КЛАССИЦИЗМ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Классицизм
лат. classicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве ХVII – нач. ХIХ вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Характеризуется стремлением к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм.  

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Классицизм
на правление в искусстве, основанное на использовании многих элементов из античной архитектуры (портик, фронтон, колонны). Для классицизма также характерны четкая симметрия, строгость внешнего оформления. В России получил распространение с середины XVIII в. до 40-х гг. XIX в.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

КЛАССИЦИЗМ
нем. Klassizismus лат. classicus - первоклассный, образцовый) - худ. стиль и направление в евр. литературе и искусстве XII - нач. XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образцам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Классицизм
лат. - образцовый) - направление в литературе и искусстве эпохи Просвещения (XVII - нач. XIX вв.), взявшее за основу образцы античности. В российской литературе - оды М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, драматургия А.П. Сумарокова, в театре - Ф.Г. Волков, в архитектуре - А.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, в скульптуре - М.И. Козловский, И.П. Мартос и др.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

КЛАССИЦИЗМ
(от лат. classicus — образцовый) — стиль европейского искусства, культурно-эстетическое направление в XVII—XVIII вв. Ориентировался на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство. В России расцвет классицизма приходится на вторую половину XVIII — первую треть XIX вв. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Классицизм
(от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль европейского искусства XVII— начала XIX в., обращавшийся к античному (классическому) наследию как художественному идеалу, образцу для подражания. Идеалы неоклассицизма отражают мировоззрение эпохи Просвещения. Представители классицизма в России: архитекторы В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, О. Бове, художники А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин и др.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

