Клеанф
Клеанф
(род. ок. 330 до н. э. в Ассе, ум. ок. 230 до н. э.). греч. философ, ученик Зенона Китионского, сменивший его на посту главы стоич. школы. В своих философских воззрениях К. был последователем Зенона; особое значение он придавал теологии, о чем свидетельствует дошедший до нас отрывок гимна Зевсу.
Источник: Словарь античности. 1989
Клеанф
из Асс в Троаде, 331-232 гг. до н. э., греческий философ. В зрелом возрасте прибыл в Афины, где сделался учеником Зенона Кифеонского. Происходил из бедной семьи, и даже будучи философом, зарабатывал себе на жизнь физическим трудом. В 262-232 гг. был руководителем Стои. В учении Зенона развивал в основном религиозное направление. К. считал мир единством, душой и разумом которого является Бог, традиционно называемый Зевсом, а сердцем — Солнце. Гармония мира непостижима для людей, жаждущих богатства, славы, развлечений — вещей, недостойных философа. В высокой степени литературно одаренный, он заботился о форме своих произведений, которых написал всего 50 (сохранились только фрагменты). Наиболее известен сохранившийся целиком гекзаметрический Гимн Зевсу.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
КЛЕАНФ
• Cleanthes,
????????,
1. см. Pictores, Живопись, 1;
2. философ, живший ок. 260 г. до Р. X., родом из Асса в Мисии, вырос в такой нужде, что должен был трудами рук своих добывать себе пропитание, вследствие чего его в насмешку называли ????????? (водовоз). В течение 20 почти лет он слушал наставления Зенона и был его преемником в управлении стоической школой. К. считал солнце разумным, божественным началом, все в мире сохраняющим и поддерживающим. Впоследствии он вступил в горячий спор со своим учеником Хрисиппом. Жизнь свою кончил, как говорит предание, самоубийством, уморив себя голодом на 80 году жизни. Из произведений К. сохранился у Стобея (ecl. phys. 1, 2, 12) только состоящий из 38 гекзаметров гимн в честь Зевса, отличающийся возвышенностью мыслей, но вместе с тем и некоторою небрежностью. (Греческий текст этого гимна с немецким переводом изд. Mohnike в 1814 г.; принадлежность гимна К. доказывал С. Petersen, 1829).
????????,
1. см. Pictores, Живопись, 1;
2. философ, живший ок. 260 г. до Р. X., родом из Асса в Мисии, вырос в такой нужде, что должен был трудами рук своих добывать себе пропитание, вследствие чего его в насмешку называли ????????? (водовоз). В течение 20 почти лет он слушал наставления Зенона и был его преемником в управлении стоической школой. К. считал солнце разумным, божественным началом, все в мире сохраняющим и поддерживающим. Впоследствии он вступил в горячий спор со своим учеником Хрисиппом. Жизнь свою кончил, как говорит предание, самоубийством, уморив себя голодом на 80 году жизни. Из произведений К. сохранился у Стобея (ecl. phys. 1, 2, 12) только состоящий из 38 гекзаметров гимн в честь Зевса, отличающийся возвышенностью мыслей, но вместе с тем и некоторою небрежностью. (Греческий текст этого гимна с немецким переводом изд. Mohnike в 1814 г.; принадлежность гимна К. доказывал С. Petersen, 1829).
Клеанф
333 - 232)
др.-гр. философ-стоик, ученик и преемник Зенона из Китиона (с 264). Происх. из Ассы (Троада, М. Азия). В молодости был кулачным бойцом, ок. 280 приехал в Афины и стал заниматься философией. Диоген Лаэртский называет 50 соч. К. филос., этич. и полит, характера, от к-рых дошли немногочисл. фр-ты. Почти полностью сохранился поэтич. «Гимн Зевсу», в к-ром К. рисует образ Зевса, управляющего Вселенной с помощью всеобщ, закона. Зевс К. подчиняет все, объединяя «благо» и «зло» и создавая из огненной стихии единый Мир-Логос, к-рый упорядочивает космос. К. осуждает стремление людей к плотским наслаждениям, показывает их полную беспомощность перед лицом судьбы, отождествляемой с Логосом. Др. работы К. представляли собой коммент. к гл. трудам Зенона и Гераклита и не содержали самостоятельной филос. концепции. Много занимаясь физ. трудом и ведя скромный образ жизни, К. обеспечил личностную преемственность стоического учения; его последователем и преемником в Др. Стое был Хрисипп.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
др.-гр. философ-стоик, ученик и преемник Зенона из Китиона (с 264). Происх. из Ассы (Троада, М. Азия). В молодости был кулачным бойцом, ок. 280 приехал в Афины и стал заниматься философией. Диоген Лаэртский называет 50 соч. К. филос., этич. и полит, характера, от к-рых дошли немногочисл. фр-ты. Почти полностью сохранился поэтич. «Гимн Зевсу», в к-ром К. рисует образ Зевса, управляющего Вселенной с помощью всеобщ, закона. Зевс К. подчиняет все, объединяя «благо» и «зло» и создавая из огненной стихии единый Мир-Логос, к-рый упорядочивает космос. К. осуждает стремление людей к плотским наслаждениям, показывает их полную беспомощность перед лицом судьбы, отождествляемой с Логосом. Др. работы К. представляли собой коммент. к гл. трудам Зенона и Гераклита и не содержали самостоятельной филос. концепции. Много занимаясь физ. трудом и ведя скромный образ жизни, К. обеспечил личностную преемственность стоического учения; его последователем и преемником в Др. Стое был Хрисипп.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)