, Пауль (Klee, Paul) 1879, Мюнхенбухзее, близ Берна — 1940, Локарно. Швейцарский живописец, график и теоретик искусства. Учился в Мюнхене у Книрра и в Академии художеств у Штука (1898—1901). Совершив в 1901—1902 поездку в Италию, вернулся в Берн, где занимался главным образом графикой (серия гравюр на цинке Инвенции, 1903—1904). После кратковременного пребывания в Париже (1905) и Берлине (1906) обосновался в Мюнхене, где в 1911, сблизившись с Кандинским, Марком, Макке, примкнул к объединению "Синий всадник". При втором посещении Парижа (1912) состоялось его знакомство с Делоне, с живописью Пикассо, Брака и Анри Руссо. Важным событием в творческой биографии Клее стала его поездка в Тунис (апрель 1914), где пробудился колористический дар художника; отныне, не расставаясь с графикой, он активно занялся живописью. В акварелях и картинах маслом, выполненных по наброскам с натуры, художник варьировал темы североафриканской природы и мусульманской архитектуры, достигая высокой степени абстрагирования в линейно-ритмической и колористической переработке исходного мотива (По мотиву Хаммамета, 1914, Базель, Художественный музей; Кайруан <Отъезд>, 1914, Ульм, Гор. музей). После прохождения военной службы в резервном подразделении (1916—1918) Клее вернулся в Мюнхен, где в 1920 в галерее Гольца состоялась его большая персональная выставка. В том же году в Берлине вышла книга его размышлений об искусстве Творческая исповедь (написана в 1918). В 1921 Клее по приглашению В. Гропиуса приступил к преподавательской работе в Баухаузе (Веймаре), где руководил вначале переплетной мастерской, а затем мастерской живописи по стеклу. В Баухаузе Клее разработал оригинальную теорию формообразования, основанную на представлении о единых закономерностях, управляющих процессами морфогенеза в природе и в художественном творчестве. Содержание теории изложено в его книге Пути изучения природы (1923, издание Баухауза); вытекающие из нее методы и приемы построения динамически развивающейся формы художник демонстрировал в лекционном курсе и обобщил в Книге педагогических эскизов (1925). В Баухаузе дружба с Кандинским обрела характер тесного и плодотворного творческого общения. В 1924 Клее вступил в основанное Кандинским художественное объединение "Синей четверки" (наряду с А. Явленским и Л. Файнингером). Период работы в Баухаузе, в Веймаре и Десау (до 1930) был периодом наивысших творческих достижений Клее. В каждой из его композиций последовательно выдерживаются тот или иной метод, принцип системной организации, внутри которой возникают фигуративные образы как результат зрительной интерпретации формальных структур. Абстрактная архитектура (или, по выражению Клее, анатомия) картины, стимулируя воображение, вызывает предметное видение. Модульные построения, конгруэнтные фигуры, кристаллоподобные образования, тональные последовательности непрерывно перемещаются, порождая мгновенные грезоподобные образы (Город-греза, 1921, Турин, частное собрание; Вид города с красно-зелеными акцентами, 1921, Кельн, частное собрание; Магический театр, 1923, Берн, Художественный музей; Шут в трансе, 1929, Кельн, Музей Людвига). В "параллельных фигурациях" возникает своего рода интерференция: отношения между зрительными элементами непрерывно меняются, порождая два, три ряда иллюзорных образов-миражей (Комедия, 1921, Лондон, галерея Тейт; Керамика — Эротика — Религия, 1921, Берн, Художественный музей). Некоторые импровизации строятся на мотивах восточного искусства — персидской миниатюры, керамики (Пейзаж с желтыми птицами, 1923, Швейцария, частное собрание; Золотая рыбка, 1925, Гамбург, Кунстхауз). Картины и акварели Клее наполнены историко-культурными аллюзиями. В них отразились познания художника в области мировой литературы, философии, мифологии, а также впечатления от путешествий (1926 — Италия, 1927 — Корсика, 1928 — Бретань и Египет, 1929 — Баскония, 1931 — Сицилия и Северная Италия). Так, ветвящаяся композиционная структура полотна Главный и окольные пути (1929, Кельн, Музей Людвига) воссоздает некое суммарное представление о природе и истории Египта. В картине Ad Parnassum (К Парнасу, 1932, Берн, Художественный музей) античные реминисценции сливаются с воспоминаниями о мозаиках Равенны и Венеции. Открытая книга (1930, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма) вызывает ассоциации с инкунабулой, с древними каменными плитами, хранящими таинственные письмена. Клее был почти профессиональным музыкантом. Некоторые его абстракции являются зрительным эквивалентом тональных и ритмических отношений в музыке (Старинное звучание. Абстракция на черном фоне, 1925, Базель, Художественный музей); автоматическое блуждание линий, создающих сложные пространственные построения, сходно с импровизациями солирующих инструментов (Перспектива комнаты с обитателями, 1921; Эквилибрист, 1923, обе — Берн, Художественный музей). В 1931 Клее, покинув Баухауз, стал профессором дюссельдорфской Академии художеств. В 1933, спасясь от нацистского режима, вернулся на родину, в Берн. Тяжелое заболевание (эпидермия), настигшее художника в 1935, привело к значительному ограничению мускульной подвижности. Несмотря на скованность движений, Клее продолжал писать. В бернский период он много экспериментировал с техникой живописи, работал масляными, клеевыми, восковыми красками по джутовой, деревянной, бумажной основе. Картины этого времени, написанные широким движением кисти, отличаются предельной лаконичностью укрупненных форм (Любовная песнь в новолуние, 1939, Берн, Художественный музей; Голос из эфира, 1939, Лондон, Музей Виктории и Альберта; Наскальная флора, 1940, Берн, Художественный музей). В работах, выполненных незадолго до смерти и проникнутых трагическим предчувствием конца, форма редуцируется до нескольких росчерков черной краски, разрывающих, подобно трещинам, картинную плоскость (Играющий на литаврах, Раненый, Смерть и огонь; все — 1940, Берн, Художественный музей).
Лит.: Шевалье Д. Пауль Клее. М., 1995; Klee P. Pedagogical Sketchbook. London, 1953; Klee P. Das bildnerische Denken. Basel, 1956; Klee P. The Diaries, 1889—1918. Univ. of California Press, 1964; Grohmann W. Paul Klee. London, 1954; Plant M. Paul Klee: Figures and Faces. London, 1978.
В. Крючкова
0.00 байт
Визуальность в аспекте литературного портретирования: Три картины Пауля Клее
В данной статье осуществлена попытка рассмотреть актуальные для литературного портретирования информационную, оценочную и аналитическую функции сквозь призму визуальности.