КЛАССИЦИЗМ
стиль и направление в литературе и искусстве XVII—начала XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Эстетика К. устанавливала иерархию жанров: «высоких» — трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная живопись и т. д., и «низких» — комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д. Ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для драматургии характерны торжественный, статичный строй спектаклей, правило трех единств: времени, места и действия, логичность планировки. Живописцы отличаются уравновешиванием композиции, завершенностью композиции. К середине XIX в. выродился в академизм. Среди представителей К.: П. Корнель, Ж. Расин, А. Сумароков, Ж. Мольер, Г. Державин, В. Баженов, А. Воронихин, К. Росси, Э. Фальконе, Н. Пуссен и др. К числу памятников К. можно отнести дворец Малый Трианон в Версале, памятник Минину и Пожарскому в Москве, арку здания Главного штаба в Петербурге и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КЛАССИЦИЗМ
в Пенз. сооружениях оставил достаточно яркие следы, особенно в усадьбах дворцового типа, принадлежавших представителям самых высших слоев общества: в Зубриловской усадьбе кн. С. Ф. Голицына (см. Голицыны) и Надеждинской усадьбе кн. А. Б. Куракина (см. Куракины), в ансамблях к-рых видна рука незаурядного зодчего (предположительно Д. Кваренги). Гл. элементы этих усадеб – дома-дворцы, построенные в традициях строгого К.: с доминирующей ролью колонного портика, придающего торжеств. монументальность всему зданию. Типичным образцом позднего К. был дерев. усадебный дом помещиков Араповых в Бессоновке, имевший со стороны парка выступающую по центру полуротонду, окруженную галереей из спаренных коринфских колонн. В нач. 19 в. в усадебном стр-ве большое распространение получил дом с мезонином: с балконом, портиком либо без них, камен. либо дерев., размеры к-рого варьировались в зависимости от достатка его владельца. Разновидности таких домов можно наблюдать в Липовке Башмаков. р-на, Вазерках Бессонов. р-на и в с. Лермонтово Белинск. р-на. Влияние К. на гор. застройку сказалось прежде всего во внедрении новых ген. планов, разработанных в соответствии с принципами регулярности, к-рые были утверждены для городов Пенз. наместничества в 1785. Эти планы предусматривали стр-во на центр. площади адм. зданий, выполненных в стиле К. В Пенз. это были наместнический дом и два корпуса присутственных мест, в уездных городах – здания присутств. мест, построенных по проекту видного представителя К. А. Д. Захарова. Для застройки улиц были утверждены образцовые проекты домов, одним из к-рых был дом с мезонином и 4- колонным портиком, сохранившийся в Кузнецке на углу ул. Ленина и Комсомольской. Примерно такой же вид имело и здание Гор. думы в Кузнецке. В Наровчате идеи К. легли не только в основу облика жилого дома Араповых, но и всей фронтальной композиции их гор. усадьбы, по краям к- рой, симметрично главному дому, были построены небольшие ампирные флигели. Яркий пример строгого К. – корпус заводоуправления бывшего стек-хруст. з-да А. И. Бахметева (см. Бахметевы) в Никольске, центр. трехэтажная часть к-рого имеет восьмиколонный ионич. портик, поднятый на аркаду цокольного этажа. Наиб. разнообразно представлен К. в культовой архитектуре. Лит: Оя Я. Архитектура классицизма Пензенского края //Земство. 1995. № 5. А. И. Дворжанский.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Классицизм
