариев; при этом предпочтение отдавалось лат. яз. В 17 в. в области филологич. штудий такого рода выделялись Нидерланды; затем, когда на первый план выдвинулся интерес к критич. изданию текстов, центр филологич. науки переместился из Нидерландов в Англию: начался т. н. критич. период в истории филологии, связанный прежде всего с именем Бентли. Затем ведущая роль переходит к Германии (историко-критич. период), где просветительские устремления вновь набрали силу — в первую очередь благодаря общей гуманистич. направленности, характерной для данного периода истории культуры. Это в свою очередь приводило к расширению К. ф. до классич. науки об античности; ведущую роль в деятельности филологов этого времени играл Ф. Вольф. Расширение границ К. ф. привело к тому, что и для филологии в узком смысле стали обязательными историч. подход к интерпретируемому тексту, оценка надписей и других памятников письменности как источников (А. Бек, Б. Г. Нибур, К. О. Мюллер). Противоречие между традиционной эстетико-формальной филологией, которая прибегала к приемам «дивинаторской критики» в работе над уточнением текста (Г. Герман), и историко-филологич. направлением филологии (А. Бек) существовало на протяжении мн. десятилетий 19 в. В конце концов новая научная издательская техника, систематич. исследования в области грамматики и истории языка, новые папирусные и археологич. находки, временное и пространств, расширение предмета исследования — до пределов культур Средиземноморья в целом (Э. Мейер) — все это привело к специализации внутри самой классич. науки об античности, к выделению таких дисциплин, как К. ф. (в узком смысле), эпиграфика, нумизматика, папирология, византистика (ее предметом являлся конец античности и переход к средневековью). Все эти дисциплины мыслились, однако, взаимодействующими. К. ф. в узком смысле стала с тех пор рассматриваться как один из существ, разделов классич. науки об античности. Все более проявлявшаяся тенденция к эстетствованию способствовала формированию «третьего гуманизма» (В. Йегер), который изначально был реакцией на историзм. Традиции и опыт К. ф. как самой др. филологич. науки и классич. науки об античности постоянно оказывают влияние на проблематику и методику совр. филологич. наук, которые сформировались как самостоятельные науки в эпоху романтизма.
Источник: Словарь античности. 1989