КЛАВЕ ПРАТС Хосе Ансельмо

Найдено 1 определение
КЛАВЕ ПРАТС Хосе Ансельмо
Испанский музыкант, поэт и политик, прославился во всех трех областях, но больше всего тем, что был революционером. Родился в Барселоне 21 апреля 1824 года; сын зажиточного торговца деревом. Из–за потери глаза и в результате этого физического недостатка, стал заниматься музыкой, но лишь сольфеджио, скрипкой и флейтой. Его чудесные способности и тонкий музыкальный слух развились в раннем детстве, когда он пел в хоре с другими детьми, отличаясь точным пониманием ритма и голосов. Особенно часто они разучивали партитуры произведений, исполняемых городским оркестром и сопровождали оркестр, проходивший по улицам под аплодисменты и восторженные возгласы народа. Страстно и убежденно он участвовал в революционных выступлениях, из–за чего сидел в тюрьме. О том, что Клаве был и гитаристом, мы узнали из интереснейшей фотографии музыканта и революционера, где он снят в тюрьме с гитарой в руках. Поза его задумчивая и грустная, и можно подумать, что в горькие моменты одиночества он поверял гитаре владевшие им чувства и горечь. Каталонский писатель Хосе Субира в интересной книге "Музыкант и поэт Клаве" (Мадрид, 1924 год) пишет: "Как и Вентура, Клаве отдал предпочтение народному инструменту, но это были не духовные инструменты и не местные, а струнные и наиболее распространенные как в Европе, так и в Латинской Америке. На гитаре он аккомпанировал песню "Таверны Карденаса", "Цвети Корицы" и другие модные тогда вещи, которые он сам исполнял, переходя из кафе в кафе, будучи еще подростком, когда он еще только мечтая стать артистом, хотел заработать себе на пропитание. Гитарой отгонял Клаве многие горести, как, несомненно, отгоняли их итальянец Паганини, немец Вебер и француз Берлиоз, выдающиеся музыканты и почитатели этого наследника нашей классической виуэлы... Заключенный по политическим мотивам в тюрьму в 1845 году, Клаве, вывихнувший руку двумя годами раньше в той же крепости при штурме ее заключенными, настолько очаровывает своей игрой охранников, что они обращаются с ним менее сурово..." Несомненно, он был в высшей степени виртуозным, если мог смягчить охранников, славившихся отсутствуем всякой гуманности. В тюрьме Хосе Ансельмо Клаве задумал, а позже осуществил план собрать рабочих из художественно развитых кругов в хоровые общества, где бы они стали братьями в самом высоком из искусств – в музыке. Так возникло общество "Аврора", где он стал президентом; затем возникло "Братство" и позже "Евтерния". Его вклад в эту работу настолько велик, что все современные евтернийские общества самим своим возникновением обязаны великому их вдохновителю Клаве Пратсу. Как журналист он основывает "Метроном", а затем "Эхо Евтерна", в которой он усиливает кампанию в целях, которые были поставлены при основании этих газет. Интересны работы, которые привлекают заслуженное внимание, где он пишет для мадридских "Ла Монталья–де–Монсеррат" и "Лос сусесос". На сцене представлялись его пьесы "Пако Мондавия", "Самбра в Аль–фараче" (1851 год), "Рядом с одной стороной", а также костумбристская сарсуэла на двух языках "L’aplechdel Remey" (1858 год). Клаве обладал богатым поэтическим вдохновением, особенно известны его песни "Цветы Манга", " Los xiquets de Valls", "Праздники Синки" (хота с хором), "Вербена Сан Хуана" (вальс–хота с хором), "Рыбаки", "Слава Испании", "Благодарность" и др. Хосе Клаве занимал высокие посты в политической жизни Испании, был президентом депутации провинции Барселона, занимал пост в гражданском правительстве Кастельона, был депутатом переходной хунты и хунты вооружения против карлентов. Тяжелая болезнь прервала жизнь неутомимого борца 25 февраля 1874 года в г. Барселоне. Через два года после его смерти евтернийские общества построили ему пантеон на старом кладбище, а народ Барселоны по подписке собрал средства на памятник на углу Рамбла де Каталунья и улицы Валенсия. Департамент его родного города распорядился об установлении мемориальной доски на доме, где он умер на улице Хухла, а сеньор дон Мануэль Хирона – еще одной на доме, где родился выдающийся каталонец, на площади графа Мединаселас, старинной резиденции князя де Санта Колома, в настоящее время принадлежащем Хироне.

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998