Так именуются периоды и тенденции в истории искусства, когда формы и темы античного искусства являются эстетич. эталоном. Способ, степень и осознание зависимости от античных образцов весьма изменчивы и соответствуют историч. условиям, а также состоянию знаний об античной эпохе. Еще в 4 в. до н. э. стали обращаться к искусству 6 в. до н. э. как к греч. классике, начали выявляться классицистич. тенденции. Эти тенденции продолжали существовать на протяжении всей эллинистич.-рим. эпохи, однако их направленность и интенсивность были различны в разные периоды. Характерным признаком К. является в первую очередь ясность архитектоники, что придает произведениям сугубо академич. характер. Особое место занимал «августианский К.» ранней Римской империи. В литре К. соответствовал аттицизм. Классич. тенденции продолжали жить и в средневековье, являлись господствующими в эпоху Возрождения и действовали в академич. искусстве Франции в 17 в. К. в узком смысле («неоклассицизм» в англоязычных культурах) — это подражающая античности фаза европ. искусства 1760 1830. К. в первую очередь означал отказ от динамич. искусства барокко, которое было побеждено К. в его последней фазе (рококо). Девизом К. стало требование И. Винкельмана: «Единственный для нас способ быть великими, если возможно, неподражаемыми, это подражание древним». Простота, чистота симметрии и глубина мысли — из этого складывалась классицистич. форма. К., однако, не оставался феноменом формы, но идейно он был связан с буржуазным просвещением и франц. революцией. Несмотря на то что К. достаточно явственно ощущался в искусстве Италии и Англии, ведущее место во всех видах искусства заняли к 18 в. франц. художники. Наряду с традиционной церковной и замковой архитектурой появлялись новые архитектурные задачи: необходимость строить школы, музеи, театры. Эти задачи были великолепно разрешены архитекторами-классицистами. В нем. культуре первым чисто классицистич. произведением был Верлицкий замок Эрдмансдорфа, он явился образцом для подражания при строительстве большей часги резиденций, прежде всего в Берлине (Гентц, Гонтард, Лангханс). Наполеоновская эпоха создала пышный классицистич. стиль, идеологически восходящий к эпохе Римской империи. Франц. К. распространился по всей Европе и после 1815 перешел в монументальный К. эпохи Реставрации (Кленце, Шинкель). В области скульптуры К. шел от подражания античным образцам и «мраморной холодности» (Канова, Торвальдсен) к полным жизни, реалистич. образам (Шадов, Раух). У художников К. линия господствовала над цветом; предпочтение отдавалось композициям на античные темы (Менгс).

