[12(24).2. 1868, Петербург — 13(26). 10.1910, Тифлис]. похоронен в Александре-Невской лавре, Петербург — арт. оперы (лирико-драм. тенор) и оперетты. Образование получил в Коммерческом уч-ще и в кадетском корпусе. В 1887—88 выступал в Петерб. оперетте (антр. С. Пальма, дебютировал в роли Баринкая в "Цыганском бароне" И. Штрауса). В этот период брал уроки пения у К. Кржижановского. В 1889 учился пению в Париже (у проф. Оливьери), в 1890 — в Милане (у М. Петца). Летом 1888 выступал в оперетте в Одессе и Харькове (антр. В. Родона), В 1890—91 — в Петербурге, в 1891—92 — в Москве (антр. М. Лентовского). В 1888—89 солист Киев. оперы (антр. И. Сетова), в 1889—90 — Тифлис. оперы (антр. В. Форкатти), в 1892—1902 — моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Германа — "Пиковая дама"; П. Чайковский высоко оценил певца в этой роли), на сцене к-рого исп. 35 партий. Позднее пел в оперных т-рах Петербурга (Большой зал конс., Частная опера, антр. У. Гвиди, 1902; Новый летний т-р "Олимпия", Рус. опера, антр. Е. Кабанова и К. Яковлева, 1903 и 1906; Мариинский т-р, 1906; "Новая опера", антр. А. Церетели, 1906; Нар. дом, 1907—09), Москвы (т-р "Аркадия", антр. М. Медведева, 1903—04; Опера С. Зимина; Частная опера С. Мамонтова), в оперных т-рах Н. Новгорода (антр. А. Дракули, 1905), Харькова и Киева (1905). Гастролировал в Одессе, Харькове, Казани, Киеве, Тифлисе, Баку и за границей — в Париже (т-р "Олимпия", 1904; пел партию Собинина и был партнером Ф. Шаляпина), в 1906 — по городам Европы и Америки, в 1908 — в Софии. Не получил профессионального образования, однако благодаря упорному труду достиг вокального мастерства. Обладал красивым сильным голосом (баритонального оттенка с хорошо поставленным верхним регистром) широкого диапазона (св. двух октав), актер. дарованием. Исп. отличалось повышенной эмоциональностью. Создавая образ, большое внимание уделял жесту и пластике. Репертуар певца насччывал св. 50 партий (лирич., драм., характерные). Его комическое дарование проявилось в партии Бобыля. В числе близких певцу партий были те, в к-рых преобладала эффектная внешняя сторона.
1-й исп. партии: Молодого цыгана ("Алеко" С. Рахманинова), Родольфа ("Анджело", 2-я ред.), Рузова ("Потемкинский праздник"); в Большом т-ре — Бобыля ("Снегурочка"), Водемона ("Иоланта"), Детины ("Федул с детьми"); в Москве — Зигмунда ("Валькирия"), Хозе ("Кармен"); в Петербурге — Николая ("Тушинцы"); в Н. Новгороде — Нерона ("Нерон"); на рус. сцене — Фет-Али ("Попугай"). Лучшие партии: Нерон ("Нерон"), Герман ("Пиковая дама"), Ленский (до Л. Собинова был лучшим исп. этой партии), Садко (в этой партии был единственным соперником А. Секар-Рожанского), Левко ("Майская ночь"), Владимир Дубровский, Канио, Рауль, Ричард, Тангейзер, Хозе ("Кармен"). Др. партии: Баян, Синодал, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Андрей ("Опричник"), Школьный учитель ("Черевички"), Водемон, Трике, Владимир Игоревич, Руальд, Княжой дурак; Фауст ("Фауст"), Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Радамес, Джеральд, Фра-Дьяволо, Леопольд. Партнеры: Е. Азерская, М. Дейша-Сионицкая, О. Камионскии. М. Максаков, Т. Руффо, Н. Салина, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Купера, Дж. Пагани.
К. был в числе первых рус. певцов, записывавшихся на грампластинки. В 1902, 1903 и 1909 фирма "Граммофон" выпустила десять дисков с записью голоса певца. Среди его учеников — Е. Виттинг.
Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 43—44; Юбилей Л. М. Клементьева // Обозрение театров. 1908. № 299. С. 16—17; Л. М. Клементьев. (Некролог) // Рампа и жизнь. 1910. № 42. С. 693; Проводы праха Л. М. Клементьева // Театр. 1910. № 724. С. 9; Салина Н. В. Жизнь.и сцена: Воспоминания. — Л.; М., 1941. С. 133—134; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962; Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство запечатленного звука: Очерки по истории граммофона. — М., 1964. С. 117; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре. Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 20—21.