Источник: Словарь античности. 1989

КЛАССИЦИЗМ
(лат. Classicus — образцовый) — художественное направление и стиль в европейском изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре XVII–начала XIX вв., основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства. Характерными чертами классицизма являются рационализм, симметрия, гармоничность, монумен-тальность, уравновешенность композиции, соответ-ствие содержания произведения его форме. Признавая высшим образцом античное искусство и традиции Высокого Возрождения, искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства мира, подчинения ин-дивидуальности интересам общества и государства. Кроме того, рационалистическая черта классицизма предполагала рассматривать любое художественное произведение как создание искусственное, то есть сознательно сотворенное и разумно организованное (принцип «подражания природе»). Согласно такому методологическому подходу, искусство призвано воспроизводить идеальную закономерность мироздания. Объективно существующая в мире красота — симмет-рия, пропорция, гармония, мера и т.п. — должны воссоздаваться искусством в совершенном виде и по ан-тичным образцам. В зависимости от своей способности выразить идею совершенства все жанры искусства находятся в определенной иерархии по от-ношению друг к другу. Они делятся на «высокие» (тра-гедия, ода, живопись), на мифологические (религиозные и исторические темы) и «низкие» (комедия, басня, пейзаж, натюрморт, портрет).
В истории классицизма принято выделять два этапа: 1) классицизм XVII в. и 2) классицизм 2-й половины XVIII в. (неоклассицизм). Классицизму XVII в. были присущи возвышенная отвлеченность художественных идеалов, идеализированные образы природы и челове-ка, отказ от изображения индивидуальных черт и бытовых сторон во имя величия и героики. Поэтому художественные формы классицизма XVII в. характеризуются уравновешенностью, четкостью, пластической ясностью и гармоничностью. Выдающимися художниками классицизма XVII в. были: в живописи — Никола Пуссен, Клод Лоррен, Шарль Лебрен (Рем-брандт); в литературе — Вольтер, Фридрих Шиллер, Иоганн Гете; в музыке — Франц Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен. В классицизме 2-й половины XVIII в. господству-ющими были образы мужественных борцов против тирании, борцы за права человека с их миром чувств и переживаний. Но на рубеже XVIII–XIX вв. поздний классицизм приобретает черты парадности и пышности, наиболее полно выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве (Шарль Персья, Пьер Фонтен).
Особый вариант классического стиля был создан в русской художественной культуре в конце XVIII —начале XIX вв. Свое проявление он нашел прежде все-го в архитектуре (Василий Баженов, Михаил Казаков, Карло Росси, Андрей Воронихин), а также в скульптуре (Михаил Козловский, Феодосий Щедрин, Иван Мар-тос); в живописи (Александр Иванов, Владимир Боровиковский, Федор Матвеев); в литературе (Гаврила Державин, Александр Сумароков).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Классицизм

В своей политической борьбе революционные буржуа и плебеи во Франции как в десятилетия, предшествовавшие революции, так и в бурные 1789—1794 годы широко использовали античные традиции, идеологическое наследие и внешние формы римской демократии.
«В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии».( К. Маркс, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т., стр. 120.)
Но не только воинственные «гладиаторы буржуазного общества» ссылались на традиции классической древности: те, кто с ними спорил — и самые сдержанные критики их, и яростные противники, — также широко применяли в социально-политических умозрениях, в искусстве и литературе идейно-эстетическое наследство древних греков и римлян.
Так, на рубеже XVIII—XIX вв. в европейской литературе и искусстве сложился новый тип классицизма, новый своим идейным и социальным содержанием по отношению к классицизму XVII в., к эстетической теории и практике Буало, Корнеля, Расина, Пуссена.
Искусство классицизма эпохи буржуазной революции было строго рационалистичным, т. е. требовало полного логического соответствия всех элементов художественной формы предельно ясно выраженному замыслу. Характерной для классицизма чертой была незыблемость определенных эстетических норм. Они основывались на четко различимых представлениях о возвышенном и низменном, прекрасном и уродливом. При этом решительно исключалось смешение разнородных элементов, таких, например, как трагическое и комическое, пафос и шутка, значительные — исторические или мифологические — и незначительные, т. е. личные, частные события и проблемы. Во всех областях художественного творчества классицистов преобладали сюжеты, в которых воплощалась идея о необходимости подчинения частных, индивидуальных интересов отдельных лиц интересам государства, общества, политического или религиозного движения.
Классицизм XVIII—XIX вв. не был однородным явлением. Во Франции героическому периоду буржуазной революции 1789—1794 гг. предшествовало и сопутствовало развитие революционного республиканского классицизма, который воплотился в драмах М. Ж. Шенье, в ранней живописи Давида и т. д. В противовес этому в годы Директории и особенно Консульства и наполеоновской империи классицизм утратил свой революционный дух и превратился в консервативное академическое направление.
Иногда под непосредственным влиянием французского искусства и событий Французской революции, а в отдельных случаях независимо от них и даже предшествуя им во времени, развивался новый классицизм в Италии, Испании, скандинавских странах, США. В России классицизм достиг наибольшей высоты в архитектуре первой трети XIX в.
Одним из наиболее значительных идейно-художественных достижений этого времени было творчество великих немецких поэтов и мыслителей — Гете и Шиллера и, в частности, те их произведения, которые связаны с периодом «веймарского классицизма». В этих произведениях в отличие от революционного республиканского классицизма больше сказывалась ориентация на эстетический идеал античности, нежели на ее общественно-гражданские идеалы.
При всем разнообразии вариантов классицистического искусства в нем было много общего. И революционный классицизм якобинцев, и философско-гуманистический классицизм Гете, Шиллера, Виланда, и консервативный классицизм наполеоновской империи, и очень многообразный — то прогрессивно-патриотический, то реакционно-великодержавный — классицизм в России являлись противоречивыми порождениями одной и той же исторической эпохи.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6. 1961

КЛАССИЦИЗМ
направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе в 17 в. и получившее особое развитие во Франции. Термин «классицизм» восходит к латинскому сlassicus, в первоначальном значении – «гражданин высшего имущественного класса», затем – «образцовый», «совершенный». Классицизм признает существование вечных законов искусства и формулирует фундаментальные принципы, следование которым обязательно для «правильного» автора (свод классицистических законов был изложен Н. Буало в его образцовом «Поэтическом искусстве» (1674). Талантливым признавался тот, кто лучше других усвоил норму и не отходит от нее в своих произведениях. Автор, нарушающий правила, объявлялся «непросвещенным» (так называл У. Шекспира рус. теоретик классицизма А. П. Сумароков). В основу классицизма положен принцип «подражания природе», предполагавший не правдивость, а правдоподобие изображения. В произведениях должна быть представлена лишь прекрасная и возвышенная природа. На практике «подражание природе», вневременному эстетическому идеалу оборачивалось подражанием образцовым античным авторам. Правда, подражание (imitatio) не исключало изобретательности (inventio), т. е. творческой самостоятельности, хотя подражание ценилось значительно больше. Для автора-классициста подражание античным классикам было своеобразным соревнованием с ними в достижении эстетического совершенства. Классицисты подчеркивали, что их интересует не случайное и единичное, а постоянное и всеобщее, конечная же цель искусства состоит в познании человеческой природы. Классицизм предпочитал разум чувству, рациональное – эмоциональному. Поэтика классицизма требует от произведения стройности и логичности композиции, простоты сюжета, ясности языка. Жанры литературы классицизма характеризовались своим набором признаков и четко разделялись. При этом предпочтение отдавалось жанрам, в которых личное начало уступает место надличностному, общезначимому. Классицистические жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (басня, комедия). Смешение их было недопустимым, хотя часто и неизбежным (самого А. П. Сумарокова, автора программной «Эпистолы о стихотворстве», обвиняли в том, что его эпистола близко подходит к сатире). Место в жанровой иерархии определялось тематикой: в произведениях высоких жанров действовали герои мифов, монархи и великие полководцы древности, в произведениях низких жанров изображалась жизнь простых людей. Главным жанром французского классицизма была трагедия. В ее основе лежал конфликт между долгом и страстью, количество героев сводилось к минимуму, их речь была торжественной и возвышенной (но не вычурной и «темной»), о большинстве связанных с действием, но не представленных на сцене событий зрители узнавали из речей вестников. Требованиями правдоподобия драматического действия (и трагедии, и комедии), а также подражанием Аристотелю объясняется т. н. «теория трех единств» (места, времени и действия, правда, Аристотель говорил лишь о единстве времени и действия). Согласно этой теории, события должны происходить в одном месте (будь то комната или улица), продолжаться не более суток и развиваться вокруг одного конфликта. Величайшими творениями французского классицизма, кроме поэтической программы Н. Буало, признавались трагедии Ж. Расина и П. Корнеля, комедии Мольера, оды Ф. Малерба. Творчество последнего оказало большое влияние на создание рус. оды – главного жанра рус. классицизма. В 18 в. рус. писатели-классицисты стремились подражать французским образцам (уподобление французскому классику было комплиментом, поэтому М. В. Ломоносов воспевался как «русский Мальгерб», А. П. Сумароков – как «наш Буало» (или «наперсник Боалов») и «северный Расин»). Однако незыблемыми оставались лишь фундаментальные эстетические требования классицистической поэтики (жанровая теория, теория трех единств, теория подражания), в частностях рус. классицисты искали свои пути. Так, создателя программной «Эпистолы о стихотворстве» А. П. Сумарокова современники обвиняли в слепом подражании автору «Поэтического искусства» Н. Буало. Поскольку оба автора писали о «вечных» поэтических законах, то этот плагиат кажется оправданным (кстати, самого Буало обвиняли в подражании «Посланию Пизонам» Горация). Вместе с тем некоторые отличия в подходах Буало и Сумарокова хорошо известны: Сумароков образованность поэта ставит выше таланта, Буало – талант выше образованности; Сумароков практически исключает важный для Буало принцип «plaire» (нравиться) (Й. Клейн). Эти «мелкие» отличия объясняются в первую очередь индивидуальными особенностями Сумарокова-поэта. Вместе с тем невозможность приложения к французской поэтической практике «теории трех штилей» М. В. Ломоносова связана с объективными причинами: рус. поэты, в отличие от их французских образцовых предшественников, имели возможность использовать в своих сочинениях слова русского (создающие средний и низкий «штили») и старославянского (создающие высокий и средний «штили») языков. Кроме того, ускоренное развитие рус. литературы в 18 в. привело к сосуществованию различных литературных направлений (так, сентименталистские тенденции можно наблюдать в произведениях рус. поэтов-классицистов в досентименталистский период, а сентименталист М. Н. Муравьев начинал как почитатель таланта Сумарокова и классицист). И наконец, в отличие от французского классицизма 17 в., рус. классицизм 18 в. формировался под влиянием идей Просвещения. Рус. авторы учитывали опыт не только Буало, Корнеля и Расина, но и своего современника Вольтера. Появление «просветительского классицизма» привело, в конечном итоге, к созданию собственных нац. вариантов этого направления: английского, немецкого, рус., а не единого для всех европейских литератур. Пример тому: «веймарский классицизм» И. В. Гете и Ф. Шиллера, являющийся самобытным и уникальным литературным явлением и в то же время остающийся классицизмом. В нач. 19 в. классицизм был отвергнут новым литературным направлением – романтизмом и сошел со сцены.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

КЛАССИЦИЗМ
от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и направление в европейском искусстве 17 – нач. 19 в., важной чертой которых являлось обращение к наследию античности (Древних Греции и Рима) как к норме и идеальному образцу. Для эстетики классицизма характерны рационализм, стремление установить определенные правила создания произведения, строгая иерархия (соподчинение) видов и жанров искусства. В синтезе искусств царила архитектура. Высокими жанрами в живописи считались историческая, религиозная и мифологическая картина, дающие зрителю героические примеры для подражания; низшими – портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая картина. Каждому жанру были предписаны строгие границы и четко обозначенные формальные признаки; не допускалось смешения возвышенного с низменным, трагического с комическим, героического с обыденным. Классицизм – стиль противопоставлений. Его идеологи провозгласили превосходство общественного над личным, разума над эмоциями, чувства долга над желаниями. Классицистические произведения отличает лаконизм, ясная логика замысла, уравновешенность композиции.
В развитии стиля различают два периода: классицизм 17 в. и неоклассицизм второй пол. 18 – первой трети 19 в. В России, где до реформ Петра I культура оставалась средневековой, стиль проявил себя лишь с кон. 18 в. Поэтому в отечественном искусствознании, в отличие от западного, под классицизмом подразумевают русское искусство 1760–1830-х гг.
Классицизм 17 в. проявил себя в основном во Франции и утверждался в противоборстве с барокко. В архитектуре постройки А. Палладио стали образцом для многих мастеров. Классицистические здания отличает четкость геометрических форм и ясность планировки, обращение к мотивам античной архитектуры, и прежде всего к ордерной системе (см. ст. Ордер архитектурный). Архитекторы стали чаще использовать стоечно-балочную конструкцию, в зданиях четко выявляли симметрию композиции, прямые линии предпочитали изогнутым. Стены трактуются как гладкие, окрашенные в спокойные цвета поверхности, лаконичный скульптурный декор подчеркивает конструктивные элементы (постройки Ф. Мансара, восточный фасад Лувра, созданный К. Перро; творчество Л. Лево, Ф. Блонделя). Со второй пол. 17 в. французский классицизм вбирает в себя все больше элементов барокко (Версаль, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар и др., планировка парка – А. Ленотр).
В скульптуре преобладают уравновешенные, замкнутые, лаконичные объемы, обычно рассчитанные на фиксированную точку зрения, тщательно отполированная поверхность сияет холодноватым блеском (Ф. Жирардон, А. Куазевокс).
Закреплению принципов классицизма способствовало создание в Париже Королевской академии архитектуры (1671) и Королевской академии живописи и скульптуры (1648). Последнюю возглавил Ш. Лебрен, с 1662 г. первый живописец Людовика XIV, расписавший Зеркальную галерею Версальского дворца (1678–84). В живописи признавалось главенство линии над цветом, ценились четкий рисунок и статуарность форм; отдавалось предпочтение локальным (чистым, несмешанным) цветам. Сложившаяся в Академии классицистическая система служила разработке сюжетов и аллегорий, прославлявших монарха («король-солнце» ассоциировался с богом света и покровителем искусств Аполлоном). Самые выдающиеся классицистические живописцы – Н. Пуссен и К. Лоррен связали свою жизнь и творчество с Римом. Пуссен интерпретирует античную историю как собрание героических подвигов; в поздний период в его картинах возросла роль эпически величественного пейзажа. Соотечественник Лоррен создавал идеальные пейзажи, в которых оживала мечта о золотом веке – эпохе счастливой гармонии человека и природы.
Становление неоклассицизма в 1760-е гг. происходило в противостоянии со стилем рококо. Стиль формировался под влиянием идей Просвещения. В его развитии можно выделить три основных периода: ранний (1760–80), зрелый (1780–1800) и поздний (1800–30), иначе называемый стиль ампир, который развивался одновременно с романтизмом. Неоклассицизм стал интернациональным стилем, получив распространение в Европе и Америке. Наиболее ярко он воплотился в искусстве Великобритании, Франции и России. В сложении стиля существенную роль сыграли археологические находки в древнеримских городах Геркуланум и Помпеи. Мотивы помпеянских фресок и предметов декоративно-прикладного искусства стали широко использоваться художниками. На становление стиля также оказали влияние труды немецкого историка искусства И. И. Винкельмана, который считал самыми важными качествами античного искусства «благородную простоту и спокойное величие».
В Великобритании, где еще в первой трети 18 в. архитекторы проявили интерес к античности и наследию А. Палладио, переход к неоклассицизму был плавным и естественным (У. Кент, Дж. Пейн, У. Чеймберс). Одним из основоположников стиля был Роберт Адам, работавший вместе с братом Джеймсом (замок Кэдльстоун-холл, 1759–85). Стиль Адама ярко проявился в оформлении интерьеров, где им использовалась легкая и изысканная орнаментика в духе помпеянских фресок и древнегреческой вазописи («Этрусская комната» в особняке Остерли-парк в Лондоне, 1761–79). На предприятиях Д. Уэджвуда изготовляли керамическую посуду, декоративные накладки для мебели и др. украшения в стиле классицизм, получившие общеевропейское признание. Модели рельефов для Уэджвуда делались скульптором и рисовальщиком Д. Флаксманом.
Во Франции архитектор Ж. А. Габриель создал в духе раннего неоклассицизма как камерные, лирические по настрою здания («Малый Трианон» в Версале, 1762–68), так и новый по решению ансамбль площади Людовика XV (ныне – Согласия) в Париже, которая приобрела невиданную прежде открытость. Церковь Св. Женевьевы (1758–90; в кон. 18 в. превращена в Пантеон), возведенная Ж. Ж. Суффло, имеет в плане греческий крест, увенчана огромным куполом и более академично и сухо воспроизводит античные формы. Во французской скульптуре 18 в. элементы неоклассицизма появляются в отдельных работах Э. Фальконе, в надгробиях и бюстах А. Гудона. Более близки неоклассицизму произведения О. Пажу («Портрет Дю Барри», 1773; памятник Ж. Л. Л. Бюффону, 1776), в нач. 19 в. – Д. А. Шоде и Ж. Шинара, создавшего тип парадного бюста с основанием в виде гермы. Наиболее значительным мастером французского неоклассицизма и ампира в живописи был Ж. Л. Давид. Этический идеал в исторических полотнах Давида отличался строгостью и бескомпромиссностью. В «Клятве Горациев» (1784) черты позднего классицизма обрели четкость пластической формулы.
Русский классицизм наиболее полно выразил себя в архитектуре, скульптуре и исторической живописи. К архитектурным произведениям переходного периода от рококо к классицизму относятся здания Петербургской академии художеств (1764–88) А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота и Мраморный дворец (1768–1785) А. Ринальди. Ранний классицизм представлен именами В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Многие проекты Баженова остались неосуществленными, однако архитектурные и градостроительные идеи мастера оказали значительное влияние на сложение стиля классицизм. Отличительной чертой баженовских построек было тонкое использование национальных традиций и умение органично включить классицистические сооружения в существующую застройку. Дом Пашкова (1784–86) – образец типичного московского дворянского особняка, сохранившего черты загородной усадьбы. Наиболее чистыми примерами стиля являются здание Сената в Московском Кремле (1776–87) и Дом Долгоруких (1784–90-е гг.). в Москве, возведенные Казаковым. Ранний этап классицизма в России был ориентирован преимущественно на архитектурный опыт Франции; позднее значительную роль стало играть наследие античности и А. Палладио (Н. А. Львов; Д. Кваренги). Зрелый классицизм сложился в творчестве И. Е. Старова (Таврический дворец, 1783–89) и Д. Кваренги (Александровский дворец в Царском Селе, 1792–96). В ампирной архитектуре нач. 19 в. зодчие стремятся к ансамблевым решениям.
Своеобразие русской классицистической скульптуры в том, что в творчестве большинства мастеров (Ф. И. Шубина, И. П. Прокофьева, Ф. Г. Гордеева, Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демут-Малиновского, С. С. Пименова, И. И. Теребенева) классицизм тесно переплетался с тенденциями барокко и рококо. Идеалы классицизма ярче выразились в монументально-декоративной, чем в станковой скульптуре. Наиболее чистое выражение классицизм нашел в произведениях И. П. Мартоса, создавшего высокие образцы классицизма в жанре надгробия (С. С. Волконской, М. П. Собакиной; оба – 1782). М. И. Козловский в памятнике А. В. Суворову на Марсовом поле в Санкт-Петербурге представил русского полководца могучим античным героем с мечом в руках, в латах и шлеме.
В живописи идеалы классицизма были наиболее последовательно выражены мастерами исторических картин (А. П. Лосенко и его учениками И. А. Акимовым и П. И. Соколовым), в произвеениях которых преобладают сюжеты античной истории и мифологии. На рубеже 18–19 вв. усиливается интерес к национальной истории (Г. И. Угрюмов).
Принципы классицизма как набор формальных приемов продолжали использовать на протяжении всего 19 в. представители академизма.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
143.15 кб

Гуманизм, классицизм, антиковедение — духовная триада, служившая основанием европейской цивилизации

Фролов Эдуард Давидович
В статье обосновывается тесная связь европейского гуманизма с культурой классицизма и классическим образованием. Культура классицизма рождается в недрах античного, т.е. греко-римского мира.
Читать PDF
233.18 кб

2013.03.005. ДЕ ДОННО Ф. ОРИЕНТАЛИЗМ И КЛАССИЦИЗМ: БРИТАНСКО-РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ЛОРДА БРАЙСА И ЕГО ИТАЛ

Фурсов К. А.
Читать PDF
143.65 кб

2006. 04. 004. Женетьо А. Классицизм. Genetiot A. le classicisme. - P. : Presses Universitaires de F

Пахсарьян Н. Т.
Читать PDF
190.04 кб

2016.01.005. ГУЛЯЕВ Н.А. ЛЕССИНГ И КЛАССИЦИЗМ / ПОД РЕД. ЕРМОЛАЕВА А.И., КАРТАШОВОЙ И.В., СОРОЧАНА А

Жулькова К.А.
Читать PDF
206.93 кб

Музыкальный классицизм xx века и творчество Исмаила Гаджибекова

Искендерова Н. Н.
В статье прослежены основные этапы развития одного из самых сложных и многообразных явлений культуры XX века неоклассицизма.
Читать PDF
347.88 кб

Великий гений эпохи «Классицизм»

Васильева Виктория Сергеевна
В данной статье автором рассматриваются особенности эпохи классицизма, политические и социальные аспекты, повлиявшие на становление общества, искусства и культуры, а также рождение великого гения, композитора всех времен, творчест
Читать PDF
2.22 мб

Стиль классицизм в украшенном оружии (на примере творчества И. Лялина)

Бахметова Анна Владимировна
Данная статья посвящена анализу творчества крупнейшего мастера-оружейника XVIII начала XIX в.
Читать PDF
412.48 кб

Классицизм или средневековье? Проблема истоков национального искусства и общественно-политическая си

Трусова Полина Александровна
В статье представлено исследование дискуссии об истоках французского искусства, которая развернулась в общественно-политических кругах Франции в начале XX в.
Читать PDF
431.83 кб

Вячеслав Иванов и классицизм

Федотова С. В.
В статье рассматривается вопрос об отношении теоретика символизма Вячеслава Иванова (18661949) к классицизму. Анализируется ряд высказываний поэта о классицизме и классиках.
Читать PDF
229.77 кб

2012. 04. 002. Хоэндаль П. У. Неустойчивое равновесие: Адорно и германский классицизм. Hohendahl p.

Соколова Е. В.
Читать PDF
253.29 кб

Образ Наполеона в интерпретации Н. М. Карамзина и Г. Р. Державина: классицизм или сентиментализм?

Кафанова Ольга Бодовна
Аннотация В статье рассматривается образ Наполеона в творчестве Н.М. Карамзина и Г.Р. Державина.
Читать PDF
186.27 кб

2017.03.032. УЛЛИОТ ДЖ. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КЛАССИЦИЗМ ЭЗРЫ ПАУНДА: "ДУХ СРЕДНЕВЕКОВОГО РОМАНА" И ДАНЬ ФИЛ

Ибрагимова К.Р.
Читать PDF
386.92 кб

Р. Декарт и классицизм

Писарчик Л. Ю.
В статье анализируется влияние философии Рене Декарта на становление и развитие художественной системы классицизма, ярко отразившейся в творчестве выдающихся французских писателей Корнеля, Расина, Лафонтена, Буало.
Читать PDF
846.42 кб

Итальянская темповая терминология во французской исполнительской практике барокко, рококо и классици

Панов Алексей Анатольевич, Розанов Иван Васильевич
В статье обсуждается одна из важнейших и не изучавшихся ранее в комплексе российскими исследователями проблем влияние предписанной композитором итальянской терминологии на темп и аффект в интерпретации.
Читать PDF
627.92 кб

О ЧЕМ УМОЛЧАЛ ИСТОРИК И РАССКАЗАЛ КАМЕНЬ: РОЛЬ ГАЯ ЮЛИЯ КЛАССИЦИАНА В ПОКОРЕНИИ БРИТАНИИ

Бокова Нина Сергеевна
В статье рассматривается личность римского прокуратора Гая Юлия Классициана, действия которого помогли разрешить кризис в Британии в I в. н. э.

Найдено книг по теме — 15

Похожие термины:

  • ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

    художественное направление в искусстве и литературе эпохи европейского Просвещения (XVIII в.), проникну-тое страстной критикой порядков феодального мира, защитой естественных прав человека, свобод